double arrow

Принципы и функции правового воспитания

Принципы правового воспитания следует рассматривать как обусловленные наиболее важными закономерностями общественного развития и механизма правового регулирования нормативно-регулятивные основы, основные принципы, положения, идеи, которые являются ориентирами, требованиями его осуществления, определяющих процессы формирования правового сознания, правовой и профессиональной культуры, законопослушности, правомерного поведения и социально-правовой активности личности.

К общим принципам необходимо отнести: гуманизм, законность, демократизм, научность, объективность (правдивость), связь с жизнью, доступность и популярность открытость, систематичность, системность, целенаправленность, целесообразность.

Под категорией «гуманизм» понимают, с одной стороны, направления общественного и индивидуального сознания на человека, а с другой - доминирование в функционировании всей правовой системы природных прав и свобод человека, ее благ, развитие у него умений и возможностей, формирования внутренней свободы и ответственности.

Этот принцип в правовоспитательной работе должен выполнять ведущую роль, ведь его основой является социальное равенство всех граждан.

Принцип законности заключается в реальности права, в том, что все без исключения субъекты в совместном отношений руководствуются принципом строгого соблюдения предписаний законов и других нормативных актов, добросовестно выполняют возложенные на них юридические обязанности, беспрепятственно и в полной мере используют свои субъективные права.

Принцип демократизма означает органическое сочетание прав и свобод, обязанностей и ответственности лица. Демократия требует широкой гласности, учета общественного мнения, широкого диалога между государственными учреждениями и общественностью. Развитие демократии в правовоспитательной процессе требует всестороннего освещения правовоспитательной работы, что делает ее открытой, доступной для более широкого круга населения.

Принцип научности правового воспитания предполагает объективный анализ и оценку реальной действительности с позиции познания объективных законов общественного развития и применение в правовой практике, пояснения причин, происходящих явлений. Принцип связи правового воспитания с практикой заключается не только в подтверждении теоретических положений жизненными фактами, примерами, но и в необходимости выяснения и раскрытия самой сущности правопонимания, человеческого измерения права, причин, приводящих к правонарушениям, а также определение мер предотвращения и профилактики и на этой основе разработки заключений и рекомендаций относительно наиболее эффективных способов реализации правовых норм.

Принцип доступности и популярности требует, чтобы даже самые сложные научно-правовые вопросы излагались в максимально доступной форме. Доступность равнозначна упрощению, которое наносит правовоспитательная процессу существенного вреда, делает его поверхностным, малоэффективным.

Принцип систематичности предполагает, что правовоспитательная работа должна проводиться в соответствии с разработанными планами, программ, научных подходов в установленные сроки. При этом следует иметь в виду и тесную связь правового воспитания с учебным процессом, который должен быть той отправной основой, на которой базируется правовоспитательная робота.

Принцип системности в правовоспитательной работе предусматривает использование в определенной системе прогрессивных средств, форм и методов правовоспитательной работы, что дает возможность достичь намеченного результата в правовом воспитании, что, в свою очередь, имеет большое значение для достижения его целей.

Принцип последовательности заключается прежде всего в том, что каждое новое правовоспитательная мероприятие должно предшествовать установлению определенного уровня правовой и профессиональной культуры.

Принцип целесообразности дает ответ на вопрос о правильности проведения правовоспитательной работы, использования той или иной методики правового воспитания, эффективности применения тех или иных мер.

Сущность и содержание правового воспитания определяютего функции. Для выяснения их содержания нужно классифицировать их в соответствии с направлениями реализации каждой Так, к основным функциям правового воспитания следует отнести: познавательную, регулятивную, охранную, идеологически-воспитательную, практико-прикладной, прогностически-эвристическую, коммуникативную, профилактическую.

Познавательная функция в правовоспитательной работе означает теоретическое освоение основных положений о развитии и функционирования права, государства и их институтов, о нормативных актах, о содержании юридических норм.

Кроме того, познают и изучают основные закономерности формирования и развития государства как политической и социальной организации общества, его функций, механизма, формы.

Регулятивная функция предполагает воздействие на поведение людей с точки зрения ее соотношения с действующей в обществе системой правовых предписаний; мотивов и установок относительно поведения, урегулированной правом - от дповидно к правовым разрешений и запретов, обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка.

Охранная функция правового воспитания - это обусловленный социальным назначением направление правового воздействия, направленный на выработку необходимых знаний, умений, навыков охраны общественных отношений, а и акож предотвращения нарушений правовых предписаний Она обусловлена??наличием санкций в правовых предписаниях, влияет на волю человека установлением запретов, а в случае их нарушения - юридической ответственностиі.

Практико-прикладная функция освещает назначения правового воспитания в рамках тех общественных преобразований, происходящих в нашем государстве, а также помогает реализовать его теоретические задачи на практике.

Сущность прогностической функции правового воспитания заключается в способности правовоспитательной работы, с одной стороны, на основе существующих закономерностей и объективных научных достижений, а с другой - с учетом тенденций развития социально-правового государства и гражданского общества установить перспективы дальнейшего развития правового воспитания.

Эвристическая функция подобна познавательной по своей природе, но отличие заключается в том, что последняя систематизирует и обобщает знания о государственно-правовые институты, а первая - осуществляет и реализует поиск новых, доныне неизвестных свойств упомянутых выше институте.

Коммуникативная функция правового воспитания предусматривает информирование населения об изменениях в отраслевом законодательстве, в юридической практике, дает возможность решать проблему соответствия теории правового сокрытия правовой практике, а также введение в правовоспитательная процесс новейших технологий, что позволит значительно повысить уровень правовоспитательной работы, ее качество и эффективность.

Профилактическая функция в системе функций правового воспитания занимает особое место и реализуется через упомянутые выше функции. Ее специфика состоит в том, что она ориентирует на предотвращение правонарушения - актам виновного противоправного поведения лиц-участников общественных отношений, но следует иметь в виду, что профилактическая функция направлена не на правонарушения непосредственно, а на устранение причин которые к ним приводят.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: