Типы государства

Типология государства — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих госу­дарств на группы с целью раскрытия их социальной сущности.

Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая форма­ция). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К. Маркса, Ф. Эн­гельса, В.И. Ленина и др.), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип над­строечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, фео­дальный, буржуазный и социалистический (в последнее время к ним добавляют еще азиатский способ производства и прафеода-лизм) типы государства.

Рабовладельческое государство выступает как орудие поддер­жания власти рабовладельцев над рабами, которые являются соб­ственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда.

Феодальное государство является диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство выступает как диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вы­нужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное госу­дарство проходит различные стадии развития: капиталистичес­кое, монополистическое, идустриальное, постиндустриальное го­сударство.

Социалистическое государство как государство высшего типа, по мнению представителей данного подхода, отмирающее государ­ство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Понятие и элементы формы государства

Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе соци­ально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический ха­рактер развития государства.

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней за­программированностью, между тем история многовариантна и да­леко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио­нальные, культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки — культурнее, религиозные, на­циональные, психологические и пр. (представители: А. Тойнби, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, М. Вебер и др.). В частности, по мне­нию А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состоя­ние общества, отличающееся общностью религиозных, нацио­нальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют египетскую, китайскую, западную, православную цивилизацию и т.п.

Социалистический тип

Достоинства данной типологии:

1) выделены факторы культуры как существенные в определен­ных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных ци­вилизаций, получается более «заземленная» типология госу­дарств.

Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы по сути дела (хотели они этого или нет) дали типологию не столько государства, сколько общества.

Государство ведь только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с параметрами общества как
более широкого и объемного понятия.

Понятие и элементы формы государства

Территория, население, власть представляют собой содержа­тельные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весь­ма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма го­сударства».

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственно­го устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государ­стве, то категория «форма государства» трактуют вопросы в том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства в значительной степени зависит поли­тическая жизнь в обществе, устойчивость государственных ин­ститутов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климати­ческие условия, национально-исторические и религиозные особен­ности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и ор­ганизации высших органов государственной власти, их взаимоот­ношения друг с другом и населением; в зависимости от особеннос­тей формы правления государства подразделяются на монархичес­кие и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государствен­ной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

Таким образом, форма государства — это его структурное, тер­риториальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Форма государственного правления

Форма государственного правления — это элемент формы госу­дарства, характеризующий организацию верховной государствен­ной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотноше­ния с населением.

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого — единовластие) — это форма правле­ния, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) бессрочна;

3) не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (на­пример, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограни­ченными (конституционными), в которых наряду с монархом но­сителями суверенитета выступают другие высшие государствен­ные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, о Великобритании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Монархия была господствующей формой правления на протя­жении нескольких столетий. В специфической форме она сохраня­ется и сегодня почти в трети стран мира.

Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства яв­ляется выборным и сменяемым, а его власть считается производ­ной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) срочность;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на пре­зидентские, парламентские и смешанные. В президентских рес-"публиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламент­ских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парла­мент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент.В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правитель­ства.

Он сам назначает правительство и руководит его деятельнос­тью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недо­верия правительству, а президент — распустить парламент. Одна­ко парламент имеет возможность ограничивать действия прези­дента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев — отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательно­го вето (от латинского — запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется зако­нодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), кон­кретного министра. Официально главой государства является пре­зидент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в систе­ме органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы го­сударства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полу­парламентских) республик является двойная ответственность пра­вительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подоб­ных республиках президент и парламент избираются непосредст­венно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада по­литических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверж­дает его решения. Парламент также имеет возможность контроли­ровать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству во­тума недоверия.

Прежде всего следует оговориться, что понятие «тип государст­ва» нами будет использоваться с позиции формационного подхода, под понятием же «форма государства» будет пониматься по сути дела форма правления.

Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во мно­жество форм — в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельчес­кого типа были характерны монархии (древневосточные деспо­тии — Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республики (аристократические, например, Римская, и демократические, например, Афинское государство); для феодального типа — монархии (раннефеодаль­ная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно — представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демокра­тические республики (парламентские, президентские, смешан­ные) и конституционные (ограниченные) монархии, для социалис­тического типа — Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют формы, присущие только им. Так, сословно-предста-вительная монархия — принадлежность только феодального госу­дарства в известный период его развития, а парламентская монар­хия и демократическая республика свойственны буржуазному типу.

Государства конкретного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монар­хии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется его истори­ческим типом. Но кроме того она зависит и от других факторов, в частности, от:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содер­жание и форма, где определяющую роль играет содержание (тип государства).

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства — это элемент формы госу­дарства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ по­литического и территориального деления, обусловливающий оп­ределенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

На основе данного критерия государственное устройство харак­теризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

Различают следующие формы государствейного устройства:

1) унитарную (простое, единое государство, части которого яв­ляются административно-территориальными единицами и не об­ладают признаками государственного суверенитета; в нем сущест­вует единая система высших органов и единая система законода­тельства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);

2) федеративную (сложное, союзное государство, части которо­го являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими призна­ками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами" и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть по­
строены по территориальному (США) либо по национальному и территориальному принципам (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союз­ных органов, другая — субъектов федерации, третья — совмест­ной компетенцией союза и его членов).

В настоящее время в мире существуют 24 федеративных госу­дарства. Семь федераций находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республи­ки — Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманскак федерация в Боснии); четы­ре — в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); шесть на Американском континенте (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре — в Афри­ке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); три — в Океании (Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии) (В.Е. Чиркин);

3) конфедерацию (форму объединения, государств, сохраняю­щих свой суверенитет). В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения кото­рых они объединились, и лишь координирующего свойства. Кон­федерация представляет собой непрочные государственные обра­зования и существует сравнительно недолго: они либо распадают­ся (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные го­сударства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815-1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, — содружество государств. Примером может яв­ляться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Кроме названных имели место и некоторые другие специфичес­кие формы государственного устройства: империи, протектора­ты и пр. Так, империи выступают государственными образова­ниями, отличительными особенностями которых являются об­ширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассимитричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и куль­турный состав населения. Империи (например, римская, британ­ская, российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания ок­купировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним про­текторат.

Политический (государственный) режим: понятие и признаки

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его ре­жиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождествен­ные, согласно другой — понятие «политический режим» более ши­рокое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических пар­тий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политичес­кий режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участ­вующих в политической жизни общества и в осуществлении по­литической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемокра­тично).

Политический режим является ключевым понятием для фор­мирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине прин­ципов организации политического устройства общества. Полити­ческий режим характеризует определенный политический кли­мат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Политический режим обеспечивает стабильность и определен­ную упорядоченность политической власти; управляемость субъ­ектов политики, приемлемую для власти динамику и направлен­ность политических отношений; дсстижение целей государствен­ной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интен­сивностью социально-политических процессов; структурирован­ностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующи­ми в обществе политическим сознанием, поведением, типом леги­тимности.

Политический режим как категория включает в себя следую­щие признаки:

- степень участия народа в механизмах формирования полити­ческой власти, а также способы такого формирования;

- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правамигосударства;

- гарантированность прав и свобод личности;

- характеристика реальных механизмов осуществления влас­ти в обществе;

- степень реализации политической власти непосредственно народом;

- степень гласности в обществе и «прозрачности» государст­венного аппарата;

- место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

- соотношение между законодательной и исполнительной вет­вями власти;

- характер правового регулирования (стимулирующий, огра­ничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

- тип политического поведения;

- характер политического лидерства;

- учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

- доминирование определенных методов (убеждения, принуж­дения и т.п.) при осуществлении политической власти;

- степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

- принципы взаимоотношения общества и власти;

- политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

- мера политического плюрализма, в том числе многопартий­ности;

- существование реальных механизмов привлечения к поли­тической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Прямая и представительная демократия

В зависимости от набора методов и средств государственного властвования различают демократический и антидемократи­ческий режим.

Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осущест­влял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Между тем суще­ствует ряд государств, которые сделали в этом направлении боль­ше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Анг­лия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Демократический режим характеризуют следующие признаки:

- население участвует в формировании и осуществлении госу­дарственной власти посредством прямой демократии (когда граждане, например, на референдуме непосредственно при­нимают решения по важнейшим вопросам общественной
жизни) и представительной (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

- решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

- предполагается существование правового государства и гражданского общества;

- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

- легитимность государственной власти;

- «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контро­лем общества, используются только по прямому предназна­
чению, их деятельность регламентируется законами;

- доминирование методов убеждения, согласования, компро­мисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

- господство закона во всех сферах общественной жизни;

- провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

- в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

- политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на за­конных основаниях политической оппозиции, как в парла­менте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, кон­тролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

- гласность, свобода от цензуры средств массовой инфор­мации;

- осуществление принципа разделения властей на законода­тельную (призванную принимать законы, формировать стра­тегию развития общества), исполнительную (призванную
осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, про­водить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы черты демократического политического режима, отли­чающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть не­однородными. В частности, особыми их разновидностями высту­пают либерально-демократические и консервативно-демократи­ческие режимы. Если либерально-демократические режимы ха­рактеризуются тем, что отдают приоритет личности, ее правам и свободам, и роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режи­мы опираются не столько на конституцию, сколько на политичес­кие традиции, которые являются основой данных режимов.

Прямая и представительная демократия

Демократия (народовластие) может осуществляться посредст­вом двух форм:

- прямой (непосредственной)

- представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим на­родом без политических посредников. Отсюда и ее название — не­посредственная, которая проводится в жизнь через следующие ин­ституты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего из­бирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, пе­тиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуж­дения.

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентиро­ваны соответствующими нормативными актами (конституцией, федеральными конституционными (органическими) законами, федеральными законами) носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы де­мократии, их влияние на механизм принятия политических ре­шений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительны­ми институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

К недостаткам часто относят следующие: отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управлен­ческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых пря-модемократических мероприятий, низкая эффективность прини­маемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей»и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полити­ческих партий и общественных организаций.

К сильным сторонам представительной демократии можно от­нести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с ин­ститутами прямой демократии) для принятия эффективных реше­ний, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профес­сионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально Организует политическую сис­тему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п.

К недостаткам часто относят следующие: возможно неограни­ченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей от своих избирателей; принятие решений в интересах не большин­ства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Тоталитарный режим.

Слово «тоталитаризм» происходит от латинского totalis, что означает весь, целый, полный. Сам термин был введен в полити­ческий оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в ита­льянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фа­шизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление то­талитарного строя в Италии. В каждой из стран, в которых возни­кал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем всем формам тоталитаризма прису­щи общие черты, которые отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением че­ловека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного режима:

- стремление государства к полному господству над всеми сфе­рами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

- практически полное отчуждение общества от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом созна­нии формируется представление о «единстве», «слиянии»
власти и народа;

- монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

- абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламента­ция общественных отношений, базирующаяся на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

- формирование «государственной власти» бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; она окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

- доминирующим методом управления является насилие, при­нуждение, террор;

- господство одной партии, фактическое сращивание ее про­фессионального аппарата с государством, запрет оппозици­онно настроенных сил;

- декларативность, формальный характер прав и свобод чело­века и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализа­ции;

- крупная собственность (общинная, монополистическая, го­сударственная) выступающая в качестве экономической ос­новы;

- наличие одной официальной идеологии, фактически устра­нение плюрализма;

- централизация государственной власти во главе с диктато­ром и его окружением;

- бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

- отсутствие правовой государственности и гражданского об­щества;

- произвол государственной власти, ее осуществление без учета мнения большинства, в противоречии с демократичес­кими механизмами, нормами и институтами.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 году. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью его было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа харак­теризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шови­низмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспо­щадной власти, которая держится на всеобщем господстве автори­тарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим полити­ческими режимами. Он мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим — государственно-политическое устрой­ство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управ­ления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Ф. Франко, Чили во времена власти А. Пиночета).

Признаки авторитарного режима:

- в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных орга­нов при одновременном отчуждении народа от реальных ры­чагов государственной власти;

- игнорируется принцип разделения властей на законодатель­ную, исполнительную и судебную (зачастую президент, ис­полнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судеб­ными полномочиями);

- роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

- суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

- сужена или сведена на нет сфера действия принципов выбор­ности государственных органов и должностных лиц, подот­четности и подконтрольности их населению;

- в качестве методов государственного управления доминиру­ют командные, административные;

- сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;

- отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);

- отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;

- существует частичный плюрализм, оппозиция не допускает­ся, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на
линию, выработанную правящей партией, в противном слу­чае они разгоняются;

- права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);

- личность лишена гарантий безопасности во взаимоотноше­ниях с властью;

- «силовые» структуры обществу практически неподкон­трольны и используются подчас и в сугубо политических целях;

- роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма, он не харизматический..

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В ли­тературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограни­ченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавлива­ется насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавли­вается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства.

В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает, помимо армии и полиции, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граж­дан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отме­няется Конституция и другие законодательные акты, которые за­меняются актами военных властей.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следу­ющим параметрам:

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе прово­дится тактика избирательного террора, направленного на предот­вращения возникновения оппозиции.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем различия формационного и цивилизационного подходов к типологии государства?

2. Из каких элементов состоит понятие «форма государства»?

3. Назовите признаки монархий и республик.

4. Как отличить унитарное государство от федерации?

5. Назовите основные признаки демократического политического режима.

6. Что характеризует тоталитарный политический режим?

7. Назовите основные признаки авторитарного политического режима.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Громыко АЛ. Политические режимы. М., 1994.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

Кашанина Т.В., Каманин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 35.

Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург,

1994. Гл. 3.

Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. Т. 1. М., 1998. Гл. 4, 7.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.

Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994 ^Рожкава Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов,

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество М 1992 М., 2000ИГлГ°з!'5аРСТВа " ПРЯВа ' П°Д РеД' Н"И- МатУ30'ва и Ав- М^ько. 2-е изд.

Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991. С бб-^бсГ" ВЕ' ЭлеМеНТЫ сРавнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: