Тема: «Форма государства» (2 часа)
- Понятие формы государства. Общая характеристика, структура.
- Форма государственного правления: понятие, виды
особенности. Нетипичные формы правления. - Форма национально-территориального устройства: понятие,
виды, национальные проблемы. - Формы политического режима: понятие, типы, виды.
- Форма российского государства: особенности, проблемы,
перспективы совершенствования и развития. - Соотношение формы государства и его типа.
Литература:
Айбазов Р.У., Левакин И.В. Государственно-правовое развитие Российской Федерации в условиях глобализации: перспективы постсоветского пространства //Вестник СГАП. 2006. № 1.
Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах. М., 1985.
Брезгулевская А.В. Виды федерации и модели федерализма // Правоведение. 2005. №3.
Глебова В.Л. Принцип разделения властей в различных формах государственного устройства // Основы государства и права. 2007. №2.
Горохов А. Российский федерализм: кризис и возможная альтернатива.// Москва, 2000. № 4.
Добрынин Н.М. Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный системный подход в оптимизации федеративных отношений //Государство и право. 2005. № 2.
Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы //Государство и право. 2003. №11.
Зубов А.Б. Унитаризм и федерализм. К вопросу о будущей организации государственного пространства России.// Полис. 2000. №5
Иринин А.Е. Унитарная форма государственного устройства: понятие и основные признаки // Закон и право. 2007. №5.
Карапетян Л.М. Федеративное устройство и правовой статус народов. М, 1996.
Кинг П. Классифицирование федераций.// Полис. 2000. № 5.
Киреева С.А. Роль конституционно-правовых начал в демократизации российского политического режима//Правоведение. 1997.№3.
Киреева С.А. Объективные и субъективные факторы, определяющие типы политических режимов.// Атриум. Серия «Юриспруденция». 1997. № 1.
Крылов Б.С. Федерализм и его будущее.// Журнал российского права. 1998. № 1.
Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб., 2002.
Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М, 1998.
Осипян Б.А. Критерии правомерности типов и форм государств // История государства и права. 2007. №18.
Попов Р.В. Конфедеративное объединение государств: история и современность //История государства и права. 2002. №6.
Петров B.C. Тип и форма государства. Л., 1977.
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
Сенякин И.Н. Соотношение федеральных и региональных начал в российском законодательстве: поиск оптимальных путей //Вестник СГАП. 2006. № 2.
Синюков В.Н. О форме федерации в России.// Государство и право. 1993. №5.
Сумбатян Ю.Г. Монархия - традиционная форма государственности.//Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки 2001. №1.
Тихомиров Н.А. Монархическая государственность. СПб, 1992.
Туронок С.Г. Федерализм, унитаризм, конфедерализм.// Общественные науки и современность. 2000, № 2.
ЧиркинВ.Е. Модели современного федерализма.//Государство и право.1994.№8-9.
Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве. //Государство и право. 1994. № 1.
Чиркин В.Е. Формы государства в буржуазных странах Латинской Америки. М., 1982.
Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии //Государство и право. 2003. №7.
Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм.// Полис. 1995. №5
Целью семинарского занятия является получение комплексной характеристики формы государства и ее составных элементов, формирование у студентов умения анализировать понятие формы государства, выявлять достоинства и недостатки существующих форм, закономерности их развития, смены, взаимосвязи с типами государства.
Первый вопрос требует составления характеристики формы государства, ее основных элементов (форма государственного правления, форма национально-территориального устройства, форма политического режима). Студентам следует сконцентрировать внимание на существующих в науке теории государства и права различных подходах к трактовке структурного состава формы государства, выразить свое мнение по данному вопросу.
Второй вопрос предполагает детальное изучение формы государственного правления, выделение ее признаков, видов, особенностей, закономерностей исторического возникновения и смены. Необходимо также определить достоинства и недостатки существующих форм государственного правления.
Далее студенты должны обратиться к характеристике нетипичных («гибридных») форм правления и пояснить, в чем заключаются причины их появления.
Отвечая на третий вопрос семинарского занятия, студентам следует дать общее определение формы национально-территориального устройства, а затем, назвав ее признаки, перейти к характеристике видов (унитарная, федеративная формы национально-территориального устройства), перечислить достоинства и недостатки каждого вида.
Необходимо остановиться на классификации федераций, выделении «моделей» федерации, их особенностях.
Возможно также установление определенных закономерностей и взаимосвязей, существующих между видами национально-территориального устройства и форм правления.
Четвертый вопрос направлен на исследование третьего элемента формы государства - политического режима. Нужно сформулировать его определение, выделить признаки, установить место в структуре формы государства. Затем требуется охарактеризовать различные типы (демократический и антидемократический) виды политических режимов (демократический, либеральный, авторитарный, военный, тоталитарный, чрезвычайный, переходный), попытаться выяснить причины появления на исторической сцене разнообразных политических режимов.
Пятый вопрос предполагает установление соотношения формы государства с их типами. Студентам необходимо выявить основные факторы, способствующие (тормозящие) появлению тех или иных типов и форм государств, типичность и уникальность определенных типов и форм государств. Ответ нужно сопроводить историческими примерами из практики отечественного и зарубежного государственного строительства.
Шестой вопрос является в наибольшей степени обобщающим (объединяет воедино все элементы формы государства) на примере Российской Федерации. Студентам следует подробно охарактеризовать особенности формы РФ, выделить ее основные проблемы, предложить возможные пути их решения.