Виды рельефа, его использование и изменение в целях градостроительной деятельности

Сеть улиц и дорог: понятия, системы планировки. Элементы поперечного профиля улиц и дорог.

Это система, предназначенная для пропуска городского движения, прокладки инженерных сетей.

Системы планировки:

1. Радиально-кольцевая

2. Путевая (веерная)

3. Прямоугольная

4. Линейная

5. Комбинированная (по рельефу)

Особенности проектирования поперечного профиля улиц и дорог.

Поперечные уклоны проезжих частей дорог устраивают в зависимости от типов дорожных покрытий (дорожная одежда). Для асфальтированных и цементобетонных покрытий уклон 20%0 . Щебень, гравий обрабатывают вяжущими покрытиями - 25%0 (без обработки - 30%0 ).

Улицы дорог проектируют в соответствии с установленными элементами, входящих в их состав.

Поперечный профиль, отражающий все составляющие элементы называют КОНСТРУКТИВНЫМ (типовым). Профиль, устанавливающий высотные отметки всех его переменных точек – РАБОЧИЙ.

Вертикальная планировка поперечных профилей должна быть полностью увязана с отметками продольных.

Проезжим частям придают:

- односкатную поверхность (одностороннее движение – до 10,5 м)

- двускатную (крышеобразная (ширина до 21 м)

- полегональная (более 21 м)

Пешеходные дорожки – параболические очертания (10-20%0 )

При построении поперечного профиля нужно определить:

1. Участки территорий, отметки которых должны быть сохранены

2. Водораздельные линии, наиболее пониженные участки местности

3. Места резких уменьшений уклонов поверхности. Ориентировочные объемы земельных работ.

Рельеф
Благоприятный Не благоприятный
- спокойный 0-0,4%(болото) - пересеченный 6-10%(Киев)
- ровный 0,4- 3%(Санкт-Петербург) - сильнопересеченный 10-20%(Урал)
- слабо-пересеченный 3-6%(Москва) - горный более 20%(серпантин)

Степень пригодности территории по рельефу для размещения объектов жилищного и общественного назначения определяется нормативными данными:

Степень пригодности по рельефу Уклон местности, ‰
Жилые \ общественные Промышленные
Благоприятный 5-100 3-50
Неблагоприятный* 100-200 (горный 300) Менее 3 (горн. Более 50)
Особо – неблагоприятный* Более 200(горный более 300) Безуклонный-полигон(более50)

*категории требует проведения специальных мероприятий по вертикальной планировке с существенным изменением рельефа(устройство подпорных стенок, опор, лестниц).

Для прокладки сети улиц стремятся к уклону 5-60‰.

Для магистральных, жилых улиц и проездов зависят от классификации.

Вертикальная планировка – один из основных элементов инженерной подготовки территории. Её назначение, процесс искусственного изменения естественного рельефа для нужд градостроительства.

Равнины – обширные пространства суши со спокойным, плоским или холмистым рельефом, с малыми колебаниями высот, с медленно текущими в широких долинах извилистыми реками. На поверхности суши равнины занимают 65% площади.

Горы – значительные участки земной поверхности, которые высоко поднимаются над уровнем моря и в пределах которых наблюдаются резкие колебания относительных высот. По внешнему виду горы подразделяются на горные хребты, цепи, кряжи и горные страны. Морфологическими элементами гор являются: основание (или подошва); склоны; вершина – у гор, гребень – у хребтов.

Небольшая гора называется холмом или сопкой, а искусственный холм – курганом.

Хребет – возвышенность, вытянутая в одном направлении и образованная двумя противоположными скатами.

Седловина – понижение между двумя соседними горными вершинами или возвышенностями.

Котловина – чашеобразное, замкнутое со всех сторон углубление.

Лощина – вытянутое в одном направлении желобообразное углубление с наклоном в одну сторону. Широкая лощина с пологим уклоном называется долиной, а узкая с крупными сколами называется ущельем.

На крупномасштабных планах и картах, служащих для нужд строительства, рельеф изображается горизонталями.

Горизонталь – замкнутая кривая линия, все точки которой имеют одну и ту же высоту над поверхностью, принятой за начальную.

Направления понижения скатов показывается черточками, называемыми бергштрихами. Для указания высот горизонталей их отметки подписывают в разрывах горизонталей, располагая верх цифр по направлению верха ската. Для большей выразительности рельефа, как правило, пятая, а иногда десятая горизонталь утолщаются. Разность высот двух соседних горизонталей называется высотой сечения рельефа.

Уклон линии есть тангенс угла наклона ее к горизонту. Уклоны линий выражаются в процентах, десятичных дробях или промилле.

Для оценки участка предполагаемого строительства комплексно проводят изыскания: основные (инженерно – геологические, инженерно – геодезические, гидрогеологические), гидрометеорологические, климатологические, почвенно-геоботанические и др. Основные изыскания выполняются в первую очередь на всех типах сооружений.

Инженерно – геодезические изыскания позволяют получить информацию о рельефе и ситуации местности и служат основой не только для проектирования, но и для проведения других видов изысканий и обследований.

Каждая площадка, которая предназначается для строительства сооружения, должна отвечать определенным техническим требованиям, удовлетворяющим условиям нормальной эксплуатации и минимальных затрат на подготовительные работы и освоение.

117. Стадии и методы проектирования вертикальной планировки. Схемы трассирования улиц и дорог в условиях сложного рельефа.

i = 0,01 = 1% = 10‰ 1% - рельеф ровный

I стадия – проектирование – определение основных объемов земельных работ

II стадия – рабочая документация

Дороги, дома – сплошная планировка.

Рекреационная зона, зона отдыха – не сплошная планировка

Вертикальная планировка – один из основных элементов инженерной подготовки территории. Её назначение, процесс искусственного изменения естественного рельефа для нужд градостроительства.

МЕТОДЫ:

1) Графо- аналитический(для научных разработок). С помощью математических моделей строительства существующего и планируемого рельефа.

Исходные условия для графика (математическая модель)является нулевой баланс земельных масс.

Абсолютная высота – балтийский нуль Относительная высота - нивелирование

2) Проектные красные линии(метод условный) применяют на 1-х стадиях градостроительного проектирование при разработки технико-экономических условий и генерального плана.

3) Проектный профиль. На плане через 20-200 м наносят сетку по которой в обоих направлениях выполняют условное сечение(профиль), наносят существующий рельеф – черные отметки и основные уклоны, объемы работ подсчитаны при составлении профилей, при этом точки пересечения всей улицы, на перекрестках, являются пикетами(поперечны для переноса воды). Применяют при проектировании линейных сооружений(ж\д, автодороги, трамвайные пути). Условность метода:

- предусматривается, что между точками с известными отметками рельеф прямой.

- масштаб разрезов искажают реальную картину.

Продольный профиль 1 к 10; Поперечный профиль 1 к 2.

3) Проектных красных горизонталей. Красные горизонтали наглядно показывают изменение существующего рельефа. На плане с геодезической подосновой наносят горизонтали отображая проектируемый рельеф местности.

Схема террасирования зданий и дорог в условиях сложного рельефа.

А. По наибольшему уклону(поперек горизонталей, перпендикулярно) на жилых улицах и на местных проездах наибольшей протяженности. Уклон > 80 ‰, а для гор 100‰,.

Б. По наименьшему уклону(вдоль горизонталей) для магистральных улиц и дорог, насышеннось транспорта требует производить земельные работы, но выравнивание поперечного профиля(здания закладываются по противоположной стороне улиц, но находящиеся на разной высоте).

В. По диагонали горизонтали(комбинация). За счет увеличения расстояния между перепадом отметок рельефа, обеспечивается создание необходимого уклона. При значительных уклонах застройку располагают по террасам, а транспортная дорожная сеть по серпантину.

Закрытая подземная сеть водотока и канализационный канал относятся к категории безнапорной, самотечной. Трубопровод прокладывают вдоль улиц и дорог, проектируя вертикальную планировку, наряду с транспортными требованиями необходимо обеспечить необходимые условия для безнапорной инженерной сетей.

Для условий обеспечения поверхностного стока вод необходимо положить уклон улицы 5 ‰. Исключение: монолитное дорожное покрытие асфальтно-бетон, цементо-бетон 4 ‰. Максимальный продольный уклон устанавливается с учетом улиц и дорог.

118. Особенности проектирования поперечных профилей улиц и дорог.

Поперечный уклон проезжих частей дорог установлен в зависимости от типов дорожного покрытия (дорожная одежда).

Применяют:

1.Для асфальта и ЦементноБетонного покрытия (доп. Армирование цементобетона 20 промиль)

2.Щебень, гравий, обрабатывают важущим покрытием; холодный асфальт 25 пром.

3. щебеночные и гравированные без обработки 30 пром.

Поперечный уклон улиц и дорог проектируется в соответствии с установленными элементами входящими в их состав. Поперечный профиль отражает все его составляющие элементы – конструктивный(типовой)

Профиль устан. высотные отметки всех его переломных точек рабочим.

Вертикальная планировка поперечного профиля должна быть полностью увязана с отметками продольного профиля.

Проезжие части

· односкатная поверхность - проезжая часть с односторонним движением, с шириной до 10.5 метров

· двухскатная до 20 метров – крышеобразная, более 20 метров –полигональная

Пешеходные дорожки параболического очертания – 10-20 пром.

При построении поперечного профиля определяют:

1. Учитывают территориальные отметки, которые должны быть сохранены

2. Водораздельные линии и наиболее пониженные участки местности

3. Места резких изменений уклона поверхностей. Ориентировочные объемы земельных ворот по методу красных отметок.

119. Порядок прокладки инженерных сетей на городских улицах. Способы размещения инженерных сетей.

«инженерные сети (системы, коммуникации)» - системы, обеспечивающие жизнедеятельность потребителей: населения, коммунально-бытовых и промышленных предприятий.

  • внешние системы электроснабжения (линии электропередачи, трансформаторные и тяговые подстанции и т. д.);
  • внутренние системы электроснабжения (домовые сети напряжением 380 В и ниже);
  • внешние системы теплоснабжения (городские теплосети, тепловые пункты и внутриквартальные сети);
  • внутренние системы теплоснабжения (системы горячего водоснабжения и отопления зданий и сооружений);
  • внешние системы водоснабжения и водоотведения (источники водоснабжения, гидротехнические сооружения, водопроводные и канализационные очистные станции, коллекторы, насосные станции, внутриквартальные сети);
  • внутренние системы водоснабжения и водоотведения (системы водоснабжения и водоотведения зданий и сооружений);
  • системы вентиляции и кондиционирования воздуха (жилых и общественных зданий и сооружений и объектов инженерного обеспечения);
  • системы наружного освещения (улиц, дорог, витрин, стендов и т. д. и относящихся к ним линий электропередачи напряжением 10 кВ и ниже);
  • системы газоснабжения (газораспределительные пункты, регуляторы давления, фильтры, предохранительные клапаны, счетчики, газопроводы и т.п.)
  • внешние сети связи;
  • внутренние сети связи (телефонная сеть, структурированная кабельная система, система автоматизированного диспетчерского управления, система контроля доступа, система визуализации);

Для прокладки в поперечных профилях улиц и дорог предусматривают места для прокладки сетей:

- на полосе между красными линиями и линиями застройки прокладывают кабельные сети(сети связи);

- под тротуаром располагают тепловые сети и тепловые коллекторы.

- на разделительных полосах – водопровод, газопровод, хозяйственно-бытовая коммуникация.

Удельная протяженность сетей зависит от плотности жилого фонда(этажность). Протяженность 2-х этажной по сравнению с 9-ю этажной уменьшается в 2,6 раз.

Схема прокладки:

1) Раздельное.

2) Совмещенное (в одной траншее коммуникации различного назначения).

3) Коллекторное (в едином коллекторе прокладывают сети одного или различного назначения) непроходимые коллекторы по теплосети; совмещенный коллектор устраивают отдельные коммуникации после окончания нулевого цикла строительства(все функции работ с инженерными сетями).

Размещение: идущие в одном направлении тепловые сети диаметром от 500-900 мм;

Водопровод до 500 мм;

Свыше 10 кабелей связи и силовых кабелей до 10кВт;

Не допускается прокладка: напорного водопровода, канализации и воздуховод;

Газопровода и трубопровода с горючими веществами.

Различают:

· по конструкции;

· по размерам и форме поперечного сечения:

-проходной 1,8 м(приточная вентеляция; t +5 +30С; электрическое освещение; аварийно отключающиеся устройства;);

-полупроходной 1,5м;

-непроходимые галереи (сборные ж\б конструкции)).

Трубы чугунные, стальные, асбесто-цементные (коррозия отсутствует), ж\б, пластмассовые.

В Москве трубы: 66% стальные, 30% чугунные(10% цементно-песчанное покрытие), 2%ж\б, 2% пластмассовые (разводка).

По целям и месторасположению систему канализации можно разделить на три больших раздела:

  • внутренняя канализация — система сбора стоков внутри зданий и сооружений и доставки их в систему наружной канализации;
  • наружная канализация — система сбора стоков от зданий и сооружений и доставки их к сооружениям очистки либо к месту сброса в водоприёмник;
  • система очистки стоков.

По собираемым стокам канализация подразделяется на:

  • хозяйственно-бытовую канализацию (обозначение К1);
  • ливневую канализацию (обозначение К2);
  • производственную канализацию (обозначение К3).

Хозяйственно-бытовая канализация бывает:

  • централизованная;
  • автономная;

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: