И государства

Взаимоотношений гражданского общества

Перспективы демократических преобразований и достиже­ния стабильного социально-экономического и политико-право­вого развития страны во многом зависят от характера взаимо­отношений между гражданским обществом и государством. Эти взаимоотношения должны включать в себя два взаимосвязан­ных момента: 1) всестороннее развитие общественной иници-

1 См.: Лапаева В,В. Нужен референдум по избирательной системе // Власть. 1997. № 12. С. 47—51.


Глава 9. Гражданское общество в постсоветской России 327

ативы и самодеятельности и 2) утверждение прочного право­порядка во всех сферах жизни гражданского общества и госу­дарства.

В современных условиях весьма острыми остаются пробле­мы преодоления отчуждения государства от общества, повы­шения меры доверия между обществом и властью, установле­ния партнерских отношений между властью и институтами гражданского общества, усиления их взаимной поддержки и согласованной деятельности. "Переход к подъему требует созда­ния в стране качественно иного уровня взаимного доверия общества и власти. Доверие к власти становится категорией не только политической, но и экономической. Перспектива подъе­ма диктует, чтобы действия государства были открыты, понят­ны и контролируемы обществом. Укрепление такого доверия требует, чтобы и власть, со своей стороны, в гораздо большей степени была осведомлена о состоянии общественного мнения, учитывала его при определении политики"1. Задача состоит в том, чтобы было "создано государство, подчиненное интере­сам общественного саморазвития"2.

Надлежащая реализация такой либерально-демократичес­кой модели отношений между обществом и государством возможна лишь в условиях прочно утвердившегося конститу­ционно-правового строя, достаточно развитой многопартийно­сти парламентского типа, высокой политической и правовой ответственности, активности и культуры как самих членов об­щества, так и его политических представителей.

Существенную связующую и объединяющую роль в отно­шениях между гражданским обществом (как неполитической сферой) и государством (как политической сферой) призваны сыграть политические партии.

Выражая разнообразные потребности и интересы граждан­ского общества (индивидов, социальных групп, слоев, классов и т.д.) в политической форме (в виде определенных политичес­ких целей, идей, программ, требований, установок, проектов решений, мероприятий и т.д.), они как организованные пред­ставители общества тем самым выражают и право гражданс­кого общества на формирование государственной власти, уча­стие в ее осуществлении и т.д.

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
от 17 февраля 1998 г. Общими силами — к подъему России // Российс­
кая газета. 1998. 24 февр.

2 Там же..,. ■


328 Раздел IV. Общество, право, государство

Выразить частные интересы и воли членов гражданского общества в политической форме означает найти их надлежащее место и значение на уровне и в контексте всеобщих интересов и общей воли всего населения, всего народа, т.е. в конечном счете выразить их в той всеобщей правовой (и государствен­но-правовой) форме, в которой вообще могут быть учтены и удовлетворены те или иные частные (индивидуальные, груп­повые, классовые и т.д.) интересы. Поэтому борьба различных партий власти, как и в целом их политическая деятельность, должна вестись легально, в рамках требований Конституции и действующего законодательства, словом, в правовой форме.

Согласно либертарно-юридической трактовке общества, права и государства, политикаэто осуществляемые в пра­вовой форме общественные отношения легальных субъектов по приобретению и реализации государственной власти. Та­кими легальными субъектами, по действующему российскому законодательству, являются народ в целом в качестве сувере­на, отдельные граждане, официально зарегистрированные политические общественные объединения (политические партии, политические движения, политические организации).

Политику следует отличать как от неполитических отношений (от частных отношений), так и от антиполитических явлений и действий, представляющих собой нарушение правопорядка (раз­ного рода антиконституционные, "внесистемные", насильствен­ные формы борьбы за государственную власть и ее использования).

"Политика" же в ее марксистско-ленинской трактовке в виде насильственно-революционной классовой борьбы за унич­тожение существующего государственно-правового строя, зах­ват власти и установление диктатуры во главе с монопольно правящей коммунистической партией — это антиправовое и антигосударственное состояние, как об этом свидетельствуют идеология и практика коммунистического тоталитаризма XX в. в СССР и целом ряде других социалистических стран.

Юридический подход к политике исходит из того, что единственным источником политической (государственной) вла­сти и верховным ее носителем (т.е. сувереном, носителем суве­ренитета) является народ; соответственно государство представ­ляет собой институциональную (организационную) форму суще­ствования и действия этой же политической власти, а правовой закон — нормативную форму ее существования и действия.

Политическая власть — это всеобщая, суверенная, пуб­личная (т.е. распространяющаяся на всех), государственная (го­сударственно-правовая) власть, и никакой другой политической власти с точки зрения единого для всех (и общеобязательного) права и государства не может быть. Поэтому сама по себе поли-


Глава 10. Правовое государство в постсоветской России 329

тическая партия (и любое другое политическое- объединение) обладает лишь внутрипартийной (внутриорганизационной) вла­стью в отношении своих членов: партия (от лат. pars — часть, группа) — это лишь определенная группа лиц, часть населения, и власть ее носит внутригрупповой, частный (непубличный!) характер. Причем и эта внутриорганизационная власть в поли­тической партии парламентского типа (способ формирования руководящих органов партии, их полномочия, порядок принятия устава и его содержание, права и обязанности членов партии и т.д.) должна устанавливаться и осуществляться в соответствии с конституционными правами граждан на объединение, на основе действующего законодательства, в рамках демократических процедур с соблюдением требований принципа правового равен­ства всех граждан, добровольности их членства в партии и т.д.

Когда же выдвиженцы политической партии (или другого политического общественного объединения) оказываются в ре­зультате выборов или назначения носителями определенной по­литической (государственной) власти, они должны уже соот­ветственно действовать не с узкопартийных, а с общегосудар­ственных (государственно-правовых) позиций.

Депутат (или другое выборное лицо — президент, губер­натор, мэр и т.д.) — это по своему государственно-правовому статусу полномочиям избранник и представитель народа (всех граждан, образующих соответствующий электорат), а не того или иного политического объединения или части населения, которые выдвинули его кандидатуру и голосовали за него. По­этому в законотворческой и всякой иной деятельности отдель­ных депутатов, фракций и депутатских групп представительно­го органа не партийная принадлежность и корпоративные при­страстия, а государственно-правовое начало должно в конеч­ном счете определять содержание и характер, соответствующих решений, формы и способы удовлетворения тех или иных час­тных (групповых) интересов, требований, устремлений.

Глава 10. Правовое государство в постсоветской России

1. Общая характеристика

Идеи и ценности правовой государственности стали одним из главных ориентиров для всего процесса преодоления сло­жившегося в стране тоталитарного социализма и осуществле­ния радикальных политических и экономических преобразова-


330 Раздел IV. Общество, право, государство

ний. И вполне закономерно, что они получили свое признание в Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепившей основы постсоветского российского общества и государства.

Такая ориентация на формирование и развитие правово­го государства обусловлена объективными потребностями обще­ственного и политического развития в посттоталитарной Рос­сии, целями и задачами утверждения принципов свободы и права во всех сферах жизни общества и государства. Правда, необходимо учитывать, что у каждой страны свой путь к правовой государственности, своя конструкция и свои фор­мы правовой организации государства. Это обусловлено мно­жеством факторов, в том числе — характером социально-исто­рического развития каждой страны, национальными и духовны­ми традициями, опытом государственной жизни, достигнутым уровнем политической и правовой культуры, геополитическими обстоятельствами и т.д.

Так, на своеобразие российского пути к правовой государ­ственности заметное влияние оказали особенности дореволю­ционной и послереволюционной истории огромной многонацио­нальной евразийской страны, многовековые традиции деспо­тизма, самодержавия и тоталитаризма.

В новой Конституции Российской Федерации нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных ком­понента (аспекта, характеристики и свойства) правовой госу­дарственности: гуманитарно-правовой (права и свободы чело­века и гражданина); нормативно-правовой (господство правово­го закона) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Согласно Конституции (ч. 1 ст. 1), Российская Федера­ция — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет Российскую Федерацию как "социаль­ное государство" (ч. 1 ст. 7) и как "светское государство" (ч. 1 ст. 14).

Носителем суверенитета и единственным источником вла­сти в Российской Федерации по Конституции (ч. 1 ст. 3) явля­ется ее многонациональный народ. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а сама российская Конституция и федеральные законы имеют верхо­венство на всей территории Российской Федерации (ст. 4).

В качестве основ конституционного строя Конституция (в главе 1) закрепляет и целый ряд других принципиальных по­ложений, определяющих новизну общественного и государ­ственно-правового устройства постсоветской России.


Глава 10. Правовое государство в постсоветской России 331

Для утверждения начал правовой государственности опре­деляющее значение здесь имеют прежде всего положения Конституции о высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2), о разделении властей (ст. 10), о прямом действии Кон­ституции и конституционно-правовых характеристиках источ­ников действующего права (ст. 15).

Основы формирования в стране гражданского общества закреплены в конституционных нормах о признании и защите в Российской Федерации равным образом частной, государ­ственной, муниципальной и иных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы), о едином эко­номическом пространстве,■ поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и т.д. (ст. 8, 9).

Основные федеративные черты и свойства российской правовой государственности выражены в конституционных по­ложениях о равноправии субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федера­ции, о едином гражданстве Российской Федерации, ее госу­дарственной целостности и единстве системы государственной власти, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов (ст. 5, 6,11).

Идеологические и политические характеристики консти­туционного строя включают в себя признание идеологическо­го и политического многообразия, многопартийности, равен­ства общественных объединений перед законом (ст. 13).

Новая Конституция Российской Федерации в своей регла­ментации основных положений постсоветского строя опирает­ся на естественноправовые идеи о прирожденных и неотчуж­даемых правах и свободах человека. Положения сменявших друг друга советских конституций (первой Конституции РСФСР 1918 г., первой Конституции СССР 1924 г., сталинской Консти­туции СССР 1936 г., брежневской Конституции СССР 1977 г. и соответствующей Конституции РСФСР 1978 г.) о правах и сво­бодах советских граждан носили декларативный, показной ха­рактер. Практика массовых репрессий и расправ (от революци­онного террора времен "военного коммунизма", сталинских "чисток" и репрессий 30—50-х годов до борьбы с инакомысля­щими, диссидентами и правозащитниками' в 60—80-е годы) убедительно продемонстрировала фиктивность прав и свобод человека при социализме, антиправовую природу этого строя.

Существенное значение для утверждения в стране либе­рально-демократического государственно-правового строя име­ет конституционное положение о том, что общепризнанные


332 ' Раздел IV. Общество, право, государство

принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются по Конституции (ст. 15) составной частью-ее правовой системы. Если при этом международным договором Российской Федерации установле­ны иные правила, чем предусмотренные законом, то приме­няются правила международного договора1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: