double arrow

Полезные советы.. Для успешного решения этой задачи на вступительном экзамене необходима подготовительная работа (самостоятельная или на уроках литературы): анализ 4-6 близких


Полезные советы.

Для успешного решения этой задачи на вступительном экзамене необходима подготовительная работа (самостоятельная или на уроках литературы): анализ 4-6 близких тем, что позволит лучше понять своеобразие каждой из них. Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся определяли идею и формулировали её как устно, так и письменно. Письменная формулировка идеи – зерно сочинения. Чем больше таких «зёрен» будет в запасе абитуриента, тем успешнее будет его работа на вступительных экзаменах. Иногда полезнее вместо написания одного сочинения обдумать тему и определить идею нескольких сочинений, которые Вы сможете написать на выпускном или вступительном экзамене.

Опыт работы свидетельствует, что «ключевое слово» в формулировке темы находится быстро и чаще всего правильно. На верное обдумывание темы затрачивается времени значительно больше. И крайне редко можно услышать верную и точную формулировку идеи сочинения – конкретно выраженной мысли, о чем же Я буду писать. Иногда во время обдумывания темы и определения идеи сочинения учащиеся неоправданно сужают тему.

Итак, без четко определенной идеи – о чём я буду писать сочинение – работа не может быть продолжена.

Возьмём темы:

1.Моё отношение к Татьяне Лариной;

2.«Я так люблю Татьяну милую мою…»;

3.«Татьяны милый идеал…»;

4.«Татьяна русская душою…»;

5.Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин».

В первой теме ключевым словом будет «моё отношение», следовательно, Вы должны написать сочинение о Вашем личном отношении к пушкинской героине. Определим идею: какие стороны характера и поступки героини вызывают у Вас симпатию какие – антипатию, какие – неоднозначную оценку. Простота этой темы кажущаяся. В центре – Ваше личное отношение к Татьяне Лариной, но Вы должны сравнить свое отношение с отношением

· автора романа – А.С.Пушкина;

· героев романа – Онегина, Ленского, Ольги, гостей Лариных, представителей московского и петербургского общества;

· исследователей романа – В.Г.Белинского, Д.И.Писарева, Ю.М.Лотмана; Я.М.Смоленского, Н.Г.Долининой и др.;

· читателей романа.

Аналогичная схема может быть использована и в других темах, где ключевыми будут слова «моё отношение». Помните, что Ваше отношение к героям может со временем измениться. Причиной тому может стать новое прочтение произведения или знакомство с новыми исследованиями. Вы можете написать в своём сочинении, как и под влиянием чего изменилось Ваше отношение к литературному герою.

Темы типа «Моё отношение…» крайне важны для работы над сочинением. Они помогают сформировать критическое отношение пишущего к предмету анализа, письменно изложить свои доводы «за» и «против». Впоследствии при работе над сочинением в жанре рецензии Вы почувствуете, насколько это было важно.

Во второй теме ключевым словом будет слово «люблю», и в этом сочинении следует уже говорить об отношении автораА.С.Пушкина – к своей героине: за что поэт любит Татьяну Ларину.

Близка к этой теме и третья – «Татьяны милый идеал», где ключевыми словами будут «милый идеал». Обратитесь к своей таблице: слово идеал имеет два значения. Одно из них – «совершенное воплощение, лучший образец чего-либо». Обратите внимание: Татьяна не просто идеал, но «милый». Подумайте, что поэт вкладывал в это слово? Татьяна Ларина – литературный идеал А.С.Пушкина. Кому и в каком стихотворении адресованы такие слова поэта: «чистейшей прелести чистейший образец»?

В четвёртой теме ключевыми словами будут «русская душою». В этом сочинении следует говорить о русских национальных чертах в характере Татьяны Лариной. Это

· имя, связанное с «воспоминаньем старины иль девичьей»;

· воспитанье няни – «Филипьевны седой»;

· любовь к природе – «с её холодную красою любила русскую зиму»;

· вера в «преданья простонародной старины», сны, карточные гаданья;

· черты характера: верность, преданность, искренность.

Обратите внимание, что русское национальное начало для поэта определяется не столько знанием родного языка («она по-русски плохо знала»), сколько состоянием души.

В последней, пятой, теме ключевым является слово «образ».И здесь следует уйти от конкретной темы и осознать, что включает в себя это литературоведческое понятие. Возможно такое рабочее определение: «Образ – это творение писателя, живущее на страницах его произведения». Следовательно, творением писателя может стать образ человека, вещи, природы, города, страны и т.д., а художественное произведение - сложная система образов. Отсюда возникают такие вопросы:

как созданобраз, какие художественные средства использовал при этом писатель;

какое место занимает данный образ в структуре произведения, какую роль играет?

Ответив на эти вопросы (выяснив специфику образа), Вы сможете раскрыть тему сочинения.

При этом необходимо помнить, что художественный образ как явление творческого сознания писателя несет в себе два начала: индивидуальное и типическое,которые находятся в неразрывном единстве. Первое делает образ запоминающимся, отличным от других,второеузнаваемым, чем-то напоминающим другие. Вспомним, что писатель создает новую реальность, свою реальность, но эта реальность должна напоминать окружающую действительность.

Так, например, образ Москвыв русской литературе первой половины XIX века – соединение типического, общего, и индивидуального, личного. Характерные, типические особенности - патриархальность уклада, неизменность нравов её обитателей – подчеркивает как А.С.Грибоедов в «Горе от ума»:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел;. а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах,

так и А.С.Пушкин в «Евгении Онегине»:

Но в них не видно перемены;

Всё в них на старый образец:

У тётушки княжны Елены

Всё тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Всё то же лжёт Любовь Петровна.

Иван Петрович так же глуп,

Семён Петрович так же скуп,

У Пелагеи Николавны

Все тот же друг мосье Финмуш,

И тот же шпиц, и тот же муж…

Ю.М.Лотман указывал «на очевидную ориентацию Пушкина на изображение Москвы в комедии «Горе от ума»1. Эта ориентация проявляется как на языковом уровне (тот же – так же), так и на образном. Проследите своеобразную перекличку.

«Ну, что ваш батюшка? Всё английского клоба

Старинный верный член до гроба?»- спрашивает Грибоедов.

«А он, все клуба член исправный», - отвечает Пушкин.

Не только в романе, но и в письмах Пушкин обращается к «Горю от ума». «Я не люблю московской жизни. Здесь живи не как хочешь - как тетки хотят… то ли дело в Петербурге. Заживу себе мещанином припеваючи, независимо и не думая о том, что скажет Марья Алексеевна», - читаем мы в письме Пушкина Плетневу (13 января 1831 года).

Вместе с тем пушкинский образ Москвы отличается от грибоедовского. Для автора «Евгения Онегина» Москва – это звук, в котором много «для сердца русского слилось», именно с этим звуком связана победа над Наполеоном. Москва Пушкина – это столица, где, «как жар, крестами золотыми горят старинные главы», где церквей и колоколен, садов, чертогов полукруг…».

И здесь интересна другая поэтическая параллель: Пушкин-Лермонтов. В поэме М.Ю.Лермонтова «Сашка» звучит следующее признание Москве:

Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,

Как русский, – сильно, пламенно и нежно!

и далее прямая перекличка с «Евгением Онегиным»: Кремль, Наполеон…

Ю.М.Лотман обращает внимание на тройной эпиграф, предпосланный седьмой главе романа: «Смысл тройного эпиграфа в противоречивости его составных частей: одический стиль панегирика, легкая ирония и резкая сатира; изображение историко-символической роли Москвы для России, бытовая зарисовка Москвы как центра частной, внеслужебной русской культуры XIX века и очерк московской жизни как средоточия всех отрицательных сторон русской действительности» 2.

Обратите внимание, как быстро одический стиль панегирика (7, XXXVI-XXXVII) сменяется в романе легкой иронией (7, XXXVIII), так же, как несется возок Лариных. И вот уже картины Кремля и Петровского замка сменяются картинами Тверской и её магазинов, окраин Москвы и её обитателей, а золотые кресты на старинных главах облепляют «стаи галок».


Сейчас читают про: