А. Тойнби (1889-1975), английский историк и культуролог, создал теорию исторического круговорота культуры. Представлял всемирную историю как совокупность отдельных замкнутых и своеобразных цивилизаций.
Под цивилизацией понимается устойчивая совокупность территориальных, религиозных и политических характеристик.
"Локальные цивилизации" проходят определенный цикл, включающий в себя пять последовательных стадий развития: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель.
Полное и последовательное прохождение всех стадий цикла выступало для А. Тойнби основным критерием для составления перечня цивилизаций. Так, до нашего времени сохранилось лишь пять действующих цивилизаций: западная, исламская, китайская, индийская, православная.
В основу цивилизации А. Тойнби положил религиозную принадлежность, а не этнические или языковые особенности.
Само развитие цивилизации обуславливается импульсами "Вызов" и "Ответ".
Данная концепция имеет два слоя истории – "сакральный" и "мирской". В "сакральном" слое каждый "Вызов" есть стимул к осуществлению людьми абсолютно свободного выбора между Добром и Злом, который предоставил им Бог.
В "мирском" слое "Вызов" – проблема, с которой сталкивается цивилизация на пути исторического развития (изменения экологического или социального плана).
"Ответ" на "Вызов" играет движущую силу в развитии цивилизации.
Наиболее распространенные "Ответы": переход к новому типу хозяйствования, создание ирригационных систем, формирование мощных властных структур, способных мобилизовать энергию общества, создание новой религии, науки, техники.
Цивилизации разделяются А. Тойнби на три поколения.
Первое поколение – культуры, отличающиеся односторонней специализацией, приспособленные к жизни в конкретной географической среде. В таких обществах правит обычай и инновации затруднены.
При резком изменении условий жизни ("Вызове") общество не может дать адекватного "Ответа", продолжая жить и действовать так, будто "Вызова" нет, культура движется к своей гибели.
Однако некоторые общества выделяют из своей среды "творческое меньшинство", которое осознает "Вызов" среды и способно дать на него удовлетворительный "Ответ".
Такой "элитой" могут стать пророки, жрецы, философы, ученые, политики.
В результате начинается формирование дочерней цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней.
Согласно А. Тойнби, культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие "Вызова" со стороны среды, пребывают в состоянии стагнации (застоя).
Вместе с тем, "Вызов" не должен быть ни слишком слабым, ни слишком суровым. В первом случае не последует активного "Ответа", а во втором – непреодолимые трудности могут в корне пресечь зарождение цивилизации.
В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности. Эти цивилизации динамичны; создают большие города; в них развивается разделение труда, рынок; утверждается сложная система рангов и статусов; могут развиваться атрибуты демократии.
Возникновение полноценной вторичной цивилизации не предрешено, и предсказать его невозможно.
Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная – эллинская, а из нее – на основе возникшего в ее недрах христианства – формируется третичная, западноевропейская. Развивается культура до тех пор, пока не прервется цепочка "Вызов" – "Ответ".
Итогом развития всех цивилизаций может стать ситуация, когда вселенская религия объединит все существующие цивилизации в одну единую мировую цивилизацию, что даст им возможность избежать гибели.
Инновация культурная – новообразование, появление и распространение объекта или черты, ранее не имевшихся в рамках данной культуры; может быть результатом внутрикультурного изобретения или межкультурного заимствования.
Культурный застой – состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний; он наступает, когда традиции доминируют над инновациями, подавляют их.
Элита в культуре – небольшая часть населения, которая обладает более высоким, чем в среднем по населению, культурным капиталом, способная создавать или оценивать лучше, чем другие, культурную продукцию.