О.
Ф
1 1 | |
п | |
о | |
о | ф |
а. | V |
с | о |
s | |
ш | |
га | ш |
ьны | |
си | с; |
с | ш |
ш
ф | ||||||
papxt* | X л § | ктов | рацж | |||
Поие | феде | орган | I о | Феде |
л | .а | |||||
§ | Ф | ф 3 | ||||
СО | X | |||||
X | о | |||||
О | с; | |||||
X | п | |||||
зако | ные | I исп | ф X | о |
С» | |||
X | п | О. | ■я |
т | о | X | |
л | 1_ | л | |
с | о | с; | |
О | 0) | СО О. | ф 1- |
6) принцип федерализма, который выражает единство системы
государственной власти, разграничение предметов ведения между
Российской Федерацией и субъектами Федерации (согласно ч. 3
ст. 11 Конституции РФ, разграничение предметов ведения и пол
номочий между органами государственной власти Российской Фе
дерации и органами государственной власти ее субъектов осущест
вляется настоящей Конституцией, федеративным и иными догово
рами о разграничении предметов ведения и полномочий; согласно
же ч. 2 ст. 77 Конституции, в пределах ведения Российской Феде
рации и полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее
субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую
систему исполнительной власти в Российской Федерации);
|
|
7) принцип профессионализма, который создает благоприят
ные условия для использования наиболее квалифицированных ра
ботников в деятельности государственного аппарата, гарантирует
высокий уровень решения основных вопросов государственной
жизни в интересах населения страны.
8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, кото
рый обеспечивает разумное соотношение демократических и бюро
кратических начал государственного аппарата;
9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который
выражает оптимальное соотношение децентрализации и центра
лизации в государственном управлении;
10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы
государства занимают в государственном аппарате разные уровни
(одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов
обязательны для нижестоящих).
Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и совершенству.
§ 5. Органы государства и органы местного самоуправления
|
|
Для того, чтобы полнее изучить государственный аппарат, необходимо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправления, которые, согласно Конституции РФ (ст. 3, 12, 130— 133) и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., к системе государственных органов уже не относятся.
6 - 549
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
Рекомендуемые законодательство и литература
Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, с учетом интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения в решении местных проблем.
С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом некоторыми государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Население реализует право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами:
• их структура и компетенция определяется населением само
стоятельно;
• они обладают полномочиями на решение вопросов местного
значения;
• в пределах своей компетенции издают правовые акты;
• являются юридическими лицами;
• не входят в систему органов государственной власти.
При всем многообразии систем органов местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяются выборные органы, наличие которых признается обязательным.
К числу выборных органов местного самоуправления относятся представительные и исполнительные органы.
Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, количество которых определяется уставом муниципального образования.
В компетенцию представительного органа местного самоуправления входит: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования, установления местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительные органы обладают правом законодательной инициативы в законо-
дательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
В структуре органов местного самоуправления уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования — выборного должностного лица. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом самоуправления из своего состава и обладает собственной компетенцией в соответствии с уставом муниципального образования.
Претворением в жизнь решений представительных органов местного самоуправления и местных референдумов, сходов граждан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответствии с уставом муниципального образования и законами субъектов Российской Федерации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое механизм государства?
2. Какова структура механизма государства?
|
|
3. Назовите признаки органа государства.
4. Является ли президент органом государства?
5. Какова роль основных принципов организации государственного аппарата в
совершенствовании его деятельности?
6. В чем специфика таких принципов организации и деятельности государст
венного аппарата, как демократизм и гласность?
7. Как соотносятся между собой органы государства и органы местного самоуп
равления?
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЛИТЕРАТУРА
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. // Российская газета.
1999. 1 и 3 июля.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. // Российская газета. 2000. 5 янв.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 39. Ст. 4464.
Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 25 июня 1998 г. // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
Байтин М.И. Механизм современного российского государства // Правоведение. 1996. № 3.
Кашаншш Т.В., Кашанин А.В. Основы Российского права. М., 1996.
Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. М., 1992.
Лазарев В.В., Липенъ СВ. Теория государства и права. М., 1998. С. 141—142.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 8.
|
|
Оболонский А.В. Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правящий класс // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 6.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 22.
Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 3, 4.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 6.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 7.
Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. Разд. II. Гл. 3.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
Щербакова Н.В., Егорова Е.С. Местное самоуправление в России: теория и практика. Ярославль, 1996.
ГЛАВА 6
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все эти субъекты политики, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему. Слово «система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из частей».
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Политическая система представляет собой конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические отношения между ними, властно упорядочивает политическую деятельность. Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечивающее существование и жизнедеятельность общества как единого политического организма, пронизанного политической властью.
Политическая система имеет ряд особенностей:
1) именно в рамках и с помощью ее осуществляется политичес
кая власть;
2) зависит от характера общественной среды, социально-эконо
мической структуры общества;
3) обладает относительной самостоятельностью.
Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям.
Глава 6. Государство и право в политической системе общества
§ 2. Функции политической системы общества
Категория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.
Политическая система в конечном счете ретулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.
Выделяют такие компоненты политической системы, как:
1) политическая организация общества, включающая в себя
государство, политические партии и движения, общественные ор
ганизации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;
2) политическое сознание, характеризующее психологические
и идеологические стороны политической власти и политической
системы;
3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие
политическую жизнь общества и процесс осуществления полити
ческой власти;
4) политические отношения, складывающиеся между элемен
тами системы по поводу политической власти;
5) политическая практика, состоящая из политической дея
тельности и совокупного политического опыта
Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть».
Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней соответствующее место, имеет свое специфическое назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвуют в решении общих задач общества.
В зависимости от их природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.
§ 2. Функции политической системы общества
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.
Выделяют следующие функции политической системы: • обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (полити-
ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);
управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, выбор пути развития общества, разработку конкретных программ деятельности политических институтов);
мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и решения задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и не могут быть достигнуты); выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);
удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей); интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);
политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он «включается» в «работу» конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности); ■ легитимация политической власти (достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
Глава 6. Государство и право в политической системе общества