Функции государства. Функции государства—- это основные формыдеятель­ности государства, выражающиеего сущность

Функции государства —- это основные формы деятель­ности государства, выражающие его сущность.

Функциональный подход к государству, классификация и характеристика его функций и т.д. восходят к органическим


■\ Глава 5. Функции и механизм государства. 257

: представлениям о государстве как живом организме с прису­щими ему функциями, т.е. формами его жизнедеятельности.

В своем юридически адаптированном виде понятия "фун­кция", "функционирование" и т.д. применительно к праву и го-, сударству означают их действие, деятельность, формы их ре-гулятивно-упорядочивающего воздействия на людей и их отношения. Сказать: "право функционирует", "государство функционирует" — это то же самое, что сказать: "право дей­ствует", "государство действует".

В этом общеюридическом контексте под "функционирова­нием" государства имеется в виду динамический аспект харак­теристики государства, деятельно-содержательное проявление его внутренней сущности. При этом следует, конечно, помнить об условности и метафоричности понятий "функционирование", "действие", "деятельность" и т.д. применительно к праву и государству, поскольку на самом деле действуют именно люди как субъекты права и государства, как частные лица, гражда­не, должностные лица и т.д.

Сущность государства, которая проявляется в его функ­циях (в его функциональной деятельности), состоит в том, что государство —это правовая, суверенная организация публич­ной власти свободных людей. Этим обусловлены следующие свойства и характеристики функций и функциональной дея­тельности государства:

■■ 1. В функциональной деятельности государства проявляет­ся представительный характер государства, которое является не природным организмом, а специфической социальной орга­низацией, представляющей и реализующей общую волю и об­щие интересы свободных людей — членов государства (граж­дан). Поэтому распространенные в политической теории и прак­тике ссылки — для оправдания своеволия и произвола государ­ства —на некие собственные высшие цели, права и интересы государства (так называемые "государственные резоны") про­тиворечат представительной природе, целям и правомочиям го­сударства и свидетельствуют о его отрыве (отчуждении) от об­разующих и управомочивающих его граждан и народа в целом как источника суверенной власти и правомерной деятельности государства, его органов и должностных лиц.

В этом смысле можно сказать, что,правомерна только функциональная деятельность государства, т.е. такая деятель­ность государства, которая порождается его природой и соот­ветствует его сущности. Действия же государства, его отдель­ных органов и должностных лиц, выходящие за рамки его сущностно обусловленных функций, т.е. все нефункциональ-


258 Раздел IV. Общество, право, государство

ные действия государственной власти, носят неправомерный и негосударственный характер.

2. Функции государства нельзя смешивать с теми или ины­
ми сферами деятельности государства и задачами, которые при
этом решаются с помощью государственно-правовых средств и
методов.

Государство, как и право, действует во всех сферах социаль­ной жизни людей, определяя соответствующий порядок отноше­ний и способ разрешения задач в этих разнообразных сферах — в сфере экономики, культуры, науки, образования, здравоохра­нения, окружающей среды и т.д. Это, однако, вовсе не означа­ет, будто у государства есть экономическая, экологическая, культурная, образовательная и другие подобным образом (т.е. по сферам социальной жизни) сконструированные функции.

Ничего специфически государственного (и государственно-правового) в самих по себе занятиях экономикой, культурой, наукой, экологией и т.д. нет. Ведь государство —• это не орга­низация для решения экономических, культурных, экологичес­ких и иных сходных задач, хотя роль государства (и права) в надлежащем решении этих и подобных задач весьма велика. С точки зрения функций государства (и права) определяющее значение имеют не сами по себе эти и другие сходные зада­чи и те сферы, где они возникают и требуют решения, а имен­но надлежащий государственно-правовой порядок их раз­решения.

3. Специфика, существо и смысл всей функциональной де­
ятельности государства, всех его функций состоят в организа­
ции, реализации и защите определенного (социально-истори-
чеСки обусловленного) государственно-правового порядка
жизни свободных людей.

Отдельные функции государства — это лишь относитель­но самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства по созиданию, под­держанию и практическому осуществлению соответствующего государственно-правового порядка.

К числу таких отдельных основных функций государства относятся: правоустановительная функция, правореализатор-ская функция, правозащитная функция, внешнегосударствен-ная функция.

В числе названных функций три первые, являются внут­ренними функциями и связаны с осуществлением внутренне­го суверенитета государства. Четвертая функция является внешней функцией государства и характеризует осуществле­ние внешнего суверенитета государства.


Глава 5. Функции и механизм государства 259

Внутренние и внешняя функции государства тесно взаи­мосвязаны, дополняют и подкрепляют друг друга.

Правоустановительная функция — это деятельность госу­дарства по установлению всех источников и норм действующе­го права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, установление прецедентов, санкционирование обычаев, офици­альное признание и закрепление приоритетного позитивно-пра­вового значения естественных прав и свобод человека и т.д.).

Исходное и определяющее значение этой функции обус­ловлено правовой природой государства, внутренним (сущно­стным) единством права и государства, неразрывной связью между ними как необходимыми всеобщими формами признания и осуществления свободы людей в виде субъектов права и субъектов государства.

Государство также невозможно без права, как и право — без государства. Поэтому по своему внутреннему смыслу пра­воустановительная функция — это одновременно и государ-ствоустановительная функция. Конституирование государства означает прежде всего его правовое оформление, т.е. опреде­ление правового положения людей и власти в условиях госу­дарственно-организованной жизни.

Правоустановительная деятельность, как и другие функ­ции государства, — это не только суверенное право, но и бе­зусловная обязанность государства (как организации публичной власти свободных людей), отличающая его от деспотической формы властвования.

Правоустановительная деятельность представляет собой процесс постоянного изменения и обновления действующего права, причем сама эта деятельность (ее формы, процедуры, субъекты, их правомочия и т.д.) тоже урегулирована правом и совершенствуется вместе с развитием правовой и политичес­кой культуры общества.

Правореализаторская функция — это деятельность госу­дарства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное в государ­стве право постоянно и неуклонно действовало, чтобы право, было подлинно действующим правом.

Правореализаторская функция призвана обеспечить все формы реализации права (осуществления правомочий, обязан­ностей и соблюдения запретов, применения права) как в дея­тельности самого государства (всех государственных органов и должностных лиц), так и применительно к поведению людей. Вся деятельность государства (всех его органов и должно­стных лиц) носит характер, правореализующих действий. Уже


260 Раздел IV. Общество, право, государство

сама правоустановительная деятельность (законодательство и т.д.) представляет собой форму реализации правомочий соответ­ствующих государственных органов и должностных лиц на из­дание в установленном порядке определенных нормативно-правовых актов и т.д. В форме реализации права протекает также исполнительно-распорядительная и правозащитная де­ятельность государства.

Правореализаторская функция включает в себя в качестве важного компонента и деятельность государства, его органов и должностных лиц по обеспечению процесса осуществления прав и свобод человека и гражданина и исполнения ими своих обязанностей.

Правозащитная функция — это деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и по­литической жизни.

Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.

Осуществление правозащитной функции — одна из глав­ных обязанностей государства. Согласно Конституции Россий­ской Федерации (ст. 2), "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства".

В рамках правозащитной функции существенное значение имеет последовательное соблюдение государством данных им гарантий в области прав и свобод человека и гражданина. Та­кие гарантии закреплены и в Конституции Российской Феде­рации, например в ч. 1 ст. 17: "В Российской Федерации при­знаются и гарантируются права и свободы человека и гражда­нина согласно общепризнанным принципам и нормам междуна­родного права и в соответствии с настоящей Конституцией".

Внешняя функция государства — это деятельность госу­дарства в качестве суверенного субъекта международных от­ношений.

Данная функция включает в себя многообразную деятель­ность государства по обеспечению обороноспособности страны и защиты населения от внешней агрессии, по организации и осу­ществлению сотрудничества (политического, экономического, научно-технического, культурного и т.д.) с другими государства­ми, защите прав и интересов своих граждан вне пределов стра-*ны, укреплению и развитию международного сообщества госу­дарств, преодолению войн и упрочению мира между народами.

В том или ином виде и исполнении рассмотренные функ­ции — при всех существенных различиях в характере, объе-


Глава 5. Функции и механизм государства 261

ме, приоритетах соответствующей функциональной деятельно­сти в разных государствах — присущи государствам всех ис­торических типов. Конкретное содержание этих функций ме­нялось, конечно, от эпохи к эпохе, но каждое государство в меру своей развитости осуществляет такие основные функции, обусловленные природой публично-правовой власти.

Большой новизной (в плане и содержания, и развитости правовых форм и процедур осуществления государственных функций) отличается функциональная деятельность современ­ного правового государства. Принцип разделения властей в правовом государстве Дает основание для трактовки в качестве его основных внутренних функций законодательную, исполни­тельную и судебную функции.

Однако такая классификация функций не имеет универ­сального значения, поскольку не соответствует функциональ­ной деятельности государств других исторических типов, в которых еще не было разделения властей, присущего совре­менному правовому государству.

Применительно к социальному государству в литературе принято в числе функций выделять и социальную функцию, под которой имеется в виду деятельность государства по соци­альной защите людей и обеспечению достойных условий жизни для всех членов общества. Определенные основания для этого содержатся и в Конституции Российской Федерации (ст. 7), которая гласит: "Российская Федерация — социальное государ­ство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело­века".

Подобная социальная деятельность государства имеет, не­сомненно, существенное значение. Но, характеризуя такую де­ятельность в качестве самостоятельной государственной фун­кции, не следует забывать, что речь при этом идет лишь о современном социальном правовом государстве. Необходимо также учитывать, что вообще все функции всех типов госу­дарств, как, впрочем, и любое государство, носят социальный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: