double arrow

О вступительном сочинении


ОТ АВТОРА

Приложение 3 95

Приложение 2 73

Приложение 1 67

Написание и редактирование 62

Составление плана 46

Выбор жанра 31

Подбор материала 29

Обдумывание темы и определение идеи сочинения 10

Выбор темы 9

О вступительном сочинении 6

От автора 4

Оглавление

ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ

СИМОН УШАКОВ

МИТРОПОЛИТ АЛЕКСЕЙ

АНДРЕЙ РУБЛЁВ ТРОИЦА

ФЕОФАН ГРЕК ДОНСКАЯ БОГОМАТЕРЬ

МАКАРИЙ ЕГИПЕТСКИЙ ДАНИИЛ СТОЛПНИК

ТРОИЦА

СПАС ПАНТОКРАТОР

РОСПИСИ В Ц. СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА ИЛЬИНЕ УЛИЦЕ

ФЕОФАН ГРЕК


       
 
   
 




ДИОНИСИЙ РАСПЯТИЕ




СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

(СПАС НА УБРУСЕ)

 
 

6. «Стиль, отвечающий теме» 57

Современный книжный рынок насыщен значительным количеством самых разнообразных пособий, так или иначе связанных с жанром сочинения. Хотя целый ряд высших учебных заведений отменил сочинение и в качестве вступительного экзамена выбрал тестирование, количество этих пособий не убывает. Этот феномен связан, видимо, с тем, что сочинение остается одним из школьных выпускных экзаменов и будет оставаться им на протяжении длительного времени.

Одни пособия предлагают готовые сочинения, другие – свод правил, следуя которым можно написать сочинение на заданную на вступительном экзамене тему.

Не стоит доверять пособиям первого типа, которые, предлагая своеобразный second hand, уверяют абитуриента, что все эти сочинения - золотые, серебряные, бронзовые и т.п., - итог долгого кропотливого труда составителя, который не покладая рук собирал их в течение ряда лет. Оставим эти измышления на совести составителей и обратимся к фактам. В одном из пособий (111 вариантов сочинения 95/96. Шпаргалка. – СПб, 1996.) дано сочинение «Образ автора в романе Пушкина “Евгений Онегин”», в котором имеются следующие строки:

«Обращение к Баратынскому: «Певец пиров и грусти томной…»

«Так бы языков вдохновенный

В порывах сердца своего

Поешь бог ведает кого,..

Берёт перо, его стихи




Звучат и льются. Их читает

Он вслух, в лирическом жару,

Как Дельвиг пьяный на пиру,

У скучной тётки Таню встретил,

К ней как-то Вяземский подсел.

И душу ей занять успел». (С. 151).

В этом отрывке из «Евгения Онегина»(?) сохранены пунктуация и орфография составителя пособия. Остаётся выяснить, из каких трех строф составлена эта «строфа», сколько орфографических и пунктуационных ошибок допустил автор М.В.Иванов, рекомендующий своё пособие «для школьников и абитуриентов», и какую оценку получит абитуриент, если он воспользуется этой шпаргалкой.

Пособия второго типа предлагают не готовые сочинения, написанные некими школьниками 10 лет тому назад, а рекомендации, правила по написанию сочинения. К сожалению, ряд пособий начинается с общих рекомендаций, которые занимают несколько страниц, а заканчиваются теми же образцами сочинений.

Данное пособие – пособие второго типа. Его автор убеждён, что нужно учить не списывать, а писать сочинения и что этому можно научить. Основанием для этого суждения служит опыт работы с учащимися старших классов и со слушателями подготовительных курсов. Наличие такого опыта послужило поводом для переработки пособия «Вступительное сочинение: от замысла к воплощению», которое вышло 1995 году. Новое пособие существенно расширено и дополнено. Оно адресовано не только абитуриентам, но и ученикам старших классов, а также преподавателям русского языка и литературы, которые сталкиваются с определенными трудностями при подготовке учащихся к сочинению.



В пособии представлен свод правил по написанию сочинения. Семь глав пособия – семь основных этапов работы над сочинением. В каждой из глав имеются «вопросы и задания» и «полезные советы». Первые можно не выполнять, ко вторым – не прислушиваться. На то и существуют полезные советы, что ими можно не руководствоваться. Тем не менее, советуем обратить внимание на то и другое.

Приложение 1 представляет список тем выпускных сочинений, предложенных абитуриентам Иркутского государственного университета в 1995-1999 годах. Данные темы могут использоваться как преподавателем литературы для работы в классе, так и абитуриентом для самостоятельной работы. Иногда автор пособия отсылает читателя к этому приложению. Обратите внимание, что вузовские темы сформулированы иначе, чем школьные, и охватывают значительно больший круг произведений.

Приложение 2 составлено из сочинений, написанных учащимися школы № 44 г. Иркутска. В данное методическое пособие они включены как примеры сочинений различных жанров: рецензии, дневника, интервью.

Приложение 3 включает фрагменты школьных сочинений, которые заставят Вас улыбнуться и помогут избежать подобных ошибок. Говорят, что только глупый учится на собственных ошибках, умный учится на ошибках других. Пусть этот раздел научит Вас тому, как не надо писать сочинение.

Пособие завершает список рекомендуемой литературы.

Письменная работа по русскому языку и литературе – сочинение – является важнейшим экзаменом при поступлении в высшие учебные заведения, и именно он становится камнем преткновения для многих абитуриентов. Данное пособие составлено в помощь выпускникам школ, лицеев, гимназий, колледжей, техникумов и училищ, самостоятельно готовящихся к вступительным экзаменам в вузы, пособие также может быть использовано преподавателями русского языка и литературы для коррекции умений и навыков, связанных с работой учащихся над сочинением. При этом учитывается тот разрыв, который в последнее время возник между школьной программой по литературе, зачастую альтернативной, и вузовской программой по предмету. «Как бы ни были хороши авторские программы лицеев и частных школ, ориентированные на элитарность и развитие интеллектуальных и мыслительных способностей учащихся среднего звена, но и они, к сожалению, не всегда учитывают тот базовый теоретический уровень филологических понятий, без которого задача, поставленная перед абитуриентом, фактически неразрешима. В результате мы имеем рассуждения по «поводу» темы, а не по существу. А чаще – непонимание темы вообще, - пишет И.В.Путлина в своей статье «Проблема сочинения или Печальный опыт абитуриента».

Так что же должен знать абитуриент об экзаменационном вузовском сочинении, чтобы его опыт не стал действительно печальным?

Выше уже говорилось о «ножницах», которые возникают между школьной (лицейской, гимназической) программой по литературе и программой вузовской. Постарайтесь перед написанием вступительного сочинения познакомиться с программой по литературе. Стандартная программа помещена в пособии для поступающих в вузы Российской Федерации, но она может быть откорректирована – расширена или сужена – приемной комиссией учебного заведения. Об изменениях в стандартной программе Вы должны узнать заранее.

Абитуриенту предлагается на выбор 5-7 тем. При этом формулировки вузовских тем, по сравнению с формулировками школьными, жёстче, конкретнее, имеют меньшую степень свободы. Сравните два блока тем 1999 года.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: