Своеобразную юридическую природу имеют международные отношения с участием составных частей федеративных государств, в том числе субъектов Российской Федерации. Относительно самостоятельный, но ограниченный рамками конституционной компетенции статус они получают благодаря федеральному законодательству. Ориентиры их международных отношений (связей) строго очерчены. Для субъектов Российской Федерации — это субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образования иностранных государств, в определенных рамках — международные организации.
Наконец, по-своему уникальный характер приобретают отношения индивидов с некоторыми международными органами, прежде всего при реализации права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это право, обусловленное международными договорами, прямо закреплено в Конституции Российской федерации (ч. 3 ст. 46). В настоящее время наиболее перспективным становится право на обращение с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека, порождающее особые правоотношения этого международного судебного учреждения с индивидами, группами лиц и неправительственными организациями. Имеются в виду также реальные или потенциально возможные отношения отдельных лиц, обвиняемых в совершении международных преступлений (преступлений против мира и безопасности человечества), с международными уголовными трибуналами (судами), обладающими компетенцией по преследованию и наказанию таких лиц.
Приведенный перечень отношений международного характера с различными по статусу участниками дает возможность высказать суждение о значительном расширении круга и категорий субъектов международного права. Соответственно бытующее и сегодня мнение о том, что поскольку физические и юридические лица, а также некоторые другие образования находятся под властью и юрисдикцией государств, они не способны обладать самостоятельным международно-правовым статусом и, следовательно, не могут быть признаны субъектами международного права, отвергается.
Представляется вполне применимым к теории международного права понимание субъектов правоотношений в контексте общей теории права, что позволяет отнести к категории субъектов международного права всех названных выше участников отношений международного характера.
Что же касается участия в международном нормотворчестве, то и здесь, как и в общей теории права, следует разграничивать правосоздающих и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменяющие, ибо тот, кто обладает компетенцией в нормотворчестве, не может находиться в стороне от практики применения норм; 2) субъекты только правоприменяющие, но не наделенные нормотворческой способностью. К первой группе относятся суверенные государства, межгосударственные организации, в определенной мере — субъекты федеративного государства; ко второй — неправительственные организации, юридические лица, индивиды — строго в установленных рамках. Следовательно, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы.
В международных договорах и иных актах используется как термин "международная правосубъектность", так и термин "международная правоспособность", хотя реально в юридическом статусе субъектов международного права совмещены правоспособность и дееспособность, возможны лишь частичные ограничения функций дееспособности.
В заключение следует отметить что международное право не имеет "партнера" в том смысле, как это характеризует соотношение между государством и корреспондирующим ему внутригосударственным правом.
Можно встретить теоретические попытки сконструировать такого "партнера", имея в виду всю совокупность существующих государств, число которых приближается к двумстам. Сложилось соответствующее понятие "международное сообщество государств", которое употребляется в отдельных официальных актах (например, в ст. 53 Венской Конвенции о праве международных договоров). Имеется в виду реальное состояние взаимосвязанности и взаимодействия государств на основе принципа их суверенного равенства и согласованных правил общения. Международное сообщество государств в отличие от каждого формирующего его государства не имеет самостоятельного правового статуса, не обладает собственной международной правосубъектностью.
Таким образом, субъектами современного международного права являются:
• суверенные государства, а также родственные им по некоторым признакам государствоподобные образования;
• международные организации, созданные государствами и именуемые межправительственными;
• международные неправительственные организации при выполнении официальных функций;
• составные части (субъекты) федеративных государств при осуществлении международных связей в пределах конституционной компетенции;
• международные хозяйственные объединения;
• юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты, в процессе международных связей;
• физические лица (индивиды) в отношениях, осложненных присутствием так называемого "иностранного элемента", и в отношениях с межгосударственными органами по защите прав человека и с международными уголовными трибуналами (судами).
Суверенные государства характеризуются как основные (первичные) субъекты международного права, ибо их международная правосубъектность порождена самим юридическим фактом возникновения (образования) государства, не обусловлена чьей-либо внешней волей и имеет всеобъемлющий, абсолютный характер.
Все иные участники международно-правовых отношений относятся к категории производных (вторичных) субъектов. Специфика их юридической природы выражается в том, что, во-первых, они именно как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в конституционном или договорном акте, а во-вторых, содержание и объем их международно-правового статуса устанавливаются государствами в соответствии с их предназначением и функциями.
§ 3. Социальная ценность современного международного права
Зарождение международного права исторически сопряжено с возникновением государств и свойственного каждому государству права. Его сложный и противоречивый процесс становления и развития воплощает те же закономерности, которые присущи истории государства и права. Своего рода прообразом международного права явилось сложившееся в римском праве "право народов" в качестве свода правил, применявшихся во взаимоотношениях Римского государства с другими государствами ("общее для всех народов право").
Прогрессивные перемены в состоянии гражданского общества, в межгосударственном общении стали существенными факторами совершенствования и демократизации международного права.
Современное международное право функционирует в сложной среде, так как государства, формирующие и реализующие это право во взаимных отношениях и во внутренней деятельности, имеют значительные различия в общественно-политическом строе и во внешнеполитических позициях. Одна из важнейших задач современного международного права наряду с обеспечением поддержания международного мира и безопасности — содействие, как сказано в Уставе Организации Объединенных Наций, "социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе". Согласно принятой в 1970 г. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, отношения между государствами осуществляются "независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития".
Современное международное право складывается как подлинно универсальное в том смысле, что в международном сотрудничестве и в общих международных договорах вправе участвовать все заинтересованные государства.
Современное международное право декларирует запрет агрессивных войн, насильственных методов, решения межгосударственных споров, квалифицируя такие действия как международные преступления, преступления против мира и безопасности человечества. В международном праве выработан достаточно действенный механизм достижения и выполнения согласованных решений, применяются взаимоприемлемые процедуры урегулирования межгосударственных споров мирными средствами.
В современном международном праве совмещены противоречивые тенденции -— тенденция к поддержанию единых, общепризнанных принципов международного правопорядка, к которым прежде всего относятся принципы суверенного равенства государств, невмешательства в их внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и др., и тенденция к противопоставлению интересам международного сообщества в целом своекорыстных интересов отдельных государств и групп государств.
Ситуация, порожденная агрессивными- действиями Организации Североатлантического договора (НАТО) и государств — членов НАТО на Балканах, характерна наряду с непосредственными проявлениями грубейшего нарушения основных принципов международного права, тенденцией к реставрации того, что сто лет назад именовалось "международным правом цивилизованных наций". Такой деформированный правопорядок, при котором отдельные, считающие себя привилегированными государства претендуют на особый статус и решающую роль в мировой политике, юридически порочен, несовместим с общепризнанными и общеобязательными нормами, отклонение от которых недопустимо и порождает международно-правовую ответственность. Подлинная безопасность и общественный прогресс достижимы только в условиях добросовестного соблюдения ' основ международного права.
§ 4. Международное право и правовая система государства
Международное право благодаря особой целенаправленности некоторых его норм участвует в регулировании внутригосударственных отношений, действует в сфере национального правопорядка.
Эта функция международного права, свидетельствующая о расширении предметной сферы его применения, получила развитие благодаря тому, что сами государства согласились с тем, что определенные элементы их юрисдикции становятся доступными для международно-правовых норм, ибо с их участием регулирование традиционно внутригосударственных отношений становится унифицированным и более эффективным.
Прежде всего имеется в виду сфера прав и свобод человека и гражданина, что обусловлено признанием и внедрением международных, общечеловеческих стандартов как (нормативного минимума, обязательного для всех государств. Вполне закономерно предписание ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права".
В теории разработаны аргументы в пользу концепции разграничения создаваемого государством права и применяемого государством и в государстве права. Первый комплекс образуют собственные нормы данного государства, принятые в установленном порядке его органами или в результате референдума и облеченные в соответствующую форму (конституция, законы, указы, постановления и т.д.). Второй комплекс значительно шире и сложнее, поскольку наряду с собственным правом государства он охватывает те нормы, которые находятся за пределами этого права, но либо специально предназначены для действия в сфере национальной юрисдикции, либо могут быть использованы в указанной сфере.
К ним относятся определенные нормы международного права, а также отдельные нормы иностранного права, применение которых предусматривается или допускается законами и международными договорами.
Слова "определенные нормы международного права" нуждаются в пояснениях. Прежде всего очевидно, что имеются в виду те международно-правовые нормы, которые по своему содержанию и предмету регулирования способны участвовать в регламентации внутригосударственных отношений. Вместе с тем решающее значение имеет и позиция государства применительно к международным актам и нормам. К регулированию внутригосударственных отношений допускаются только те акты и нормы, которые созданы в результате согласованных действий с участием данного государства либо иным образом признаны данным государством.
В современных условиях это, во-первых, международные договоры, заключенные от имени Российской Федерации или ее органов, во-вторых, международные договоры, заключенные до декабря 1991 г. Союзом Советских Социалистических Республик и воспринятые Российской Федерацией в порядке правопреемства, в-третьих, заключенные в прошлые годы другими государствами договоры, к которым Российская Федерация впоследствии присоединилась (так, после вступления в феврале 1996 г. в Совет Европы Российская Федерация присоединилась и продолжает присоединяться к европейским конвенциям).
Особое значение имеют принципы и нормы международного права, которые принято характеризовать как общепризнанные. К ним относятся основные принципы международного права (суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, уважение прав человека и основных свобод, добросовестное исполнение международных обязательств и др.), иные общеобязательное принципы, затрагивающие отдельные аспекты межгосударственного общения (правила относительно дипломатических привилегий и иммунитетов, принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН, предписания относительно международных стандартов прав и свобод человека, обязательства государств применительно к международным преступлениям и преступлениям международного характера, правила относительно запрещения или ограничения определенных средств и методов ведения войны, запреты на присвоение открытого моря или космического пространства и небесных тел и т.д.).
Таковы предварительные замечания, которые представляются полезными для понимания важной конституционной формулировки: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Толкование этой конституционной нормы обусловлено надлежащим восприятием отличий понятия "правовая система" от понятия "право". Правовая система является более сложной, более насыщенной категорией, вмещающей наряду с правом как совокупностью юридических норм правоприменительныи процесс и, очевидно, складывающийся на их основе правопорядок.
Международные договоры и нормы не только оказывают воздействие на российское законодательство как фактор совершенствования его норм, но и обладают способностью участвовать в регулировании внутригосударственных отношений в содружестве с законами и нормами нашего государства.
Функциональное назначение конституционной формулы проявляется в признании и/или предписании прямого действия международных договоров и норм в сфере внутригосударственной деятельности, непосредственного их применения удами, правоохранительными и другими органами государства, хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами (индивидами). О непосредственном действии в Российской Федерации положений международных договоров РФ говорится В ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Правила непосредственного применения международных договоров РФ к гражданским и иным отношениям закреплены в Гражданском кодексе РФ (ч. 2 ст. 7), в ряде других кодексов и законов. Во многих нормативных актах международные договоры РФ включены в правовую основу деятельности органов государства наряду с Конституцией РФ и федеральными законами.
Вряд ли юридически оправдано получившее распространение в литературе включение международных договоров в перечень источников внутригосударственного права (конституционного, административного, трудового и т.д.), поскольку речь идет о категории источника права. В рамках же правовой системы речь идет уже о применении источников как собственного права данного государства, так и принятых им источников международного права, а также, в особых случаях, даже источников права зарубежных государств. Комбинации различных источников и составляющих их правовых норм в условиях их согласованной реализации могут быть обозначены как правоприменительные комплексы. Так, при решении вопросов выдачи лица, обвиняемого в совершении преступления, подлежат совместному применению положения ч. 1 ст. 61 и ч. 2 ст. 63 Конституции РФ, ст. 13 уголовного кодекса РФ, ряд других российских правовых актов, соответствующие акты другого государства, с которым Россия вступает в правоотношения, и международный договор о правовой помощи с участием обоих государств.
Следует отметить, что в Конституции РФ, многих федеральных законах и других нормативных актах используется метод отсылок к международным договорам РФ, которые подлежат применению либо могут быть применены при решении вопросов, предусмотренных законодательством.
Глава 32. Права и свободы человека и гражданина
§ 1. Человек и право
Для общества и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения конфликтов между ними важное значение всегда имели проблемы познания, совершенствования и реализации права. Долгим и сложным был исторический путь развития правовой материи и духа у разных народов. Тысячелетия понадобились для того, чтобы люди начали постепенно, сначала интуитивно, а затем все более осознанно, понимать смысл и роль права в их жизни. Но и в настоящее время эти проблемы продолжают оставаться актуальными, проявляясь как во внутриличностном плане, так и в межличностных связях, во взаимоотношениях между различными объединениями, странами и сообществами.
В аспекте изучаемой темы ее исследование необходимо начать с самого человека, чьи сущностные черты, идеальные и поведенческие образы явно или неявно связаны с правом. Лишь человек среди всех других живых существ обладает разумом, комплексом эмоциональных качеств и способен ощущать и осознавать право, соблюдать правовые установления, приспосабливаться к правовой действительности. Как существо социальное, он в процессе общения с себе подобными может совершенствовать юридические нормы, констуировать все более целесообразные модели общественного поведения, искать компенсаторные механизмы при и нарушении или бездействии этих норм. Словом, человек живет в правовой системе и в силу ряда социально-экономических, политических и других факторов прогрессивного развития не может существовать без права. В этой связи можно согласиться с утверждением Ж. Карбонье о том, что человек есть юридикус.
Вместе с тем сказанное описывает лишь одну сторону взаимосвязи права и человека, а именно: возможность и необходимость детерминации человека правовой системой. Человек в данном случае выступает в качестве единственного, но только пользователя права, в качестве имманентного, но только субъекта правоприменительных, правореализу-ющих отношений.
Другая сторона анализируемой связи говорит о человеке как о творце права. Здесь прежде всего следует понять то, что право — неотъемлемое качество человека и свойство его бытия. Изначально человек, появившись на Земле как вид и появляясь каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу (сначала инстинктивно, а потом осознанно), т.е. реализует свое право на жизнь и свободу. Отсюда естественные, неотъемлемые права человека: на жизнь, свободу, собственность, равенство, счастье и т.д. Поэтому право обладает природной ценностью, или самоценностью.
В течение длительного времени названные качества человека (жизнь, свобода, собственность) и их защита были неразделимы и носили конкретный, персонифицированный характер, обусловливающий казуальный способ урегулиро-ванности отношений между людьми. В процессе общения людей, при реализации естественных потребностей, интересов и прав постепенно вырабатываются привычки, стереотипы, которые, с 'одной стороны, обеспечивают свободу действий, а с другой — ограничивают ее разумными с позиций социального большинства или социальной силы пределами. Устанавливается общепринятая мера, т.е. норма поведения. Человек осознает себя человеком в социальном смысле, а это и есть осознание своих прав и обязанностей по отношению к другому человеку. Человек уже с помощью права оценивает свои действия, поступки других людей в качестве правильных или неправильных, справедливых или несправедливых.
По мере развития общества естественно-правовые качества человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости и равенства для всех людей. Возникают правовая нормативность, общая урегулированность отношений, и право становится социальной ценностью как всеобща форма и способ нормальной жизни общества. С возникновением социальных групп, слоев, классов и государства у человека появляется возможность активно вмешиваться в процесс правотворчества, создавая новые нормы, приспосабливая сложившиеся правила и обычаи к интересам общества или конкретного слоя, класса. В праве раскрываются и используются новые ценностные качества мощного средства, воздействующего на общественные отношения; оно выступает самым надежным и эффективным посредником между человеком и государственными структурами. И государство может считаться демократическим и жизнеспособным в той степени, в какой оно сумело учесть естественно-правовые начала в своей правотворческой и правоприменительной деятельности.
Таким образом, все то общее, что существует в природных и социальных качествах человека вне зависимости от расовых, национальных различий, пола, религиозной и идеологической приверженности, обусловливает и общие черты любой правовой системы прошлого и современности. В этой связи представляется, что знаменитое изречение Протагора "Мера всех вещей — человек" имеет непосредственное отношение к праву. Право в единстве природного, социального и политического выступает в виде важнейшего свойства бытия человека. Человек — существо разумное, справедливое, а значит, правовое.
§ 2. Понятие прав и свобод человека и гражданина
Возникновение понятия "права человека", т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V—IV вв. до н. э. древнегреческие мыслители (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права, Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.
Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Вирджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791 Г.). Непреходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991) и Конституции Российской Федерации (1993).
Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не "дарует" права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.п.).
Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
Наряду с категорией "права" употребляется термин "свобода": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории "права гражданина", "права личности".
Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональ-ны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.
Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.
Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.
В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и законодательстве развитых государств категории "права человека", "права гражданина", "права личности" употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.
§ 3. Основные права и свободы человека и их классификация
Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.
Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом.
К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.
Экономические права — это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.
Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.