Право в системе нормативного регулирования

Общество – это сложный организм, целая система самых разнообразных отношений, нуждающихся в упорядочении, регулировании. Для этих целей регулирования в обществе складывается система нормативных регуляторов. Социальные нормы отличаются друг от друга, во-первых, по своему генезису (происхождению), способам формирования (создания) и, во-вторых, по способам обеспечения. Социальным нормам присущи следующие признаки. Они являются общими правилами, то есть они определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения общества. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей Они регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.

В системе социального регулирования праву отводится основное место в силу тех качеств, которыми оно обладает. Право отличается от других социальных регуляторов (обычаев, норм морали, корпоративных, религиозных норм и норм права) по своей связи с государством: формируется, создаётся государством и им же обеспечивается соблюдение права.

Соотнесём право с другими социальными регуляторами.

Мораль – совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и складывающихся на их основе норм поведения. Мораль – это форма общественного сознания и форма регулирования. Она носит классовый характер. От права её отличает способ формирования (первое создаётся государством, последняя возникает стихийно); форма существования (право – в письменных источниках, мораль – в сознании людей); характер регулятивного воздействия (право воздействует через механизм правового регулирования, мораль – непосредственно через сознание людей); сфера действия (право действует на отношения, подконтрольные государству, мораль – на неподконтрольные государству отношения).

Корпоративные нормы – правила поведения, принятые негосударственными организациями. Эти нормы содержатся прежде всего в уставах указанных организаций, которые подлежат обязательной регистрации в государственных органах, за исключением профсоюзов. Эти нормы не обладают общеобязательностью права и не обеспечиваются возможностью государственного принуждения. Предметом их регулирования являются неурегулированные юридически отношения.

Обычаи – правила поведения общего характера, сложившиеся исторически в силу их длительного, многократного соблюдения, вошедшие в привычку, ставшие традицией. Обычаи не имеют единой системы, они многочисленны, во многом различны в зависимости от той социальной группы, где они сложились или сферы деятельности. Соотношение права с обычаями в современных условиях различно в зависимости от их характера. Одни обычаи могут санкционироваться государством, обретая характер правовых, которые учитываются государственными органами при решении юридических вопросов (такое санкционирование осуществляется путём ссылки законов на обычаи). Другие обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в обществе, запрещаются под угрозой наказания. Наибольшую группу составляют обычаи, к которым государство относится нейтрально, соблюдаются такие обычаи или нет для права безразлично.

Действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с другими социальными нормами – необходимое условие его эффективности.

Типы права и правовые системы (семьи)

Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. Это понятие выражает важную идею: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему.

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему. Существует несколько критериев классификации правовых систем различных государств.

Во-первых, общность генезиса. Системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни.

Во-вторых, общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идёт о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы, об их роли, значении, соотношении.

В-третьих, структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне – на уровне строения нормы права, её элементов, а также на макроуровне – на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).

В-четвёртых, общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала, в третьих – социалистические, национал-социалистические идеи.

В-пятых, единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.

С учётом изложенного выше в науке выделяют следующие правовые системы (семьи): романо-германскую, англосаксонскую, религиозно-правовые, социалистическую, систему обычного права.

Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе, сложилась на традициях римского права. Романо-германское право в значительной мере результат идей, конструкций, институтов римского права, модифицированных применительно к новым условиям, результат рецепции римского права. Особенности этой правовой семьи представляются в ряде моментов. Норма права здесь выступает в качестве достаточно общего правила, число казуистических норм не велико. Общий характер нормы позволяет охватить регулированием большой круг общественных отношений, в значительной мере избежать пробелов. Основным источником права являются нормативные акты, ведущее место среди которых занимают законы как акты, принятые высшим законодательным органом и имеющие верховенство над другими актами. Структура права характеризуется делением права на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Юридическая техника, терминология, толкование во многом несут печать тех же традиций, важное значение здесь придаётся кодификации. Суды лишены правотворческих полномочий, их задача – разрешать конкретные юридические дела на основе закона; суды имеют право толковать законы.

Семья англосаксонского (общего) права возникла в Англии, в последствии распространилась на бывшие доминионы и колонии Англии. Как единая система англосаксонское право стало складываться с момента завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем (1060 год). Римское право не оказало влияние на эту систему, хотя римляне и правили Британией почти пять веков. Основным источником права здесь является судебный прецедент, в качестве которого выступают решения только высших судебных инстанций. Правило прецедента, действующее в этих системах, носит императивный характер и гласит: дело решать так, как аналогичное дело было решено раньше. Нормы права в англосаксонской правовой семье носят весьма детальный, казуистический характер, так как формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов. В статутах нормы права, как в романо-германских системах, выступают в виде правил более общего характера, однако, как уже отмечено, они должны конкретизироваться в прецедентах. Система англосаксонского права не знает деления на право частное и публичное, всё право является публичным, следовательно, все нормы носят императивный характер. В рассматриваемых системах значительна роль судов, которые обладают большой самостоятельностью. Велика их роль в формировании права путем прецедентов.

Мусульманское право – разновидность религиозного права, распространяется только на лиц, исповедывающих ислам. Исламское право не следует отождествлять с правом мусульманских стран. Во многих из них действует светское право, в других – мусульманское право хотя и действует, но в определённых ограниченных пределах. В странах, где мусульманская идеология объявлена государственной (исламские государства), роль мусульманского права значительна. Источниками мусульманского права являются коран, сунна, иджма, кияс.

Коран – священная книга мусульман, содержит в себе высказывания Аллаха, данные Мухаммеду (Магомету), последнему из его посланцев и пророков. Сунна – собрание преданий (адатов) о жизни, поступках, высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Коран и сунна не подлежат толкования, так как они уже истолкованы авторитетами, докторами ислама в IX веке. Иджма – нормы, сформулированные по единодушному согласию мусульманских учёных, наследников пророка. Кияс – нормы, сформулированные учёными исламскими правоведами по аналогии. Нормы права рассматриваются в этой правовой семье как божественное откровение, веление Аллаха. Одни из них выступают как нормы-принципы, мало пригодные для применения, другие как достаточно конкретизированные, адаптированные к существующим условиям. Все поступки мусульманское право делит на обязательные, запрещаемые, рекомендуемые, порицаемые и безразличные. Среди них не видим дозволенного поведения, следовательно, нет и дозволительных норм.

Структура мусульманского права своеобразна. Здесь нет деления на право частное и публичное, но существует определённая интеграция однородных норм в соответствующие блоки (отрасли).

Семья традиционного (обычного) права – наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция).

Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; а территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племён Южной Америки; Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи; на островах Океании.

Также к особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее.

- неписаный (некодифицированный) характер права;

- основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;

- сосуществование отдельно друг от друга «цивилизованной» правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь права творить правосудие опираясь на свои обычаи;

- регулирование обычаями, как правило, поведения коллектива, а не отдельного индивида;

- коллективная ответственность группы за правонарушение, совершённое её членом;

- осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями;

- архаичность многих обычаев;

- уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях;

В настоящее время различные правовые семьи взаимодействуют друг с другом, перенимая некоторые элементы посредством структурных, идеологических, функциональных, процессуальных связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: