Правосознание — это форма осознания права как специ­фического явления социальной действительности

В правосознании тесно сочетаются и взаимодействуют три компонента: познавательный, оценочный и регулятивный. В со­ответствии с этим можно выделить три основные функции пра­восознания — познавательную, оценочную и регулятивную.


268 Раздел IV. Общество, право, государство

Познавательная функция правосознания состоит в осоз­нании того, что есть право, и осуществляется в различных формах (чувственных, образных, логико-понятийных) обна­ружения, выражения и осмысления отдельных правовых явле­ний и права в целом.

Оценочная функция правосознания состоит в формирова­нии определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых субъект правосознания оценивает (позитив­но или негативно) действующее право и реальную правовую действительность.

Регулятивная функция правосознания состоит в осозна­нии, определении и реализации субъектом в конкретных дей­ствиях (правомерного или противоправного характера) своей поведенческой позиции (модели поведения) по отношению к требованиям действующего права.

Регулятивная функция правосознания (ее содержание и характер, ее осознанно-волевая направленность на соблюдение требований права или на отклоняющееся поведение и т.д.) скла­дывается и реализуется под определяющим мотивационным воздействием других функций правосознания *— характера и качества осознания (и знания) права субъектом правосознания и сформировавшихся у него ценностных устремлений, устано­вок и ориентации.

Правосознание — это не только осознание права, но и правовое самосознание, постижение себя в правовом измере­нии, определение своего места и значения в мире права, вы­бор своей правовой роли, своих юридически значимых целей и действий. В этом смысле работа правосознания представля­ет собой постоянный чувственный и мысленный эксперимент по проверке и перепроверке субъектом правосознания различных юридически значимых моделей и вариантов своего поведения в окружающем мире.

Специфика правосознания — в его соотношении с други­ми формами сознания (моральным, нравственным, религиоз­ным сознанием и т.д.) — обусловлена спецификой самого пра­ва, для выражения которой правовое сознание оперирует со­ответствующими чувствами, образами, представлениями, сим­волами, понятиями и категориями.

Так, уже на эмоциональном уровне у субъекта правосоз^ нания складываются различные правовые чувства —- чувство 'справедливости, вины, чувство страха наказания и т.д.

Более осмысленный и обобщенный характер носят право­вые образы и представления, выражающие итоги субъектив­ного виденья, восприятия и осознания тех или иных реальных


Глава 6. Правосознание и правовая культура 269

или воображаемых правовых ситуаций, сцен, отношений (об­разные представления о правовых конфликтах, совершении преступлений и ответственности за него, задержании преступ­ника, суде и т.д.).

Так, правовой принцип равенства нашел свое выражение в чувственно-материальных (телесно-физических) представле­ниях о равенстве между наказанием и преступлением по пра­вилу талиона: око — за око, зуб — за зуб, смерть — за смерть. Показательно, что хотя подобные правовые представ­ления о равенстве, возникшие в далеком прошлом, в дальней­шем претерпели большие изменении (замена тслсспо-фяанчес-

кого эквивалента иными, более цивилизованными, формами

цивилизованной форме) до наших дней не только сам право­вой принцип равенства, но и его исходное понимание в воп­росе о смертной казни как надлежащем равном наказании за убийство. Также и в правосознании большинства современных людей доминирует представление о необходимости и справед­ливости смертной казни как равной меры (эквивалента) ответ­ственности за умышленное убийство.

Значительную роль в правовом осознании действительно­сти играют правовые символы — -правовые образы, в обоб­щенном виде выражающие смысловое содержание множества других образных представлений о праве. Так, замечательным символом справедливости (правосудия) и вместе с тем справед­ливого права и государства является бессмертный образ боги­ни справедливости (правосудия) Фемиды с равными для всех Весами Правосудия и защищающим справедливый правовой (государственно-правовой) порядок Мечом (символическим вы­ражением справедливой вцсшей власти и справедливого нака­зания).

Теоретически развитое правосознание, наряду с перечис­ленными (чувственными и образными формами и средствами осознания и выражения права), использует также и такие абстрактно-логические познавательные средства и формы, как правовые понятия, категории, идеи, принципы, конструкции и т.д.

Анализ правосознания показывает, что не только абст­рактно-логические правовые понятия, категории и т.д., но и дотеоретические познавательные средства правосознания (правовые чувства, правовые образы, правовые символы и т.д.) являются формами осознания (оценки и т.д.) как права, так и государства (обязательной для всех правовой организа­ции власти).


270 Раздел IV. Общество, право, государство

Поэтому в целом можно сказать, что правосознание на всех ступенях его развития и во всех формах его выраже­ния — от правовых чувств до правовых понятий — это фор­ма и средство выражения, осознания, оценки не только пра­ва и правовых явлений (их смысла, свойств, характеристик, функционально-регулятивных значений и т.д.), но одновремен­но также и государства, государственно-властных явлений.

Данное принципиальное обстоятельство вполне соответ­ствует положению либертарно-юридической теории о сущно­стном единстве права и государства. Смысл и существо права (и соответственно — правовой смысл государства) осознаются и выражаются в правосознании субъекта — в зависимости от его правовой развитости и просвещенности — как в чувствен­но-образном виде (на уровне правовых чувств, образов, пред­ставлений, символов и т.д.), так и в понятийной форме (посред­ством правовых понятий, категорий, принципов и т.д., т.е. на уровне понятийно-правового познания права и государства).

Существуют различные классификации правосознания.

В структуре правосознания следует прежде всего выде­лить два различных познавательных уровня: уровень эмпири­ческого правосознания и уровень теоретического (научного) правосознания. Эмпирическое правосознание осмысливает право в чувственно-образной форме, теоретическое правосоз­нание — в логико-понятийной форме. Теоретическое правосоз­нание представлено в юридической науке.

По субъектам правосознание делится на индивидуальное, групповое и общественное. При этом предполагается, что пра­вовое сознание, как и сознание вообще, присуще лишь индиви­ду, а групповое и общественное правосознание — это обобщен­ное (на уровне отдельных групп или всего общества) выражение содержания и характера правосознания отдельных индивидов, об­разующих соответствующие группы и общество в целом.

По признаку правовой образованности субъектов (носите­лей) правосознания правосознание делится на два других вида: обыденное (массовое) и профессиональное (юридическое) правосознание.

По своему мотивационно-регулятивному характеру и воле­вой направленности правосознание делится на законоодобряю-щее, законопослушное и закононарушающее.

В законоодобряющем правосознании требования, цели и ценности закона (действующего права) осознаются и восприни­маются субъектом как безусловно необходимые и полезные (для него и для других, для общества в целом) и подлежащие реализации. Такая установочная позиция субъекта мотивирует-


Глава 6. Правосознание и правовая культура 271

ся прежде всего качественно-содержательными достоинствами действующего права (его справедливостью, ценностью, полез­ностью и т.д.), а не авторитетом закона (его общеобязательной. силой, принудительным характером и т.д.).

Для законопослушного правосознания основным мотиви­рующим фактором является авторитет закона (действующего права). Установочная позиция субъекта такого правосознания является результатом целесообразного выбора на основе взве­шивания и оценки достоинств и преимуществ (для себя, для других и всего общества) соблюдения закона и недостатков, невыгод, отрицательных последствий его нарушения. В этом смысле законопослушное правосознание является прагмати­ческим правосознанием.

Определенную мотивирующую роль при формировании за­конопослушной позиции могут сыграть и качественно-содержа­тельные достоинства самого закона, т.е. мотивы одобрения за­кона. Но подобные законоодобрительные мотивы здесь имеют вспомогательное (во многом — компенсаторное) значение. Люди сплошь и рядом отрицательно относятся к тем или иным тре­бованиям закона, но в своей основной массе соблюдают их.

Закононарушающее правосознание тоже является праг­матичным правосознанием, обусловленным представлениями субъекта о преимуществах и выгодах несоблюдения права и совершения преступлений.

Преступный образ жизни сопровождается деградацией лич­ности и существенной деформацией правосознания, в котором доминирующие позиции начинают занимать антиобщественные "ценности" и криминальные установки так называемого "воров­ского закона" — своеобразного неписаного кодекса преступного

,мира.

Из приведенных классификаций правосознания видно, что в правосознании одного и того же индивида мбгут присутство­вать определенные элементы (характеристики, свойства) из разных видов правосознания.

Так, в правосознании ученого-юриста элементы теорети­ческого (научного) правосознания сочетаются с элементами эм­пирического правосознания. Подобное сочетание (в разных, правда, пропорциях) присуще и правосознанию юриста-прак­тика, а также отчасти обыденному правосознанию (в меру раз­витости общей и правовой культуры отдельных граждан и на­селения в целом).

Теоретическое правосознание может быть как индивиду­альным, так и групповым (например общие правовые воззре­ния представителей одной научной школы и т.д.).


272 Раздел IV. Общество, право, государство

Профессиональное правосознание как групповое правосозна­ние людей, получивших специальное юридическое образование, в той или иной форме включает в себя некоторые Основные эле­менты теоретического (научного) правосознания, но эти различ­ные виды правосознания, конечно, не следует отождествлять.

Само профессиональное (юридическое) правосознание —
с учетом внутрипрофессиональных различий — можно подраз­
делить на внутрипрофессиональные группы (правосознание
ученых-юристов и правосознание юристов-практиков) и под­
группы
(правосознание судей, правосознание работников про­
куратуры, правосознание работников милиции, правосознание
адвокатов и т.д.). >

Для субъектов профессионального правосознания (особен­но в их отношениях к действующему праву) характерно опре­деленное раздвоение правосознания на официально-должно­стное правосознание, в котором доминируют мотивы законо-одобрения и'законопослушания, и частное (личное) правосоз­нание, в котором, как и в массовом правосознании в целом, мотивы законопослущания частично сочетаются с мотивами закононарушения (как в личных интересах, так и в преслову­тых "интересах дела").

От уровня развитости профессионального (юридического) правосознания, от содержания и характера присущих ему юридико-ценностных установок и ориентации во многом зави­сит качество деятельности государственного аппарата и в це­лом надлежащее осуществление государственных функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: