Демократическое государство
Демократией называется форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника легитимного насилия.
Различают прямую (непосредственную) и представительную демократию.
В первом случае, коллективные решения принимаются на основе непосредственного участия всех граждан.
Во втором – граждане выбирают представительные органы (в этом случае, их выборность – одно из условий демократии), которые осуществляют принятие решений.
1) Ничто не говорит в пользу того, что это государство будет стремиться к максимизации общественного благосостояния. Ведь надо уметь определять общественную полезность. Но как ее вычислить?
Существуют разные мнения относительно общественного благосостояния:
· это сумма доходов, получаемых членами общества (такая функция называется утилитаристской):
· это сумма полезностей членов общества от полученного им дохода (функция Бергсона-Самуэльсона)
· это сумма полезностей, отражающих отношения членов общества к рискам. Если для них риск – антиблаго, то будет иметь значение только минимальный доход, который они могут получить. Их сумма составит общее благосостояние (функции Дж. Роллза).
|
|
2) Общество не может, как отдельный индивид, максимизировать свою полезность. Оно не имеет кривых безразличия и поэтому не сможет максимизировать общую полезность без перераспределения доходов, осуществляемого государством. Но такое перераспределение невозможно по ряду причин:
· ограниченность информации в распоряжении государства
· стремление индивидов искажать ее
· большой объем необходимого перераспределения и связанные с этим издержки
· соображения справедливости (если богатые индивиды имеют больше возможностей для преумножения своего богатства, то возможно, что перераспределение должно осуществляться в их пользу).
3) У государства нет инструмента, аналогичного рынку, для выявления предпочтений граждан. Поэтому оно вынуждено прибегать к иным методам. Например, к голосованию.
Проблема: как должен определяться победитель в голосовании?
Вариант 1. Победившая альтернатива будет определяться исходя из количества очков, которое она наберет. В общем случае каждый голосующий должен ранжировать альтернативы, поставив каждой из них некоторое количество очков, которое затем будет суммироваться по всем голосующим (правило Ж.-Ш. де Борда.)
Вариант 2. Голосование происходит по каждой паре альтернатив простым большинством голосов (определение победителя А. де Кондорсе).
Оказывается, что в общем случае, ни первый, ни второй вариант не позволяет сделать однозначный коллективный выбор (парадокс Кондорсе).
|
|
Рассмотрим следующую ситуацию, представленную в таблице 1.
Таблица 1. Пример ранжирования альтернатив при коллективном выборе
Участники голосования | Альтернативы | ||
А | В | С | |
Индивид 1 | |||
Индивид 2 | |||
Индивид 3 |
Здесь нет победителя по Борда: каждая альтернатива наберет по 6 очков!
Но нет и победителя по Кондорсе. В самом деле, при сравнении альтернатив А и В побеждает А (ее предпочтут индивиды 1 и 3), при сравнении В и С – В, а при сравнении А и С – С! Т.е. А лучше В, В лучше С, но С лучше А
К. Эрроу: теорема о невозможности. Согласно теореме Эрроу при голосовании простым большинством можно не найти равновесного решения.
Проблема может решаться с использованием диктаторского механизма принятия решений, когда в качестве решения всего общества принимаются предпочтения диктатора. Если же рассматривать альтернативные правила принятия решений, учитывающие мнения всего общества, (голосование квалифицированным большинством, рейтинговое голосование и т.п.) проблема не решается.
2. Проблема отношений «принципал – агент»
Здесь принципал – граждане, агент – высший административный аппарат.
Особенность агента:
· это выборные лица
· они являются промежуточным звеном между бюрократами и гражданами,
· они ставят задачи бюрократам и продают эти задачи гражданам за голоса.
Особенность принципала (в сравнении с внутрифирменными отношениями):
· интересы граждан разнородны и многообразны
· гражданам трудно контролировать агентов (проблема асимметрии информации, отсутствие механизмов автоматической оценки аналогичных фондовому рынку)
· гражданам трудно выйти из структуры государства, они привязаны к стране
· у граждан нет ограниченной ответственности
· агенты могут навязывать гражданам правила игры, меняя их