Политические партии в системе

ТЧ»* чхтп Г1 AQ


Глава 9. Гражданское общество в постсоветской России 321

ждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают многие другие вопросы местного значения.

Важным компонентом гражданского общества являются разнообразные общественные объединения — политические партии, профессиональные союзы, благотворительные органи­зации и т.д.

Конституция (ст. 30) закрепляет право каждого на объе­динение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Существенное значение для формирования и деятельности общественных объединений имеют положения Конституции (ст. 13) о признании в Российской Федерации идеологическо­го и политического многообразия и многопартийности, о равен­стве общественных объединений перед законом. Запрещается создание и деятельность лишь таких общественных объедине­ний, цели или действия которых направлены на насильствен­ное изменение основ конституционного строя и нарушение це­лостности Российской Федерации, подрыв безопасности госу­дарства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В настоящее время активно действуют разнообразные об­щественные формирования (политические, профессиональные, научные, правозащитные, просветительские, экологические, потребительские, религиозные и т.д.). Цх деятельность регу­лируется целым рядом федеральных законов, в числе кото­рых: Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г., Федеральный закон "О государственной поддер­жке молодежных и детских общественных объединений" от 26 июня 1995 г., Федеральный закон "О благотворительной де­ятельности и благотворительных организациях" от 11 августа 1995 г., Федеральный закон "О профсоюзах, их правах и гаран­тиях деятельности" от 12 января 1996 г., Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.

2. Формы общественных объединений

Особую группу общественных формирований составляют общественные объединения. В ст. 5 Федерального закона "Об общественных объединениях" (от 14 апреля 1995 г.) понятие общественного объединения определяется следующим образом: "Под общественным объединением понимается добровольное,


322 Раздел IV. Общество, право, государство

самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся.на основе общнос­ти интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения"1.

В приведенном положении Закона, как и в других его ста­тьях, речь идет только о гражданах как членах общественных объединений, хотя на самом деле, как правило, имеются в виду и неграждане, т.е. все люди как частные лица, посколь­ку в ст. 1 Закона говорится: "Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российс­кой Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установлен­ных федеральными законами или международными договора­ми Российской Федерации"2. Язык данного закона (везде там, где в нем используется слово "граждане", а имеются в виду и неграждане, частные лица, члены гражданского общества), таким образом, явно расходится с его нормативно-регулятив­ным смыслом, что, конечно, следует учитывать в процессе его изучения, толкования и применения.

Названный Закон (ст. 7) предусматривает следующие орга­низационно-правовые формы общественных объединений: об­щественная организация; общественное движение; обществен­ный фонд; общественное учреждение; орган общественной са­модеятельности.

Общественная организация — это основанное на член­стве общественное объединение, созданное на основе совме­стной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей членов объединения.

Общественное движение представляет собой состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участни­ками общественного движения.

Общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства обще­ственное объединение, цель которого заключается в формиро­вании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и уп­равляющие имуществом общественного фонда не вправе ис­пользовать указанное имущество в собственных интересах.

1 Федеральный закон об общественных объединениях. М., 1995. С. 3.

2 Там же. С. 2.


Глава 9. Гражданское общество в постсоветской России 323

Общественное, учреждение — это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения.

Орган общественной самодеятельности представляет со­бой не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у людей по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достиже­нием уставных целей и реализацией программ органа обще­ственной самодеятельности по месту его создания.

Общественные объединения независимо от их организаци­онно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) об­щественных объединений на основе учредительных договоров и уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

По территориальной сфере своей деятельности обществен­ные объединения делятся на общероссийские, межрегиональ­ные, региональные и местные.

Деятельность всех общественных объединений должна быть гласной и основываться на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

Закон об общественных объединениях (ст. 17) запрещает вмешательство органов государственной власти и их должно­стных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятель­ность органов государства и их должностных лиц. Вместе с тем, согласно данному Закону, государство обеспечивает соблюде­ние прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регу­лирует предоставление им налоговых льгот и преимуществ, осуществляет целевое финансирование отдельных общественно полезных программ общественных объединений и т.д.

Общественные объединения пользуются широким кругом прав, обеспечивающих их активное участие в общественной и политической жизни. Согласно ст. 27 названного Закона об об­щественных объединениях, для осуществления своих уставных целей общественное объединение имеет право: свободно рас­пространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, де­монстрации, шествия и пикетирование; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятель-


324 Раздел IV. Общество, право, государство

ность; представлять и защищать свои права, законные инте­ресы своих членов и участников, а также других лиц в орга­нах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложе­ния в органы государственной власти.

Политические общественные объединения (политические партии, политические организации, политические движения) наделены правом участия в избирательных кампаниях в каче­стве избирательных объединений.

После отмены в 1990 г. монополии КПСС в политической жизни страны возникло множество политических партий и движений различных идейных позиций и ориентации. В насто­ящее время в России зарегистрировано свыше 90 общероссий­ских политических партий, около 50 общероссийских полити­ческих движений и большое число других общественных орга­низаций, преследующих политические цели.

Однако до сих пор отсутствует закон о политических партиях, который должен детально урегулировать все основ­ные вопросы формирования и деятельности политических партий, их права и обязанности, их место и функции в обще­ственной и политической жизни страны.

Ряд важных аспектов взаимоотношений государства и по­литических; объединений урегулирован Указом Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. "О прекращении деятельности орга­низационных структур политических партий и массовых обще­ственных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР"1. Данный Указ направлен на обеспече­ние равенства прав политических общественных объединений в выработке политики государства и в. управлении государ­ственными делами и на предотвращение вмешательства обще­ственных объединений в деятельность государственных органов и влияния межпартийной борьбы на функционирование госу­дарственного аппарата. С этой целью Указ (ст, 1) запрещает создание новых и деятельность существующих первичных организаций, комитетов и других организационных структур политических партий и массовых общественных движений в органах государственного управления, в государственных уч­реждениях, организациях, концернах, на предприятиях неза­висимо от их подчиненности.

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 31. Ст. 1035.


Глава 9. Гражданское общество в постсоветской России 325

Лица, состоящие на государственной службе, в своей слу­жебной деятельности руководствуются требованиями законода­тельства и не связаны решениями политических партий и мас­совых общественных движений.

Государственные служащие вправе участвовать в дея­тельности политических партий и массовых общественных дви­жений в нерабочее время и за пределами государственных органов, учреждений, организаций и предприятий.

Запрещается указание, а равно требование на указание в официальных документах, представляемых в государственные органы, учреждения и организации, членства в политической партии и массовом общественном движении.

Определение политического общественного объединения содержится в ст. 2 Федерального закона Российской Федера­ции "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (от 5 сентября 1997 г.): "Избирательное объединение — политичес­кое общественное объединение (политическая партия, полити­ческая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на фор­мирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельно­сти указанных органов"1.

По действующему федеральному избирательному законо­дательству общероссийское политическое общественное объе­динение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), выступающее в процессе выборов в Государственную Думу как избирательное объединение или входящее в избирательный блок (объединение двух избира­тельных объединений для совместного участия в выборах), обладает правом выдвигать как отдельных своих кандидатов в депутаты по одномандатным округам, так и список кандидатов в депутаты по федеральному избирательному округу.

Так, согласно ст. 5 Федерального закона "О выборах де­путатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации" (от 24 марта 1995 г.), 225 депутатов Госу­дарственной Думы (т.е. половина всего ее состава) избираются

1 Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".. М., 1997. С. 6.


326 Раздел IV. Общество, право, государство

по одномандатным округам (по принципу мажоритарности, т.е. большинства поданных за кандидатов голосов), а 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избира­тельному округу по принципу пропорциональности, т.е. про­порционально количеству голосов, поданных за федеральные списки (т.е. партийные списки) кандидатов в депутаты, выдви­нутых избирательными объединениями, избирательными бло­ками. При этом избирательное объединение (или избиратель­ный блок), за федеральный список кандидатов которого подано пять и более процентов голосов избирателей, принявших уча­стие в голосовании, получает депутатские мандаты, число которых пропорционально количеству голосов, поданных за его федеральный список.

Депутаты, избранные по федеральному списку данного избирательного объединения (или блока), образуют в Государ­ственной Думе соответствующую фракцию, а остальные депу­таты (одномандатники) формируют различные депутатские группы.

Такая избирательная система, дающая значительные пре­имущества небольшому числу крупных политических партий и движений, в настоящее время подвергается справедливой кри­тике и нуждается в изменении — в направлении главным об­разом значительного уменьшения (с половины до примерно одной четвертой части) числа депутатов Государственной Думы, избираемых по федеральным (партийным) спискам, и соответственно увеличения (с половины до трех четвертей) числа депутатов Государственной Думы, избираемых по одно­мандатным округам1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: