Сказка про белого бычка

Царь Ватута

Жили-были

Вокруг кольца

Вокруг кольца
Ходили журавль да овца:
Сметали они стожок сенца -
Не сказать ли с конца?

Жили-были дедушка и бабушка.
У них было под окошечком озерцо. Бабушка говорит: «Дедушка, поди поставь вёршу, не попадет ли что?» Ему попали щука да елец, кривой жеребец.
И сказка вся.

Жил-был царь Ватута -
И вся сказка тута!

«Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» - «Скажи». - «Ты скажи, да я скажи; да сказать ли тебе сказку про белого бычка?» - «Скажи!» - «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» и т.д., пока не наскучит одному спрашивать, а другому отвечать.

Русская народная сказка часто является основой авторских литературно-художественных произведений. Среди них: В.А. Жуковский, П.П. Ершов, А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский, С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Вс.М. Гаршин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.Г. Гарин-Михайловский, М. Горький, Ю.К. Олеша, A.M. Ремизов, А.Н. Толстой, М.М. Пришвин, В.В. Бианки, К.Г. Паустовский.

Народная сказка оказала заметное воздействие на живопись, мультипликацию и кинематограф, а также музыкальное творчество и театр.

СКАЗКА ЛИТЕРАТУРНАЯ - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой (см.), но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Некоторых писатели перерабатывали фольклорные сюжеты (сказки Ш. Перро, братьев В. и Я. Гримм, "Конек-горбунок" П.П. Ершова, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина и др.), другие создавали оригинальные произведения в жанре С. л. (О. Уайльд "Рики-тики-тави", сказки для детей К.И. Чуковского, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и т. д.).

Источник - Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www.Gramma.ru URL: https://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0
Точность цитирования - дословно

Автор-составитель © С.П. Белокурова, 2005 г.
Электронная версия © А.А. Белокуров

СОНЕТ (от итал., от прованс. - песенка) — стихотворение из четырнадцати строк, образующих два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Возникнув в XIII веке в Италии, в разное время и в разных странах сонет приобрел различные формы и варианты. В России первый сонет написан В.К. Тредиаковским в 1735 году; впоследствии сонеты писали А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, А.А. Дельвиг, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Я.П. Полонский, А.А. Фет, А.А. Григорьев, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, A.M. Федоров, А.А. Коринфский, Вяч.И. Иванов, И.Л. Сельвинский, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, А.А. Блок, В.А. Рождественский и многие другие выдающиеся русские поэты XVIII-XX веков. В нашей стране сонеты обычно были ориентированы на 5-ти стопный и 6-ти стопный ямб, но обращение к 4-х стопным ямбам, хореическим стихам, а также трехсложным размерам было распространенным явлением. Известны в русской поэзии и сонеты с разностопными строками, так называемые «хромые сонеты». На конструкцию данной формы стиха несомненное воздействие оказали параллелизм, перенос, анафора и другие широко употребительные явления поэтического синтаксиса.

Из всех твердых стихотворных форм европейской поэзии сонет - единственная свободно применяемая и в любовной, и в пейзажной, и в философской лирике. Четкое внутреннее членение сонета, несомненно, способствует внятному выражению самых сокровенных и разнообразных мыслей и чувств. Можно без труда выделить общие схемы развития лирического сюжета в сонете по четырем его строфам: тезис - развитие тезиса - антитезис - синтез. Наиболее яркая мысль, как правило, заключена в последних двух стихах, так называемом «сюжетном замке».

Один из лучших русских сонетов, написанных в XX столетии, принадлежит И.А. Бунину:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: