Подбор материала

Вопросы и задания.

Обратитесь к другим «путешествиям» в русской литературе: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, «Очарованный странник» Н.С.Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Степь» А.П.Чехова, «Чевенгур» А.Платонова. В чём заключается специфика сюжета этих произведений: с какой целью авторы отправляют своих героев в путешествия, странствия, скитания?

При обдумывании темы имейте в виду, что она может иметь несколько направлений. Выбор Вами одного из них следует обязательно оговорить во введении сочинения. Это позволит Вам избежать неоправданных претензий в одностороннем раскрытии темы со стороны проверяющего.

Пусть Вас не вводит в заблуждение простота и хрестоматийность отдельных формулировок. И в таких формулировках можно найти направление, которое сделает Ваше сочинение оригинальным, непохожим на другие работы. Так, тема «В мой жестокий век восславил я свободу» имеет два направления:

· осмысление идеала политической, гражданской свободы в лирике А.С.Пушкина;

· осмысление идеала личной свободы, свободы творца, поэта в лирике А.С.Пушкина4.

Оптимальным для полного раскрытия темы было бы соединение этих двух направлений, но объём вступительного сочинения не всегда позволяет это сделать, и мы считаем возможным ограничиться одним из них, указав во введении на наличие другого.

Тема «Мысль народная в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”» может быть раскрыта в трёх направлениях:

· исследование взглядов писателя на роль личности и роль народных масс в истории;

· исследование образов отдельных представителей народных масс и массовых народных сцен в романе;

· исследование нравственной стороны вопроса: по Толстому критерием нравственности является отношение к народу.

Значительно большее количество направлений дают так называемые «свободные» темы.

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве может иметь такие направления:

· трагедия интеллигенции;

· трагическая судьба крестьянства в период коллективизации;

· трагедия Красной Армии накануне войны;

· трагедия переселенных народов как следствие сталинской национальной политики;

· трагедия человеческой личности в бесчеловечных условиях сталинского режима.

Перечень направлений может быть увеличен, если Вы не будете связывать понятие о тоталитарном государстве исключительно со сталинской эпохой.

В теме, посвященной событиям Великой Отечественной войны, можно выделить такие направления:

· изображение героического и трагического в произведениях о войне;

· своеобразие нравственного выбора в военной прозе;

· осмысление проблемы гуманизма в литературе о войне

· раскрытие эволюции военной темы в современной прозе.

Вы можете вписать Великую Отечественную войну в контекст второй мировой войны, показать роль женщины на войне и в тылу, рассказать о судьбе детей войны, раскрыть трагедию лагерников, рвущихся на фронт, и штрафников, так и не получивших прощения.

Поиск направления в русле заданной темы крайне важен. Выбор направления показывает широту Вашего кругозора, демонстрирует творческий подход к теме, определяет выбор произведений, используемых для раскрытия темы. Сумейте найти интересное направление, это придаст Вашему сочинению неповторимость, выделит его из ряда других.

Вы выбрали тему, обдумали её и определили идею, то есть ясно и полно сформулировали мысль, которую должны доказать, и «пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и…»

Давайте затратим эту минуту на ещё один этап.

На этом этапе следует рассмотреть три случая:

· в формулировке темы даётся произведение или произведения;

· в формулировке темы называется автора (авторов) и выбор произведений остается за Вами,

· формулировка темы оставляет за Вами право выбрать и автора, и произведение.

Если произведение темой задано, определено, то подбор материала будет направлен на выбор отдельных эпизодов, фрагментов произведения, содержание которых Вы должны активизировать в своей памяти. Строгий выбор поможет Вам глубже раскрыть тему, не перегружая сочинение лишним материалом.

Если выбор зависит от Вас, то Вы должны знать, что для раскрытия темы, для убедительного доказательства идеи сочинения необходимо проанализировать 5-6 стихотворений или 2-3 небольших эпических, драматургических произведения.

Помните! Заниматься подбором произведения на сочинении поздно. Следует заранее разложить произведения по полочкам своей памяти, чтобы в нужный момент снять их оттуда или переставить местами. Создайте своеобразный тематический каталог, расположив произведения, включенные в программу вступительных экзаменов, по темам, приведенным в Приложении 1.

Так, для работы над сочинением «Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») следует использовать стихотворения «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и «Памятник»1.

Тема «Я вновь люблю, страдая страстно…» (по поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и Н.А.Некрасова) требует обращения к таким стихотворениям, как

«К.Б», «О, как убийственно мы любим…», «Я очи знал – о, эти очи…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Она сидела на полу», «В разлуке есть высокое значенье…», «Ещё томлюсь тоской желанья», «Последняя любовь» Ф.И.Тютчева;

«На заре ты её не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Я тебе ничего не скажу…», «Не нужно, не нужно мне проблесков счастья…», «О долго буду я, в молчанье ночи тайной» А.А.Фета;

«Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Прости», «Прощанье» Н.А.Некрасова. Мы сознательно вводим большое количество текстов: пишущий сочинение сам сможет сделать нужный выбор.

Для работы над темой, связанной с проблемой экологии, можно выбрать «Прощание с Матёрой» В.Распутина, «Царь-рыбу» В.Астафьева, «Плаху» Ч.Айтматова.

Мы уже говорили, что подбор произведений во многом зависит от выбора направления. Так, например, тему, связанную с изображением Великой Отечественной войны, можно раскрывать через осмысление проблемы «женщина на войне». Это направление работы предполагает следующий отбор произведений: «Матерь человеческая» В.Закруткина, «Живи и помни» В.Распутина, «Пастух и пастушка» В.Астафьева, «А зори здесь тихие…» Б.Васильева, «Знак беды» В.Быкова и др.

К экзаменационному сочинению постарайтесь иметь в своем багаже небольшие по объёму произведения: рассказы, повести, небольшие романы. Выбирайте произведения, которые «работают» на несколько тем. Составьте своеобразные блоки произведений на разные темы: экологическая, нравственная, историческая, военная, армейская и т.д. В каждом блоке должно быть 3-4 произведения. Эти блоки должны быть подвижными: одно и то же произведение может входить в состав разных блоков. Так, повесть В.Распутина «Прощание с Матёрой» можно использовать в сочинениях, связанных с проблемами нравственными, экологическими, историческими и т.д. И последнее: на вступительном сочинении, как Вы помните, нельзя пользоваться художественными произведениями, как, впрочем, и всякой другой литературой, поэтому запоминайте наизусть отдельные фрагменты текста. Это тоже входит в этап подбора и отбора материала.

Подобрав материал, можно перейти к выбору жанра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: