Генезис естественного права

Естественно-правовое мышление зародилось в Древней Греции, хотя сам термин «естественное право» не употребляется в оригинальных источниках древнегреческих авторов. В греческом языке не было слова адекватного современному понятию права или эквивалентного латинскому слову «jus» (право). Для анализа естественно-правовой проблематики древние греки использовали слова «дике», «номос», «темис», которые соответственно переводятся: dike – порядок, справедливость; nomos – закон; themis – обычай. Поэтому о праве применительно к этому историческому периоду можно говорить в смысле совокупности этических правил, воплощающих в себе начала справедливости, законности, правосудия, благоразумного законодательства и т.п. В течение столетий смысл названных слов постепенно изменялся, например, слово «номос» могло означать божественный закон, человеческий закон, закон природы, собственно юридический закон. Однако, уже в шестом веке до н.э. понятие «номос» стало противопоставлено понятию «физис», которое означало природу и естественную сущность человека как части природы. По существу из этого противопоставления возникает идея естественного права.

В древнегреческой философии не было различия понятий закона в естественно-научном и юридическом значении, однако практически все философы этого времени различали законы, которые относятся к природе в целом, включая и человека, и законы, установленные людьми, которые могли отклоняться от законов природы.

Таким образом, порядок отношений между людьми определялся, с одной стороны, законами природы, божественной волей, высшим разумом; с другой стороны, человеческими обычаями или ими же установленными законами. Естественные законы рассматривались как вечные, неизменные, незыблемые и, соответственно, как приоритетные по отношению к человеческим законам. Некоторые греческие философы (софисты) высказывали мысль о том, что все юридические законы обязаны своим происхождением произвольным человеческим установлениям, поэтому они всегда условны и относительны. Однако, и в подобных суждениях сохраняется, хотя и форме отрицания, противопоставления законов природы и человеческих законов.

Римские философы и юристы придали естественно-правовому мышлению еще большую практическую направленность. Они подразделяли частное право на три части: естественное право (jus naturale), право народов (jus – gentium) и право цивильное (jus civile). Под естественным правом они понимали право справедливое, доброе, вечное, которое присуще не только человеческому роду, но и, по мнению известного римского юриста Ульпиана, всему живому. Причем понималось это буквально в том смысле, что и животные обладают знанием этого права. Под правом народов римские юристы понимали часть естественного права, общего для всех людей. Цивильное право – это само римское право как часть писаного и неписаного частного права. Таким образом, в римском праве появляется сам термин «естественное право», однако понятие естественного права неразрывно связано с действующим правом как его составная часть. Естественное право римских юристов представляло собой действующее право, которое, будучи обусловлено самой природой, отличается необходимостью и всеобщностью, в отличие от других законов, которые носят печать условности и относительности.

В античной философии можно обнаружить идейные истоки практически всех более поздних концепций естественного права (теологического, рационалистического, естественного права с изменяющимся содержанием и др.) В то же время, важно подчеркнуть, что указанные проблемы рассматривались в рамках этического учения о справедливости, а собственно правовая проблематика не выделялась в качестве самостоятельного объекта исследования. Учение о справедливости нельзя рассматривать как альтернативу естественному праву, между ними много общего. В то же время нельзя и отождествлять этическое и правовое направление научных исследований.[26]

Естественно-правовое мышление сформировалось окончательно лишь тогда, когда установилось четкое различие между правом, каким оно должно быть, и реально действующим правом. Таким образом, естественно-правовая проблематика включает в себя два аспекта: 1) обусловленность правовых норм естественной необходимостью, 2) противопоставление права как совершенных идеальных норм – произвольным нормам действующего права.

Как отмечал известный русский правовед П.И.Новгородцев, «издавна концепция естественного права имела двоякий состав: она покоилась на практическом требовании более совершенного права и на теоретическом наблюдении естественной необходимости известных правоположений. Эти два элемента могли поддерживать друг друга, но не могли быть сведены один к другому: в первом случае естественное право ставится над положительным, во втором оно является лишь известной частью положительного. В историческом развитии естественно-правовой доктрины можно постоянно наблюдать эту двойственность его концепции».[27]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: