Характеристика экстраординарного гражданского процесса

При переходе к абсолютной монархии экст­раординарный процесс, не делившийся на две стадии вытеснил собой формулярный процесс.

В экстраординарном процессе судебные функции осуществляются административными органами: в Риме и Константинополе начальником городской полиции, в провинциях — правителем про­винции, а по менее важным делам — муниципальными магистратами. Рассмотрение дел утратило публичный характер и происходило в присутствии лишь сторон и особо почет­ных лиц, которые имели право присутствовать при этом. Если истец не являлся к слушанию дела, оно прекраща­лось; при неявке ответчика дело рассматривалось заочно.

В экстраординарном процессе было допущено апелляционное обжалование вынесенного решения в следующую, высшую инстанцию. Таким образом, на ре­шение можно было приносить жалобы им­ператору, на решение правителя провинции —начальнику императорской гвардии, а на его решения — императору.

Судебное решение в экстраординарном процессе приводилось в исполнение органами государственной власти по просьбе истца. В случае присуждения ответчи­ка к выдаче определенной вещи она отбиралась принуди­тельно, если в течение двух месяцев от­ветчик не передавал ее добровольно.

Если присуждалась денежная сумма, судебные ис­полнители отбирали у ответчика соответствующую сумму, которую продавали для удовле­творения претензии истца.

30.Римская семья. Отцовская власть: содержание, эволюция и пути ее установления.

Семья в древнейший период рим­ской истории представляет тип промежуточной, патриар­хальной семьи. Глава се­мьи древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит.

Строй древнейшей семьи несет на себе черты первобытнооб­щинного строя. Домовладыка первоначально имел одинаковую власть над женой, детьми, рабами, вещами.

Подчинением власти определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. По мере развития хозяйства и ослабления патриар­хальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство.

Самостоятельным лицом был толь­ко отец; сыновья и дочери были ли­цами чужого права.

Отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения или усыновления.

Отцовская власть могла быть установлена путем уза­конения детей от конкубины.

Узаконение могло быть произведено:

а) последующим браком родителей внебрачного ребенка;

б) путем получения соответствующего императорского рескрипта; в) путем зачисления сына в члены му­ниципального сената (курии), а дочери — путем выдачи замуж за члена муниципального сената.

Усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом.Усыновление различалось двух видов: если усынов­лялось лицо, не находящееся под отцовской властью, это называлось аррогация; если же усы­новление производилось в отношении лица, находящего­ся под отцовской властью, оно назы­валось адопция.

Необходимые условия усыновления: а) усыновлять может, как правило, только мужчина; б) усыновитель не должен быть под­властным; в) усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше, чем на 18 лет.

В отношении аррогации требуется еще, чтобы маги­страт произвел расследование обстоятельств дела и выяс­нил, не отразится ли усыновление невыгодно на интере­сах усыновляемого.

В результате arrogatio самостоятельное лицо поступа­ет под отцовскую власть со всеми ее последствиями, в том числе с взаимным (между усыновителем и усынов­ленным) правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти прежнего домо­владыки и установление власти усыновителя.

Власть отца имела право применять домашние меры наказания детей, к обязанно­сти детей оказывать уважение родителям.

4. Имущественное положение подвластных детей. Подвластный сын имеет commercium, т.е. может совер­шать имущественные сделки. Но все, что он приобрета­ет, осуществляя это commercium, автоматически (незави­симо от его воли, в отличие от представительства, см. ниже, разд. VI, гл. III, § 5) поступает в имущество отца:

по исконному римскому правилу, подвластный не может иметь ничего своего. Однако обязанным по сделкам под­властного признавался он сам, хотя никакого собствен­ного имущества подвластный в республиканский период не имел. В случае совершения подвластным правонару­шения, деликта, потерпевшему давался (как и в случае правонарушения раба, см. разд. III, § 4, п. 3) особый иск, actio noxalis (от слов похае dedere — выдать головой для возмещения вреда); отцу принадлежало право или упла­тить потерпевшему сумму понесенного им ущерба, или выдать подвластного в кабалу потерпевшему на срок, не­обходимый для отработки суммы причененного ущерба. Если правонарушитель переходил под власть другого до-мовладыки, то и ответственность по actio noxalis перехо­дила на нового домовладыку: noxa caput sequitur, ответст­венность следует за (виновным) лицом.

С развитием торговли, с оживлением хозяйственных связей такое положение стало невыгодным для самого

домовладыки. Фактическая невозможность что-либо взы­скать с подвластного и юридическая безответственность домовладыки по сделкам подвластного приводили к то­му, что третьи лица не склонны были вступать в сделки с подвластными. Между тем хозяйственный интерес домо­владыки требовал широкого использования подвластных (как и рабов) не только для совершения в хозяйстве раз­личных фактических услуг и работ, но также и юридиче­ских действий. На этой хозяйственной основе, с одной стороны, расширяется имущественная правоспособность и дееспособность подвластного, а с другой стороны, при­знается ответственность домовладыки по сделкам под­властных.

Выше (разд. III, § 4) уже указывалось, что в Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабу имущество в самостоятельное управление (стадо, сельскохозяйственный земельный участок и т.д.). Такое имущество называлось peculium. На этой почве склады­вались такие же отношения, какие описаны выше по по­воду рабского пекулия. Равным образом третьи лица, вступившие в сделки с подвластными, имели к домовла-дыке такие же дополнительные иски, какие давались из Сделок рабов (actio de peculio; actio de in rem verso; actio institoria; actio exercitoria; actio quod iussu).

Пекулий — имущество, предоставляемое подвласт­ному только в управление и пользование; собственником пекулия остается домовладыка. В случае смерти подвла­стного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. На­оборот, в случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным его имуще­ством. Если подвластный сын освобождается от отцов­ской власти и отец при этом не потребовал возврата пе­кулия, пекулий остается подаренным сыну.

В связи с выделением пекулия подвластному про­изошли и некоторые другие изменения. Общим принци­пом древнеримского семейного права была недопусти­мость каких-либо обязательств внутри семьи ни между домовладыкой и подвластным, ни между подвластными одного и того же домовладыки. В связи с практикой вы­деления подвластному пекулия было признано возмож­ным установление обязательственных отношений между членами одной и той же семьи, но только эти обязатель­ства не были снабжены исковой защитой, а были лишь «натуральными» (см. ниже, разд. VI, гл. I, § 2).

С течением времени наряду с названным видом пе­кулия (носившим название peculium profecticium, посту­пившим от отца) появились другие виды пекулия, значи­тельно расширившие имущественную самостоятельность подвластных и сделавшие их настоящими участниками гражданского оборота. Именно в начале принципата по­является так называемый peculium castrense (военный пекулий), т.е. имущество, которое сын приобретает на военной службе или в связи с военной службой (жалова­нье, военная добыча, подарки при поступлении на воен­ную службу и т.п.). Военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, но и принад­лежал ему на праве собственности, впрочем, с одним ог­раничением: если подвластный умирал, не оставив заве­щательного распоряжения относительно военного пеку­лия, это имущество поступало к домовладыке на тех же основаниях, как и обыкновенный пекулий.

С начала IV в. н.э. юридическое положение военного пекулия было распространено на всякого рода приобре­тения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качестве адвоката (peculium quasi-castrense). Установлением права собст­венности подвластного сына на военный и квазивоенный пекулий расширение имущественной самостоятельности сына не остановилось. В период абсолютной монархии за подвластным признали право собственности на имущест­во, получаемое по наследству от матери и вообще приоб­ретаемое с материнской стороны.

Право собственности сына на имущество матери ог­раничивалось лишь тем, что отцу принадлежало право пожизненного пользования и управления этим имуществом; впрочем, сын не подвергался и этому ограничению, если имущество было приобретено вопреки воле отца или если лицо, предоставившее имущество, поставило соответствующее условие. При Юстиниане развитие это­го института завершилось тем, что все, приобретенное подвластными не на средства отца, было признано при­надлежащим подвластным.

Отцовская власть прекращается: а) смертью домо­владыки (лица, состоящие под властью не непосредст­венно, например внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном примере — под властью отца); б) смертью подвластного (достижение со­вершеннолетия не прекращало отцовской власти); в) ут­ратой свободы или гражданства домовладыкой или под­властным; г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи, и т.п.); д) приобретение подвластным некоторых почет­ных званий.

Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась: а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; б) заявлением домовладыки, также зано­сившемся в судебный протокол; в) фактическим предос­тавлением в течение продолжительного времени само­стоятельного положения подвластному.

Эманципация могла быть отменена ввиду неблаго­дарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки, например нанесения тяжких обид.

31.Римский брак: понятие, виды, порядок заключения и расторжения. Второй брак. Конкубинат.

Понятие брака.

Семья образуется посредством брака. Брак определяется римским юристом Модестином как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность бо­жественного и человеческого права».

Римское право различало закон­ный римский брак между лицами, имевшими права вступать в законный брак, и брак между лицами, не имевшими права вступать в законный брак.

От брака отличается конкубинат, дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской вла­сти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось допус­тимым наряду с одной женщиной состо­ять в конкубинате с другой.

Условия вступления в брак.

(1) Необходимо было согласие жениха и невесты, а если они находились под властью домовладыки, то также согласие домовладыки.

(2) Требовалось достижение брачного совершенноле­тия (14 лет — для мужчин, 12 лет — для женщин).

(3) Не допускался брак лица, состоявшего в (не пре­кращенном) браке.

(4) Необходимо было, чтобы вступающие в брак ли­ца имели права вступать в законный брак.

Родство определяется по линиям и степеням. Ли­ца, происходящие одно от другого (например, отец и дочь, внук и бабка), называются родственниками по прямой линии. Родственники по прямой линии, проис­ходящие от данного лица, называются его нисходящими (сын, внук, правнук); наоборот, прямые родственники, от которых произошло данное лицо, называются его вос­ходящими (отец, дед, прадед). Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родст­венниками по боковой линии.

Брак признавался ничтожным: между родственни­ками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к обще­му предку в первой степени родства (так, недопустим брак между братом и сестрой, между теткой и племянни­ком и т.п.). Аналогичные правила применялись и к свой­ственникам; так, не допускался брак между одним из братьев и женой другого брата (умершего) и т.п.

Заключение брака.

Брак в Риме заключался не­формально: достаточно было выражения согласия всту­пающих в брак и отведения невесты в дом жениха.

Брачный союз прекращался:

а) смертью одного из супругов, б) утратой свободы одним из супругов, в) раз­водом.

Развод в классическую эпоху был свободным и до­пускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: