Планы семинарских занятий

Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «История отечественного государства и права» являются лекции и семинары. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету или экзамену.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия и вопросы темы, даются рекомендации для самостоятельной работы. Студенты должны внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Изучение наиболее важных тем учебной дисциплины завершается семинарскими занятиями, которые обеспечивают: контроль преподавателем уровня подготовленности студентов; закрепление изученного материала; развитие навыков подготовки докладов и сообщений по историко-правовой проблематике; приобретение опыта устных публичных выступлений и участия в дискуссиях; умение грамотно аргументировать и защищать выдвигаемые положения и тезисы.

Накануне семинарского занятия студенты должны самостоятельно освоить лекционный материал и соответствующие разделы и главы в учебниках и учебных пособиях, а также литературу, рекомендованную преподавателем.

Подготовка к семинару предполагает обращение студентов за консультацией к преподавателю. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.

Семинарские занятия могут проводиться и в форме учебных конференций, включающих выступления студентов с докладами по отдельным историко-правовым темам. Основу докладов, как правило, должны составлять материалы лекций, а также рекомендованная преподавателем научная литература.

Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал, с которыми студент имеет право ознакомиться. Необходимо иметь в виду, что значительная часть вопросов по дисциплине «История отечественного государства и права» выносится на итоговую государственную аттестацию.

Важным видом работы студентов при изучении дисциплины «История отечественного государства и права» является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Материал, изложенный в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить и расширить в ходе самостоятельной работы, осваивая в библиотеке рекомендованную преподавателем учебную и научную литературу. Большое значение приобретает при этом форма предварительного самостоятельного изучения материала по теме следующей лекции.

Студентам не рекомендуется планировать освоить весь материал только за время подготовки к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, является достаточно низким.

Большое значение для организации самостоятельной работы имеют консультации преподавателя, которые могут быть как индивидуальными, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «История отечественного государства и права» необходимо начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании темы, следует изучить данную тему по учебнику в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого необходимо ознакомиться с нормативно-правовыми актами, действовавшими в изучаемый период, а также с работами известных историков и правоведов. По рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Навыки исследовательской работы по данной дисциплине приобретаются путем подготовки студентами докладов. Работа над докладом включает анализ значительного круга источников и научной литературы по избранной теме. Она способствует активизации развития самостоятельного, творческого мышления, усвоению приемов применения полученных знаний при анализе тех или иных историко-правовых проблем.

Удельный вес занятий, проводимых в активной и интерактивной формах, определяется главной целью подготовки бакалавра юриспруденции, особенностью контингента обучающихся, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом. В учебном процессе они должны составлять
не менее 20 % аудиторных занятий.

Семинар 1. Предмет и задачи курса «История отечественного государства и права»

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и место учебной дисциплины «История отечественного государства и права» в системе юридических наук.

2. Принципы и методы ее изучения.

3. Периодизация курса.

4. Общая характеристика основных источников права. Историография истории отечественного государства и права.

Семинар 2. Государство и право Древней Руси (IX – XII вв.)

Вопросы для обсуждения:

1. Государственный строй Древней Руси.

2. Источники древнерусского права: договоры Киевской Руси с Византией, уставы князей Владимира и Ярослава, Русская Правда.

3. Правовое положение населения по Русской Правде.

а) Феодалы: состав класса феодалов, личные и имущественные права.

б) Смерды. Зависимые люди: закупы, рабы, холопы, челядь.

4. Гражданское и уголовное право по Русской Правде.

а) Вещное право.

б) Обязательственное право.

в) Наследственное право.

г) Семейное право.

д) Система преступлений.

е) Основные виды наказаний.

5. Суд и процесс.

а) Центральные административно-судебные органы.

б) Местные суды.

в) Предварительные судебные действия и стадии процесса.

г) Виды доказательств.

Семинар 3. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII – XV вв.)

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности государственного устройства русских земель в период феодальной раздробленности.

а) Галицко-Волынское княжество.

б) Владимиро-Суздальское княжество.

в) Новгородская и Псковская феодальные республики.

2. Правовое положение населения.

а) Феодалы.

б) Зависимое население.

3. Развитие права. Новгородская и Псковская судные грамоты.

4. Гражданское право: вещное право, обязательственное право, наследственное право.

5. Уголовное право и процесс. Преступление и наказание: общее понятие преступления, состав преступления, система преступлений и наказаний. Система доказательств.

6. Русь и Золотая Орда. Характер зависимости русских княжеств от монголо-татарских завоевателей.

Семинар 4. Образование Русского централизованного государства и развитие права (вторая половина XIV – первая половина XVI в.)

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки образования Московского государства.

2. Государственный строй Русского централизованного государства в XV – первой половине XVII в.

3. Правовое положение сословий: феодалы, городское (посадское) население, крестьяне. Начало всеобщего закрепощения крестьян.

4. Гражданское право по Судебнику 1497 г.

а) Вещное право.

б) Обязательственное право.

в) Наследственное право.

5. Уголовное право и процесс по Судебнику 1497 г.

а) Понятие и виды преступлений.

б) Система наказаний.

в) Формы процесса.

г) Процессуальные действия.

Семинар 5. Сословно-представительная монархия в России и развитие права (вторая половина XVI – первая половина XVII в.)

Вопросы для обсуждения:

1. Общественный строй.

а) Правовое положение сословий: феодалы, городское (посадское) население, крестьяне.

б) Завершение процесса закрепощения крестьян.

2. Государственный строй.

а) Земские соборы.

б) Местные органы сословного представительства.

3. Государственные реформы середины XVI в.

4. Гражданское право по Судебнику 1550 г. и Соборному Уложению 1649 г.

а) Вещное право.

б) Обязательственное право.

в) Наследственное право.

5. Семейное право.

6. Уголовное право и процесс: понятие и виды преступлений; система наказаний; формы процесса; виды доказательств.

Семинар 6. Государство и право России в период становления и развития абсолютной монархии (вторая половина XVII –XVIII в.)

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности абсолютной монархии в России.

2. Реформы Петра I.

3. Дворцовые перевороты.

4. Просвещенный абсолютизм. Губернская и судебная реформы 1775 г.

5. Правовое положение сословий: дворянство, духовенство, мещанство, крестьянство.

6. Гражданское, наследственное и семейное право в XVIII в.

7. Уголовное право и процесс в XVIII в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: