Принципы, методы и формы антикоррупционного воспитания

Содержание антикоррупционного воспитания и его задачи

Введение

В Послании Президента России Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года сказано: «…я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла».

Формирование нравственно совершенной, не подверженной коррупции личности – главное направление воспитания граждан. Вместе с тем в обществе есть профессии, для представителей которых антикоррупционное воспитание имеет особое значение. К их числу относятся прежде всего сотрудники и служащие органов внутренних дел. Антикоррупционные нормы служебной морали и соответствующие нравственные убеждения являются для них профессионально значимыми. Моральная деятельность сотрудника не является нейтральной по отношению к общему состоянию законности в обществе – она либо укрепляет авторитет государственной власти в глазах граждан, либо подрывает на корню, открывая дорогу настроениям правового нигилизма и социальной апатии.

Поэтому антикоррупционное воспитание личного состава – необходимое условие и средство формирования и активизации морального фактора в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Антикоррупционное воспитание, осуществляемое планомерно, на научной основе, не только формирует моральный облик сотрудников, но и создает адекватную морально-психологическую атмосферу, которая стимулирует антикоррупционное поведение и вообще должным образом поведение личного состава. Все это, а также и ряд других причин обусловливают особый интерес к вопросам антикоррупционного воспитания, его содержанию, организации, особенностям.

Антикоррупционное воспитание является составной частью нравственного воспитания вообще. Воспитательная работа в органах внутренних дел регламентируется приказом МВД России № 80 от 11.02.2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (III, 27-61.3). В соответствии с указанным Приказом, воспитательная работа в органах внутренних дел является основным видом морально-психологического обеспечения, представляющим собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности (Приложение №1 к приказу, п.4.6). Антикоррупционное воспитание как составляющая часть входит во все основные направления воспитательной работы, а именно: патриотическое, правовое и профессионально-нравственное воспитание (Приложение №1 к приказу, п.28). Последнее направление касается антикоррупционного воспитания в наибольшей степени.

Фактически все заметные авторитеты в области нравственного воспитания исходили и исходят из того, что нравственное воспитание личности осуществляется тройственным путем: как 1) целенаправленный процесс, как 2) формирование ее под влиянием объективных условий жизни, как 3) самовоспитание. Социальная среда накладывает заметный отпечаток на антикоррупционное воспитание и антикоррупционное поведение. Это обусловлено как особенностью морального поведения вообще, так и спецификой собственно антикоррупционного воспитания. Своеобразие последнего в том, что оно осуществляется повсеместно и постоянно, не зная пространственно-временных границ. Пока человек жив, он находится под моральным влиянием (положительным или отрицательным) окружающей среды. Вольно или невольно мы всегда подвергаем моральной оценке все, что нас окружает.

Специфика антикоррупционного воспитания заключается также и в том, что в значительной мере оно осуществляется как бы исподволь, само по себе, без назиданий, менторства и морализирования. Решающую роль в антикоррупционном воспитании сотрудника органов внутренних дел играют личный пример авторитетных людей (в первую очередь это его прямые и непосредственные начальники), морально-психологический климат коллектива, весь уклад его профессиональной и бытовой жизнедеятельности.

Вместе с тем важное место в антикоррупционном воспитании может и должно занимать моральное принуждение, которое может проявляться как моральное осуждение со стороны коллектива, командира, начальника, так и как самопринуждение и самоосуждение. Что же такое антикоррупционное воспитание? Антикоррупционное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у человека антикоррупционных знаний, а также соответствующих моральных потребностей, убеждений, качеств и чувств, выражающихся в устойчивых нормах поведения, отвечающих антикоррупционному идеалу.

Стержнем антикоррупционного воспитания является интерироризация, т.е. перевод антикоррупционных требований общества во внутренние моральные установки и убеждения каждого сотрудника. Став таковыми однажды, они послужат верным компасом в его последующей жизни. В этом смысле об антикоррупционном воспитании можно говорить как о двуедином процессе. С одной стороны, оно предполагает формирование у сотрудника органов внутренних дел необходимых знаний (например, правовых основ формирования и обеспечения антикоррупционного поведения) и представлений соответствующем моральном идеале, о нравственном и безнравственном поведении, о моральных принципах и нормах. С другой стороны, антикоррупционное воспитание заключается в создании у человека глубокой внутренней потребности поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами нравственного сознания.

Формирование антикоррупционно-ориентированного сотрудника – непрерывный процесс по привитию человеку 1) антикоррупционных знаний; соответствующих 2) моральных убеждений; 3) качеств и чувств; 4) моральных потребностей и привычек. Все эти направления и представляют собой задачи антикоррупционного воспитания.

Исходным этапом антикоррупционного воспитания является доведение до сознания сотрудников антикоррупционных знаний. В строгом смысле данный этап следует отнести к обучению. Однако вполне понятно, что для того, чтобы сотрудник поступал должным образом, он должен знать, что именно является коррупционно-опасным поведением, каковы его виды, что представляет собой этический конфликт и этическая неопределенность и т.д.

Следует отметить, что в применительно к воспитательному процессу собственно-антикоррупционные и профессионально-этические знания совпадают; так, профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника формально является одной из частей «Кодекса профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (статьи 22-28).

Применительно к системе антикоррупционного воспитания в органах внутренних дел особое значение имеют такие понятия профессиональной этики как «служебный долг», «профессиональная честь», «личное достоинство сотрудника». Часто эти понятия служат в качестве критериев самооценки сотрудника. Человек выстраивает свою линию антикоррупционного поведения исходя из своего представления о профессиональной чести, служебном достоинстве, гражданском и служебном долге. Если поступок или его последствия противоречат представлениям человека о чести долге, достоинстве, то он не позволит себе совершить данное действие. И, соответственно, полное совпадение мотивов поступка и представлений о предполагаемых его результатах служит мощным стимулом решительных, энергичных и бескомпромиссных действий, в том числе связанных с риском для жизни и здоровья.

Хорошее знание профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел – предпосылка и условие успешного антикоррупционного воспитания. Сотрудники должны хорошо представлять себе, как влияют их действия (или бездействие) на окружающих, уметь безошибочно определять моральные последствия своих поступков, помнить о необходимости поддержания должного морально-психологического климата в служебном коллективе, уметь силой нравственного авторитета оказывать влияние на сослуживцев и граждан. Все это требует хорошего знания профессионально-этической теории, овладев которой сотрудник приобретет не только верного союзника в решении служебных задач, но и обогатит себя духовно.

Важной задачей антикоррупционного воспитания является формирование у сотрудников прочных моральных убеждений. Моральные убеждения (наряду с политическими, правовыми, эстетическими, религиозными) самым решительным образом влияют на все стороны деятельности и поведения человека. Они представляют собой те укоренившиеся в сознании принципы, нормы и идеалы, которым он считает необходимым следовать. Именно они определяют линию антикоррупционного поведения сотрудника, выступая в своей совокупности в качестве мотивов. Сотрудник, обладающий должными моральными убеждениями, никогда не позволит себе злоупотребление служебным положением, стяжательство и коррупционное поведение. Если такой сотрудник является руководителем, то он не позволит себе того, что считает непозволительным для подчиненных.

Одной из главных задач антикоррупционного воспитания является привитие сотруднику моральных качеств и чувств. Моральные качества сотрудника выступают уже как свойства его характера и открывают типичные черты его поведения. Моральные качества личности сотрудника, в том числе и антикоррупционной направленности, являются важным элементом нравственной ценности личности. По сложившейся в этике традиции, нравственные качества классифицируются по трем группам: 1.Качества, отражающие отношение человека к обществу (патриотизм, гуманизм, гражданское мужество, национальная гордость и др.). 2.Качества, характеризующие отношение личности сотрудника к другим и самому себе (коллективизм, личное достоинство, скромность, требовательность, человечность, самокритичность, искренность, верность, великодушие и др.). 3. Качества, связанные с отношением человека к собственному труду (трудолюбие, доброжелательность, инициативность, настойчивость, целеустремленность, трудовая активность, стремление повышать профессиональные навыки и др.).

Моральные качества имеют общезначимый характер. Легко заметить, что развитие моральных качеств всех трех групп имеет самое непосредственное отношение к моральным качествам антикоррупционной направленности. Сотрудник, допускающий элементы коррупционного поведения в своей профессиональной деятельности, уже профессионально деформирован. Это значит, что у него сложились определенные моральные установки в отношении а) общества, б) самого себя и в) собственного труда. Сотрудник органов внутренних дел, сознательно нарушающий антикоррупционные моральные и юридические нормы, тем самым ставит себя выше их, а значит – выше профессионального сообщества и общества как такового.

Процесс формирования у сотрудников антикоррупционных моральных качеств неотделим от воспитания нравственных чувств. Ни человеческого существа, ни сознания нет без эмоций. Эмоциональная сфера жизни людей – их настроения, мотивы, побуждения выражают устойчивое отношения к общественным явлениям, другим людям, труду, к самому себе. Формирование нравственных чувств есть не что иное как формирование эмоционального поведения, культуры чувств. Коррупционное поведение – свидетельство вялости чувств, лености души, частичного ее омертвения. Сотрудник, не способный подчинить свои чувства, эмоции, побуждения интересам общего дела, коллектива – легкая добыча коррупции. Он рано или поздно морально деградирует. Неудивительно, что именно из среды людей с ущербной сферой нравственных чувств выходят антиобщественные субъекты - коррупционеры, правонарушители, преступники. Большинство моральных качеств и чувств сотрудников имеет профессиональное значение. Недостаточный уровень их развития может явиться основанием для вывода о непригодности сотрудника к службе в органах внутренних дел. Не случайно в обращении Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России Р.Г. Нургалиева сказано: «…есть жесткие требования приказов, уставов, боевых распоряжений, но есть область более тонких человеческих отношений, которые невозможно предусмотреть в рамках циркуляров. Труд миллионного коллектива всякий раз может быть перечеркнут, если нет понимания высокой меры ответственности, которую берет на себя человек, надевающий форму милиции…»[83]. Именно ввиду профессиональной важности моральных качеств для сотрудника многие из них изложены в нормативных актах (Присяге, Кодексе профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Дисциплинарном уставе органов внутренних дел, ряде приказов и указаний МВД России и др.).

Формирование моральных чувств антикоррупционной направленности сотрудника органов внутренних дел неотделимо от формирования нравственных привычек. Формирование соответствующих нравственных привычек есть, по существу, завершающий этап антикоррупционного воспитания. Приобретение сотрудником антикоррупционных привычек – вот результат всей предшествующей воспитательной работы. Он выражается в устойчивых антикоррупционных нормах поведения не только на службе, но и в быту – ведь по настоящему освоенным можно считать только то, что вошло в быт, привычки, культуру вообще.

Психологическое назначение привычек – упрощение и облегчение деятельности и поведения человека. По словам А.С.Макаренко, назначение нравственной привычки не в том, чтобы вовремя вспомнить, как следует себя повести, но в том, чтобы человек физически не смог отступить от того, что велят ему долг и совесть. Антикоррупционные привычки – базовый пункт поведения сотрудника. Они основаны на простых законах нравственности, элементарных нормах морали. Антикоррупционные привычки выступают либо как моральные требования к личности, либо (и чаще!) как моральное побуждение, мотив. В.В.Путин отмечал, что «нет такой таблетки от коррупции: раз проглотил – и вы здоровы»[84]. Поэтому формирование нравственных привычек есть важнейшая и неотъемлемая часть системы антикоррупционного воспитания.

Наконец, следует отметить, что процесс антикоррупционного воспитания предполагает и формирование моральных потребностей сотрудника, направленных на нравственное совершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера, желание творить добро, приносить общественную пользу. Должным образом сформированные моральные потребности выступают побудителями нравственной деятельности сотрудника, его активной общественной и профессиональной позиции. Формирование нравственных потребностей сотрудников органов внутренних дел может вообще рассматриваться как отдельная актуальная задача, стоящая перед органами внутренних дел. Ведь обладая развитыми моральными потребностями, человек находится в состоянии творческого подъема, а это не может не сказаться на профессиональной деятельности. В таком случае сотрудника глубоко волнуют не только дела его служебного коллектива, но и деятельность всего народа по преобразованию российского общества. Такой сотрудник непримирим ко всему, что препятствует прогрессу, а в первую очередь – к коррупции во всех ее формах и видах.

В соответствии с Приказом МВД России от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» при проведении воспитательной работы решаются следующие основные задачи, в русле которых следует вести антикоррупционное воспитание сотрудников:

- формирование у сотрудников верности своей стране – Российской Федерации, Присяге сотрудника органов внутренних дел и профессиональному долгу;

- воспитание сотрудников в духе неуклонного соблюдения законов Российской Федерации, законов страны и приказов Министра внутренних дел;

- укрепление авторитета органов внутренних дел среди населения и повышения престижа полицейской службы на основе эффективного выполнения оперативно-служебных задач при строгом соблюдении прав человека и гражданина, норм служебной дисциплины, законности и профессиональной этики;

- выработка и развитие у сотрудников комплекса морально-психологических качеств патриота, гражданина и профессионала службы в органах внутренних дел, культуры поведения в сочетании с высоким уровнем правового сознания;

- поддержание на высоком уровне сплоченности служебных коллективов, морально-психологической готовности сотрудников к выполнению задач по обеспечении безопасности личности, общества и государства, защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств;

- формирование у сотрудников стремления овладевать профессиональными знаниями, навыками и умениями, совершенствовать профессиональное мастерство, знать и содержать в готовности к применению табельное оружие и специальную технику;

- развитие коммуникативной компетентности сотрудников, практических навыков и умений профессионально-грамотного общения с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы.

Таковы содержание, некоторые особенности и основные задачи антикоррупционного воспитания сотрудников органов внутренних дел. Следует констатировать: антикоррупционное воспитание является важной составной частью системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности.

В системе антикоррупциооного воспитания главенствующую роль имеют принципы воспитания. Принципы антикоррупционного воспитания – это научно обоснованные педагогические положения, отражающие закономерности антикоррупционного воспитания, а также требования к его содержанию, методике и организации.

Принципы антикоррупционного воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны; среди них не выделяют главных и второстепенных. Последнее обстоятельство говорит о необходимости их принципиально комплексного использования в воспитательном процессе. Принципы, на которые опирается антикоррупционное воспитание, представляют собой целостную систему, которая включает в себя:

1.Неразрывная связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника.

2.Опора на положительные черты в коллективе и личности сотрудника.

3.Целеустремленность воспитания.

4.Воспитание в коллективе через коллектив.

5.Единство воспитания и самовоспитания.

6.Требовательность к личности сотрудника с уважением его достоинства.

7.Индивидуальный подход в воспитании.

8.Единство воспитательных воздействий.

9.Законность.

Принцип неразрывной связи воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника требует такой организации служебной деятельности, которая бы в максимальной степени способствовала бы развитию всех качеств личности сотрудника. Все виды деятельности сотрудника таят в себе большие возможности для антикоррупционного воспитания, однако выполняются лишь при определенных условиях, а именно: а) понимания сотрудником значимости своей деятельности, б) ответственного отношения к ней, в) стремления добиться профессионального успеха, г) наличии должной атмосферы в коллективе органа внутренних дел, д) ответственного и умелого содействия руководителя органа личностному и профессиональному росту своих подчиненных.

Принцип опоры на положительное в личности и коллективе. Не бывает идеальных людей; в одном сотруднике могут непротиворечиво уживаться и мирно сосуществовать положительные моральные и профессиональные качества с отрицательными. При осуществлении антикоррупционного воспитания всегда следует помнить, что не бывает однозначно «отрицательных» и «положительных» коллег. Как должен вести себя руководитель? Всеми силами и средствами добиваться того, чтобы положительного стало больше, а отрицательного меньше. Данный принцип побуждает не только видеть недостатки, но также говорит о необходимости опираться здоровое начало сотрудника и активизировать его проявления.

Принцип целеустремленности антикоррупционного воспитания. Это принцип прост и понятен – он обусловливает определенную направленность всей воспитательной работы. К сожалению, воспитательная работа в органах внутренних дел зачастую сводиться к формальному «принятию мер», к «работе в нужном направлении», к «оперативному реагированию на сигнал»: «Борьба с коррупцией не должна превращаться в рутину или компанейщину»
(Д.И. Медведев). Нужно действительно хотеть повлиять на сотрудника или коллектив. Важно достигать результатов, которые бы соответствовали целям и задачам антикоррупционного воспитания, проявляя при этом педагогическую компетентность, упорство, настойчивость, оптимизм.

Принцип антикоррупционного воспитания в коллективе и через коллектив. Педагогическая сила коллектива – в единстве целей и задач, стоящих перед каждым из сотрудников. В здоровом коллективе не может быть места коррупционеру. Чувства сотрудников в коллективе как бы синтезируются, формируя соответствующий моральный и профессиональный настрой, обостряющий эмоциональные переживания каждого. Большой педагогической силой обладают коллективные традиции. Устойчивые коллективы характеризуются сложившимся традиционным стилем и порядком работы. Это сильнейшим образом объединяет людей, сплачивает их. Но коллектив не появляется и не живет сам по себе: антикоррупционное воспитание предполагает воспитательную работу с коллективом, превращение последнего в воспитывающий коллектив. Только в этом случае становится возможным прямое использование силы коллектива как для воздействия на нерадивых сотрудников, так и для оказания помощи тем, кто испытывает трудности в службе или личной жизни.

Принцип единства воспитания и самовоспитания. Самовоспитание – деятельность сотрудника, направленная на совершенствование своих педагогических свойств: воспитанности, образованности, профессионального мастерства и развитости. Самовоспитание направлено на достижение успехов на службе и в жизни. В процессе антикоррупционного самовоспитания сотрудник выступает как субъект воспитательного процесса. Для успеха этой деятельности является важным побудить сотрудника к воспитанию такого рода, обучить его навыкам объективной моральной самооценки, показать ему неограниченные возможности, служебно-профессиональные и карьерные последствия этого вида деятельности, оказать помощь в осуществлении его намерений и планов в этом отношении.

Принцип сочетания уважения, внимания, помощи, заботы о людях с требовательностью к ним. При осуществлении антикоррупционного воспитания необходимо отличать требовательность от администрирования. Администрирование не имеет воспитательной силы; требовательность же должна быть справедливой, целесообразной, понятной, уважительной. Требовательность должна сочетаться с использованием таких педагогических методов, как пример, убеждение, разъяснение, помощь, мотивирование, организация взаимопомощи в коллективе и др. В практике антикоррупционного воспитания требования должны носить принципиальный характер, свидетельствовать о непримиримости руководителя и коллектива к недостаткам сотрудника, быть категоричными и неотступными, доведенными до выполнения. Требовательность должна быть ровной, проявляться ко всем, без выделений любимчиков и преследуемых. Кроме того, сотрудники должны обязательно видеть, что требовательность к ним у руководителя сочетается с требовательностью к себе.

Принцип индивидуального подхода в антикоррупционном воспитании. Процесс антикоррупционного воспитания должен быть построен на сочетании общих мер с индивидуальными. Воспитательные воздействия должны доходить до сознания, чувств и мотивов каждого. Естественно, что основа индивидуального подхода – глубокое и всестороннее изучение сотрудника и индивидуализации средств, способов и методов его воспитания.

Принцип единства воспитательной работы. Данный принцип предполагает единство взглядов всех субъектов воспитания на его цели и задачи, руководствование едиными принципами и методами педагогического воздействия, предъявление единых требований и критериев оценки результатов воспитания. При этом необходимо практическое достижение единства, обеспечивающее координацию воспитательных воздействий, устранение возможных противоречий.

Наконец, последнее, что следует отметить по этому поводу: процесс антикоррупционного воспитания эффективен только тогда, когда строится на точном и комплексном соблюдении его принципов.

Методы антикоррупционного воспитания

Приказом МВД России от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» декларированы следующие методы воспитания: убеждение, пример, соревнование, упражнение, поощрение, принуждение, критика действий и поступков (Приложение №1 к Приказу, п.30). Методы воспитания – инструмент решения воспитательных задач. Сложность антикоррупционной воспитательной работы требует применения самых разнообразных методов. При осуществлении антикоррупционного воспитания следует помнить, что универсальных методов педагогического воздействия не существует. Ни один метод, взятый сам по себе, не в состоянии эффективно решать педагогические задачи. Так, А.С.Макаренко писал: «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас является и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим. Никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, взятое уединенно от всей системы средств. И, наконец, никакая система средств не может быть рекомендована как постоянная». Нет методов хороших и плохих. Ни один метод воспитания не должен рассматриваться в отрыве от условий, в которых он применяется. Выбор метода антикоррупционного воспитания зависит от 1) от цели воспитательного воздействия; 2) возрастных особенностей воспитуемого; 3) от его уровня воспитанности и мотивации поведения; 4) его индивидуальных особенностей; наконец, 5) от доминирующего типа деятельности.

Один из основных методов антикоррупционного воспитания – метод убеждения. Этому методу принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств личности – мировоззрения, сознательности, убежденности. Убеждение – не просто разговор. Это продуманная педагогическая технология, которая требует неукоснительного соблюдения следующих педагогических условий:

- глубокой личной убежденности воспитателя в истинности того, в чем он убеждает воспитуемых;

- искренности, откровенности, доверительности убеждающего, его готовности прямо отвечать на острые и злободневные вопросы. Только такое отношение может завоевать доверие воспитуемых, только в этом случае он может рассчитывать на внимательное и благожелательное отношение к своим словам, идеям и советам;

- обоснованности, объективности, неопровержимости высказываемых фактов, принципов, положений, аргументов;

- широкого кругозора, образованности, эрудиции убеждающего, его жизненной, профессиональной и воспитательной опытности;

- тактичности;

- умения слышать другого, правильно реагировать на реплики, возражения и мнения убеждаемого, недопустимости высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков;

- единства слова и дела убеждающего, четкой организации повседневной жизни и деятельности органа внутренних дел, высокого авторитета убеждающего в коллективе и т.д.

Метод примера – целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудников положительными примерами поведения, действий, отношений к людям, работы над собой призванными служить образцом для подражания, средством самовоспитания. Примеры такого рода могут быть разделены на примеры непосредственного и опосредующего влияния. Примеры непосредственного влияния: личный пример начальников, руководителей; пример товарищей, сослуживцев; положительный пример людей, с которыми сотрудники находятся в постоянном контакте. Нет нужды говорить, что особое место принадлежит личному примеру руководителя. Именно его пример – решающее условие воспитания, образец для подражания и средство вдохновения, веры во все то, что он говорит и требует. Важны также и примеры опосредованного воздействия. К ним следует отнести воздействие через устное слово, литературу, кинофильмы, театр, примеры из жизни и деятельности исторических личностей, примеры индивидуального и массового героизма, подвига во время несения службы и т.д. Воспитание на положительном примере должно способствовать тому, чтобы в сознании сотрудников сложился четкий образ идеального специалиста МВД России, чтобы этот образ пробуждал желание быть похожим на него, постоянно совершенствоваться.

Для того, чтобы метод примера работал, необходимо соблюдать следующие педагогические условия, делающие его эффективным:

- постоянное наличие личного примера в выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, соблюдение антикоррупционных и собственно-нравственных норм на службе и вне ее;

- знание индивидуальных и коллективных особенностей, а также того, в чем им нужен пример;

- общественная и профессиональная ценность примера;

- реальность достижения образца;

- создание морально-психологической обстановки, способствующей достижению образца;

- широкая пропаганда примеров выполнения служебного, гражданского, человеческого долга сотрудниками органов внутренних дел;

- яркость, эмоциональность, заразительность примера и др.

Естественно предположить, что антикоррупционное поведение сотрудника регулируется не только сознанием, но и жизненным опытом, укоренившимися привычками. Ему необходимо не только разъяснить, показать на примере, как надо действовать. Сотрудника нужно научить поступать правильно. Это достигается с помощью метода упражнения. Метод упражнения представляет собой такую организацию повседневной профессиональной деятельности, службы, поручения дел и заданий, которая бы позволила всему личному составу действовать, накапливая опыт правильного поведения, развивая у себя нравственные чувства, формируя положительные привычки, обеспечивая единство между антикоррупционными знаниями, убеждениями и поведением, между словом и делом. Метод упражнения предполагает создание такой пространственно-временной среды, внутри которой сотрудники были бы вынуждены проявлять качества своей антикоррупционной воспитанности и тем самым совершенствовать их. Нельзя забывать также и о том, что здесь необходим индивидуальный подход.

Метод упражнения требует соблюдения следующих педагогических условий:

- понимания сотрудниками социальной сути антикоррупционного поведения, его практической и политической значимости как в целом, так и в конкретных формах;

- наличие продуманной системы упражнений (предполагающей индивидуальный подход, первоочередность, последовательность и регулярность упражнений, объем нагрузки и т.д.);

- всестороннего учета возрастных, индивидуальных особенностей сотрудников, их служебного и жизненного опыта, сильных и слабых сторон личности и др.

Антикоррупционное воспитание не обходится без метода поощрения. Именно ему отводится важная стимулирующая функция. Поощрение окрыляет человека, способствует правильной оценке своих сил и способностей, выработке чувства собственного достоинства, повышению авторитета в глазах сослуживцев. Поощрение следует применять с осторожностью, памятуя о том, что оно может оказаться как лекарством, так и ядом. «Ядом» поощрение становится тогда, когда оно не заслужено или недостаточно, когда бывает только одного вида, когда поощряются одни и те же сотрудники и т.п.

Для обретения поощрением максимальной полноты воздействия необходимо соблюдать следующие условия:

- своевременность;

- продуманность и целесообразность;

- безусловная заслуженность;

- разнообразие видов поощрений с тенденцией их наращивания при вынесении одному и тому же сотруднику;

- правильное сочетание моральных и материальных поощрений;

- гласность;

- оправданность поощрений во мнении коллектива.

Метод поощрений применяется в сочетании с методом принуждений. Под методом принуждений понимается система средств и приемов воздействия на сотрудников, допускающих в результате недостаточной отвественности, недобросовестности, нерадивости нарушения в поведении и выполнении своего долга, работающих без должного желания и мобилизованности, а потому – с низкой результативностью. Делается это с благой целью: изменить отношение сотрудника к служебной морали, заставить уважать данную им Присягу, законы и нормы поведения, повысить требовательность к себе. Следует постоянно помнить о том, что сотрудника всегда более продуктивно побуждать, нежели принуждать. В.Короленко отмечал, что «нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно… отучить от взяточничества». Однако же если побуждение не срабатывает, то в качестве последнего средства нужно прибегнуть к принуждению. Можно бесконечно прощать то, что касается нас лично, но не в случае, когда идет речь об ущербе государству и государственной службе. К формам принуждения относятся: указание на имеющиеся недостатки с целью их устранения, гласном осуждении, критике, категоричном требовании, усилением контроля за деятельностью и поведением сотрудника, предупреждении о привлечении к ответственности, административном наказании, создании осуждающего общественного мнения в коллективе и др.

Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:

- принуждение применяется только в качестве последней меры, т.е. после того, как все другие методы, приемы и средства не дали результата;

- меры принуждения применены своевременно;

- принуждение сочетается одновременно с активным применением других методов и принципов воспитания;

- индивидуальный подход с учетом всех основных педагогических факторов: уровня подготовки, профессионального и жизненного опыта, оценки личных возможностей и способностей и т.д.;

- недопустимость увлечения крайними мерами принуждения;

- исключение со стороны воспитующего элементов предвзятости, антипатий, преследования по некой скрываемой причине;

- адекватность меры принуждения вине сотрудника;

- отсутствие превышения власти со стороны воспитующего;

- ориентация на поддержку коллективом применяемых мер принуждения;

- недопущение серьезных расхождений в применении мер принуждения разными субъектами воспитания одного и того же органа внутренних дел (когда одни по причинам субъективного характера преимущественно и строго принуждают, а другие преимущественно поощряют).

Рассмотренные методы, применяемые в процессе антикоррупционного воспитания творчески варьируются воспитывающим в зависимости от конкретных целей, задач, условий, индивидуального и группового факторов, а также других конкретных обстоятельств. Умение делать это – одно из ведущих качеств руководителя органа внутренних дел (или структурного подразделения последнего) в его умении работать с людьми.

Формы антикоррупционного воспитания

Воспитательная работа с сотрудниками проводится с использованием следующих форм воспитания: лекция; доклад; беседа (групповая или индивидуальная); общее собрание сотрудников по категориям; служебное совещание; инструктивное занятие; митинг личного состава; вечер-чевствование лучших сотрудников (вечер-портрет); вечер вопросов и ответов; тематический вечер (встречи с ветеранами, деятелями культуры и искусства, представителями традиционных религиозных конфессий); устный журнал; диспут; дискуссия, викторина; экскурсия; научно-практическая (читательская) конференция (Приложение №1 к Приказу МВД России от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», п.31).

В предельно общем случае антикоррупционное воспитание осуществляется посредством формального и неформального подходов. Формальный подход подразумевает непосредственное введение в систему служебной подготовки лекций, семинаров, сообщений (и соответствующих форм контроля) по антикоррупционному законодательству, антикоррупционному поведению, соответствующим разделам профессиональной этики и т.д. Однако, как отмечалось выше, реализация этого подхода скорее сводится к антикоррупционному обучению.

Собственно-воспитательная его часть осуществляется за счет неформального подхода. При неформальном подходе можно использовать активные и интерактивные формы воспитания личного состава. Так, при практике активных форм воспитания лицо, осуществляющее педагогическое воздействие, по прежнему остается главным и единственным источником информации, но сотрудники при этом не остаются пассивными слушателями. Естественно, что занятие готовится заранее, но его ход может быть изменен. При задействовании активных форм воспитания логика занятия должна быть построена так, чтобы у воспитуемых появлялись вопросы, возникали дополнительные темы для обсуждения. Как правило, в таких случаях часто возникают дискуссии.

При использовании интерактивных форм воспитания воспитатель (в структурном смысле) перестает быть центральной фигурой. Однако он обязательно а) контролирует и б) регулирует процесс. В таких ситуациях подготовка и проведения воспитательного мероприятия поручается нескольким сотрудникам. Лицо, осуществляющее воспитательную работу, ставит им задачу, раздает задания, контролирует время и порядок выполнения, дает консультации, в случае серьезных затруднений помогает. Задействованные сотрудники работают с дополнительными источниками информации, контактируют друг с другом. В идеале при реализации интерактивных форм антикоррупционного воспитания должен быть задействован весь личный состав.

Возможно также использование игровых форм. Использование игровых технологий, моделирующих коррупционные ситуации, имеет следующие плюсы: игра за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях позволяет овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. Психологами доказано, что именно в ситуации игры у сотрудника продуктивно меняется позиция в отношении к миру вообще и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными.

Хорошо зарекомендовало себя использование таких форм воспитания (изначально - обучения), как кейс-технологии. Метод «кейс-стади» или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, study - изучать). Кейс – пример, взятый (как правило) из реальной жизни. По сути дела, такой «случай» представляет собой единый информационный блок, позволяющий понять ситуацию. Данный метод относится к методам активного проблемно-ситуационного анализа. Непосредственная его цель – совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при некоем конкретном положении дел и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.[85]

В качестве формы антикоррупционного воспитания хорошо проводить интегрированные занятия. В этом случае на занятие могут приглашаться представители таможни, ФСБ, сотрудники службы собственной безопасности, государственные служащие. В конечном счете формы осуществления антикоррупционного воспитания могут быть самыми разными.

Наконец, следовало бы отметить, что антикоррупционное воспитание должно вестись также и в рамках информационно-пропагандистской работы (Приложение №1 к приказу МВД России от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», пп.50-60). Материалы антикоррупционной направленности должны рассматриваться в рамках единого дня государственно-правового информирования (еженедельного государственно-правового информирования, ежедневного оперативного информирования), выпуска информационных бюллетеней, подготовки комментируемых обзоров материалов, публикуемых в СМИ и Интернете, наглядно-художественного оформления актуальной информации в расположении органа внутренних дел, стенной печати, целевых пропагандистских акций, направленных на оздоровление морально-психологического состояния личного состава.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: