Роль государства в современной экономике

Таблица 2.7. Расходы федерального бюджета по разделам классификации расходов в % к ВВП.

Таблица 2.6 Динамика расходов Федерального бюджета 2010- 2012 г.г.

Таблица 2.5 Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей

Таблица 2.4 Доходы федерального бюджета по разделам и подразделам в % к ВВП.

Продолжение таблицы 2.3 Динамика дохода федерального бюджета на период 2011-2014 гг.

Таблица 2.3 Динамика дохода федерального бюджета на период 2011-2014 гг.

Таблица 2.2 Доходы федерального бюджета по разделам и подразделам

Таблица 2.1 Основные показатели федерального бюджета на 2012 год и период до 2013 года

Показатель        
Цена на нефть, долл./баррель 78,2 108,0 100,0 97,0
ВВП, млрд. руб. 44 939,2 53 332,0 58 683,0 66,515
Инфляция, % 8,8 6,5 6,0 5,5
Курс доллара, среднегодовой, руб. 30,4 28,6 28,7 29,4
Доходы, всего 8 305,4 11 211,3 11 779,9 12 866,0
В том числе:        
нефтегазовые 3 830,7 5 579,3 5 574,9 5 645,8
ненефтегазовые 4 474,7 5 632,0 6 205,0 7 060,1
Расходы, всего 10 117,5 11 019,4 12 656,4 13 387,0
В том числе:        
Обслуживание государственного долга 280,3 350,7 388,4 482,3
Условно утвержденные расходы - - - 343,3
Дефицит, трлн. Руб. 1,8   0,9  
Доходы, всего 18,5 21,0 20,1 19,6
В том числе        
нефтегазовые 8,5 10,5 9,5 8,7
ненефтегазовые 10,0 10,6 10,6 10,9
Расходы, всего 22,5 20,7 21,6 21,2
В том числе        
Обслуживание государственного долга 0,4 0,5 0,7 0,7
Условно утвержденные расходы - - - 0,5
Дефицит 4,0 0,4 1,5 0,8

Бюджет 2012 года спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 58 683,0 млрд. рублей и уровня инфляции на уровне 6 процентов. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2012 года спланированы в сумме 11 779,9 млрд. рублей (в 2011 году – 11 211,3 млрд. рублей), в том числе объем нефтегазовых доходов запланирован в сумме 5 574,9 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета определены в размере 12 656,5 млрд. рублей (в 2011 году – 11 019,4 млрд. рублей). Таким образом, дефицит федерального бюджета 2012 года установлен на уровне 900 млрд. рублей.

Основными источниками покрытия дефицита бюджета будут являться средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Федеральный бюджет на 2010 год и последующие годы консервирует сырьевую модель экономики России. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет нефтегазовых доходов, которые в общем объеме бюджета составляют в 2012 году – 47%, в 2013 году – 44%, в 2014 году – 43%. Во главу угла всех расчетов бюджета ставятся не основные параметры промышленности, а цена на нефть и газ. Цена на нефть планируется на уровне 100 долларов за баррель.

В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.

Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы:

- налоги и другие обязательные платежи;

- прочие доходы.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо¬женные платежи;

3) государственная пошлина в соответствии с законодатель¬ством Российской Федерации.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в го-сударственной собственности, доходы от платных услуг, оказы¬ваемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государст¬венной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос¬сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Прави¬тельством РФ;

4) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;

5) доходы от внешнеэкономической деятельности;

6) доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Проанализируем доходы государственного бюджета на основе таблиц 2.2 и 2.3.


Наименование 2010 год 2011 год 2012 год
Налоги на прибыль, доходы 214, 03 253,04 3719,08
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1 442,65 1 956,45 2 218,4
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 1 199,57 1 559,77 1 874,26
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 408,32 2 000,71 2 113,12
Государственная пошлина 63,14 64,96 98, 25
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам   33,25 0,53  
Доходы от внешнеэкономической деятельности 3 277,7 4 442,10 4 474,34
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 427,84 370,63 273,34
Платежи при пользовании природными ресурсами 53,24 87,15 73,75
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 75,51 88,67 129,84
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 44,86 70,33 95,89
Административные платежи и сборы 10,28 9,76 9,35
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 14,75 19,58 8,17
Прочие неналоговые доходы 23,12 33,07 28,77
Безвозмездные поступления 26,16 26,05 10,47
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 0,11 0,09  
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций   0,67 0,03
Безвозмездные поступления от негосударственных организаций     0,48
Прочие безвозмездные поступления 0,17 0,01 5,04
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет 25,89 25,29 4,91
ВСЕГО: 8 305,41 11 068,59 11 799,86

Наименование 2010 год, млрд. руб Доля, % 2011 год, млрд. руб. Доля, % ,% Абсолютный прирост 2012 год проект Доля, % ,% Абсолютный прирост
Налоги на прибыль, доходы 255, 03 3,07 338,83 3,06 -0,01 83,8 392,38 3,33 0,27 53,55
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1 442,65 17,37 1 956,45 17,68 0,31 513,8 2 218,4 18,8 1,12 261,95
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 1 199,57 14,44 1 559,77 14,09 -0,35 360,2 1 874,26 15,88 1,79 314,49
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 408,32 16,96 2 000,71 18,02 1,06 592,39 2 113,12 17,91 -0,11 112,41
Государственная пошлина 63,14 0,76 64,96 0,59 -0,17 1,82 98, 25 0,83 0,24 33,29
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам   33,25 0,4 0,53 0,005 -0,395 -32,72 - - - -
Доходы от внешнеэкономической деятельности 3 277,7 39,46 4 442,10 40,13 0,67 1 164,4 4 474,34 37,92 -2,21 32,24
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 427,84 5,15 370,63 3,35 -1,9 -57,21 273,34 2,32 -1,03 -97,29
Платежи при пользовании природными ресурсами 53,24 0,64 87,15 0,79 0,15 33,91 73,75 0,63 0,16 -13,4
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 75,51 0,91 88,67 0,8 -0,11 13,16 129,84 1,1 -0,3 41,2
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 44,86 0,54 70,33 0,64 0,1 25,47 95,89 0,81 0,17 25,56

Административные платежи и сборы 10,28 0,12 9,76 0,1 -0,02 -0,52 9,35 0,08 -0,02 -0,41
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 14,75 0,18 19,58 0,18     8,17 0,07 -0,11 -11,41
Прочие неналоговые доходы 23,12 0,28 33,07 0,3 -0,02 9,95 28,77 0,24 -0,06 -4,3
Безвозмездные поступления 26,16 0,31 26,05 0,24 -0,07 -0,11 10,47 0,09 -0,15 -15,58
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 0,11 0,001 0,09 0,001 0,001 0,02 - - - -
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций - - 0,67 0,01 - - 0,03 0,0002 -0,00 -0,064
Безвозмездные поступления от негосударственных организаций - - - - - - 0,48 0,004 - -
Прочие безвозмездные поступления 0,17 0,002 0,01   -0,002 -0,16 5,04 0,04 0,04 5,03
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет 25,89 0,3 25,29 0,23 -0,07 -0,6 4,91 0,04 -0,19 -20,38
ВСЕГО: 8 305,41   11 068,59     2 763,18 11 799,86     731,27

Налог на прибыль. Э та статья в динамике увеличивается. В абсолютном выражении мы видим, что к 2011 году происходит увеличение поступлений на 83,8 млрд. руб., к 2012 ещё на 53,55 млрд. руб., что составит 137,35 млрд. руб. Удельный вес этого показателя значительно не изменится (2010 год – 3,07%; 2011 год – 3,06%; 2012 год – 3,33%).

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 17,37 % в 2010 году, в 2011 году составляет 17,68%. В 2012 году увеличится на 1,12% и составит 18,8%. В 2012 году сумма показателя возрастает на 775,75 млрд. руб. по отношению к 2012 году.

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. Данный показатель увеличился на 360,2 млрд. руб. в 2011 году, а в 2012 году планируется увеличение еще на 314,49 млрд. руб. Доля данного показателя в бюджете РФ изменяется следующим образом: 2010 год – 14,44; 2011 год – 14,09;. 2012 год – 15,88.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

Данная статья доходов бюджета растет: 2010 год – 1 199,57 млрд. руб.; 2011 год – 2 000,71млрд. руб. (рост на 592,39 млрд.руб.); 2012 год - 2 113,12 млрд. руб. (рост на 112,41 млрд.руб.). В 2011 году (относительно 2010 года) удельный вес данного показателя увеличился на 1,06%, а в 2012 году ожидается уменьшение удельного веса –на 0,11%.

Государственная пошлина. Наблюдается рост доходов от государственной пошлины. увеличились на 1,82 млрд. руб., а в 2012 году на 33,29 млрд. руб. Удельный вес вырос с 0,76% в 2010 году до 0,83% в 2012 году. В 2011 году наблюдался спад – 0,59%.

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам в 2011 году уменьшилась с 33,25 млрд. руб. (в 2010 году) до 0,53 млрд. руб. Ожидается что в 2012 году доходов по данной статье не будет.

Доходы от внешнеэкономической деятельности. Доходы по данной статье увеличатся на 1 196,64 млрд. руб. с 2010 до 2012 года. Доля данного показателя в бюджете РФ изменяется следующим образом: 2010 год – 39,46%; 2011 год – 40,13%;. 2012 год – 37,92%.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Доходы по данной статье и удельный вес данного показателя будут уменьшаться. Доходы в 2011 году уменьшатся на 57,21 млрд. руб.; а в 2012 году на 97,29 млрд. руб. Удельный вес данного показателя уменьшится с 5,15% до 2,32%.

Платежи при пользовании природными ресурсами. Поступления платежей при пользовании природными ресурсами на 2010 год составляет сумму 53,24 млрд. руб., на 2011 год -87,15 млрд. руб. и на 2012 год – 73,75 млрд. руб. В 2011 году относительно 2010 года происходит увеличение данного показателя на 33,91 млрд. руб., в 2012 году идет небольшое снижение суммы на 13,4 млрд.руб.

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. В динамике этого показателя, видно, что сумма этого показателя в 2012 году увеличивается от 129,84 млрд. руб. относительно 2010 года. Удельный вес этого показателя растет, к 2012 году составляя 1,1% увеличившись на 0,19% к 2010 году.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Суммы поступлений увеличиваются. В 2010 году в размере 44,86 млрд.руб., в 2011 году – 70,33 млрд. руб., в 2012 году – 95,89 млрд. руб. Удельный вес этого показателя в 2012 году увеличилась на 0,27% по отношению к 2010 г.

Административные платежи и сборы. Доля данного показателя в 2012 уменьшится на 0,04% по сравнению с 2010 годом. Доходы уменьшатся на 0,41 млрд. руб.

Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Доходы по данной статье в 2011 году увеличились на 4,83 млрд. руб., а в 2012 году следует резкое уменьшение на 11,41 млрд. руб.

Прочие неналоговые доходы. Сумма доходов на 2010 год составляет 23,12 млрд. руб., на 2011 год на 9,95 млрд. руб. больше, а в 2012 году уменьшится на 4,3 млрд. руб.

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение уменьшаться с 2010 до 2012 года на 20,98 млрд. руб.

Таким образом основную долю доходов в 2012 году составляют - доходы от внешнеэкономической деятельности (37,92), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (18,8%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (18,88%), налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами (17,91%).

Таким образом в 2012 году (по сравнению с 2010 г.) значительно увеличилась доля налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (на 1,43%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (1,44%), налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами (на 0,97%). А доля доходов от внешнеэкономической деятельности и доля доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности уменьшились на 1,54% и 2,83%. Незначительно увеличилась доля налога на прибыль, государственной пошлины, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходы от продажи материальных и нематериальных активов.

Так же из таблицы следует, что основную долю доходов в 2012 году составляют - доходы от внешнеэкономической деятельности (37,92), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (18,8%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (18,88%), налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами (17,91%).

Таким образом наибольшую долю составляют налоги и налоговые доходы, на втором месте неналоговые доходы, а на третьем безвозмездные поступления.

Рассмотрим долю доходов государственного бюджета в % к ВВП, что представлено в таблице 3.4.

Наименование 2010 год 2011 год 2012 год
  Руб. % к ВВП Руб. % к ВВП Руб. % к ВВП
Налоги на прибыль, доходы 255, 03 0,57 338,83 0,64 392,38 0,67
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1 442,65 3,21 1 956,45 3,67 2 218,4 3,78
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 1 199,57 2,67 1 559,77 2,92 1 874,26 3,19
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 408,32 3,13 2 000,71 3,75 2 113,12 3,6
Государственная пошлина 63,14 0,14 64,96 0,12 98, 25 0,17
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам   33,25 0,07 0,53   - -
Доходы от внешнеэкономической деятельности 3 277,7 7,29 4 442,10 8,33 4 474,34 7,62
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 427,84 0,95 370,63 0,69 273,34 0,46
Платежи при пользовании природными ресурсами 53,24 0,12 87,15 0,16 73,75 0,13
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 75,51 0,17 88,67 0,17 129,84 0,22
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 44,86 0,1 70,33 0,13 95,89 0,16
Административные платежи и сборы 10,28 0,02 9,76 0,02 9,35 0,02
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 14,75 0,03 19,58 0,04 8,17 0,01
Прочие неналоговые доходы 23,12 0,05 33,07 0,06 28,77 0,05
Безвозмездные поступления 26,16 0,06 26,05 0,05 10,47 0,02
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ 25,89 0,06 25,29 0,05 4,91 0,01
ВСЕГО: 8 305,41 18,48 11 068,59 20,75 11 799,86 20,11

Из таблицы видно, что к 2012 г. значительно увеличилась доля доходов в % к ВВП от налогов на товары (работы, услуги), реализуемых на территории РФ (0,57%); налогов на товары, ввозимые на территорию РФ (0,52%); налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (0,47%) и доходов от внешнеэкономической деятельности (0,33%). Незначительно изменилась доля доходов от налогов на прибыль (0,1%), государственной пошлины (0,03%), платежей за пользование природными ресурсами (0,1%), от оказания платных услуг (0,05%), от продажи материальных и нематериальных активов (0,06%), штрафов, санкций, возмещения ущерба (-0,02), прочих неналоговых доходов (0), безвозмездных поступлений (-0,04), бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение(0,05%).

А доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности значительно уменьшилась (-0,49%). Ожидается что доходов от задолженностей и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам не будет совсем.

Доля расходов к ВВП увеличится к 2012 году на 1,63% по сравнению с 2010 годом.

Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы: экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.

Для того чтобы выяснить какую роль занимает бюджет в национальной экономике, очень важно рассмотреть непосредственно на что тратятся деньги из бюджета, т.е. расходы.

Проведем сравнительный анализ расходной части Федерального бюджета 2010 – 2012 годов. Для этого используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона «о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2012-2014 годов» и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес расходов, их абсолютное, относительное изменение и определим характер изменения расходов. Данные расчеты приведены в таблицах 2.5 и 2.6.

Наименование 2010 год 2011 год 2012 год
Общегосударственные вопросы 800,2 847,9 832,9
Национальная оборона 1 276,8 1 521,9 1 853,3
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 109,1 1 245,5 1 822,0
Национальная экономика 1 600,3 1 926,9 1 797,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 223,2 274,3 136,0
Охрана окружающей среды 13,3 17,7 21,7
Образование 444,0 551,9 603,5
Культура, кинематография 74,6 85,8 86,2
Здравоохранение 430,1 470,1 551,1
Социальная политика 3 316,4 3 205,5 3 895,9
Физическая культура и спорт 34,0 43,2 40,8
Средства массовой информации 54,8 61,3 73,5
Обслуживание государственного и муниципального долга 280,3 350,7 388,4
Межбюджетные трансферты общего характера 575,6 602,7 553,9
ВСЕГО 10 232,8 11 019,4 12 656,4

  2010 год, млрд. руб Доля, % 2011 год, млрд. руб. Доля, % ,% Абсолютный прирост 2012 год проект Доля, % Абсолютный прирост
Общегосударственные вопросы 800,2 7,82 847,9 7,57 -0,25 47,7 832,9 6,58 -0,99 -15
Национальная оборона 1 276,8 12,48 1 521,9 13,58 1,1 245,1 1 853,3 14,64 1,06 331,4
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 109,1 10,84 1 245,5 11,12 0,28 136,4 1 822,0 14,4 3,28 576,5
Национальная экономика 1 600,3 15,64 1 926,9 17,2 1,56 326,6 1 797,2 14,2 -3 -129,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 223,2 2,18 274,3 2,45 0,27 51,1 136,0 1,07 -1,38 -138,3
Охрана окружающей среды 13,3 0,13 17,7 0,16 0,03 4,4 21,7 0,17 0,01  
Образование 444,0 4,31 551,9 4,93 0,62 107,9 603,5 4,76 -0,17 51,6
Культура, кинематография 74,6 0,73 85,8 0,77 0,04 11,2 86,2 0,68 -0,09 0,4
Здравоохранение 430,1 4,21 470,1 4,2 -0,01   551,1 4,35 0,15  
Социальная политика 3 316,4 32,41 3 205,5 28,61 -3,8 -110,9 3 895,9 30,78 2,17 690,4
Физическая культура и спорт 34,0 0,33 43,2 0,39 0,06 9,2 40,8 0,32 -0,07 -2,4
Средства массовой информации 54,8 0,54 61,3 0,55 0,01 6,5 73,5 0,58 0,03 12,2
Обслуживание государственного и муниципального долга 280,3 2,75 266,6 2,38 -0,37 -13,7 388,4 3,09 0,71 121,8
Межбюджетные трансферты общего характера 575,6 5,63 602,7 5,38 -0,25 27,1 553,9 4,38 -1 -48,8
ВСЕГО 10 232,8   11 211,3     978,5 12 656,4     1 445,1

Расходы на общегосударственные вопросы возросли с 800, 2 млрд. рублей в 2010 г. до 832,9 млрд.руб. в 2012 г. то есть на 32,7млрд. При этом расходы в 2012 году по сравнению с 2011 снизились на 15 млрд. руб. Доля расходов на общегосударственные вопросы снизилась на 1,24%.

Расходы на национальную оборону в 2010 г. составят 1 276,8 млрд.руб., 2011 г. – 1 521,9 млрд. руб., 20102г.- 1 853,3 млрд. руб. Всего за 2 года ассигнования увеличились на 576,5 млрд. руб. Доля расходов на национальную оборону увеличилась в 2010 году на 1,1%, а в 2012 году на 1,06%.

Расходы на национальную безопасность в 2010 году составили 1 109,1 млрд. руб. в 2011 году увеличились на 136, млрд. руб. и составили 1 245,5 млрд. руб., а в 2012 г. расходы на национальную безопасность составили 1 822,0 млрд. руб.

Доля расходов на национальную экономику тоже возросла с 10,84% в 2010 году до 14,4% в 2012 году.

Национальная экономика в 2012 году получит 1 797,2 млрд. руб., что на 129,7 млрд. руб. меньше чем в 2011 году, и на 196,9 млрд. руб. больше, чем в 2010 года. Доля данных расходов в федеральном бюджете в 2012 году уменьшится на 1,44% по сравнению с 2010 годом. Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 году обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2010 г. составили - 223,2 млрд. руб., в 2011 г. увеличились на 51,1 млрд. руб. и составили 274,3 млрд. руб., а в 2012 г. уменьшатся на 138,3 млрд. руб. и составят 136,0 млрд. руб. Доля расходов на ЖКЖ в 2012 г. уменьшилась на 1,11% по сравнению с 2010 годом. Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем, ряда федеральных целевых программ, единовременностью субсидии государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. [5]

Расходы на образование в 2012 г. по сравнению с 2010 г возросли на 0,45%.

Расходы на культуру в 2010 г. составили – 74,6 млрд. руб., в 2011 г. расходы возросли на 11,2 млрд. руб. и составили 85,8 млрд. руб., в 2012 г. расходы увеличились на 0,4 млрд. руб. и составили 86,2 млрд. руб. Доля расходов на культуру значительно не изменялась: 2010 г. – 0,73%; 2011 г. – 0,77%; в 2012 г. – 0,68%.

На здравоохранение в 2012 г. выделяется 603,5 млрд. рублей, т.е. увеличится на 121 млрд. руб. Доля расходов на здравоохранение в 2012 году увеличилась на 0,14% по сравнению с 2010 годом.

Расходы по статье социальная политика уменьшаются в 2011 году на 110,9 млрд. руб., а в 2012 году возрастут на 690,4 млрд. руб. и составят 3 895,9 млрд. рублей. Рост расходов данной статьи осуществляется за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Расходы на физкультуру и спорт в 2010 г. составят 34,0 млрд. руб., в 2011 году 43,2 млрд. руб., в 2012 году – 40,8 млрд. руб.

Доля расходов на средства массовой информации значительно не изменяется.

Расходы на обслуживание государственного долга в 2012 г. увеличились на 108,1 млрд. руб. по сравнению с 2010 годом.

Межбюджетные трансферты общего характера в 2011 году возросли на 27,1 млрд. руб., а в 2012 году снизились на 48,8 млрд. руб. и составили 553,9 млрд. руб.

Из вышеперечисленного следует, что наибольшую часть расходов составляют расходы социальную политику (30,78%), национальную оборону (14,64%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность(14,4%) и национальную экономику (14,2%).

Исходя из представленных данных можно сделать вывод о том, что расходы бюджета - 2012 г. незначительно отличаются от расходов - 2010 г. При этом в структуре бюджета – 2012 г. значительно выросла доля расходов на национальную оборону (+2,16%) и национальную безопасность (+3,56%). В 2014 г.(по сравнению с 2010 уменьшилась) доля расходов в области общегосударственных вопросов (-1,74%), национальной экономике (-1,44), ЖКХ (-1,11%), межбюджетных трансфертов (-1,25%) и социальной политики (-1,63%).

Рассмотрим долю доходов в % относительно ВВП на период 2011 – 2014 гг.


Наименование 2010 год 2011 год 2012 год
  Руб. % к ВВП Руб. % к ВВП Руб. % к ВВП
Общегосударственные вопросы 800,2 1,78 847,9 1,59 832,9 1,42
Национальная оборона 1 276,8 2,84 1 521,9 2,85 1 853,3 3,16
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 109,1 2,46 1 245,5 2,34 1 822,0 3,10
Национальная экономика 1 600,3 3,56 1 926,9 3,61 1 797,2 3,06
Жилищно-коммунальное хозяйство 223,2 0,5 274,3 0,51 136,0 0,23
Охрана окружающей среды 13,3 0,03 17,7 0,03 21,7 0,04
Образование 444,0 0,99 551,9 1,03 603,5 1,03
Культура, кинематография 74,6 0,17 85,8 0,16 86,2 0,15
Здравоохранение 430,1 0,96 470,1 0,88 551,1 0,94
Социальная политика 3 316,4 7,38 3 205,5 6,01 3 895,9 6,58
Физическая культура и спорт 34,0 0,08 43,2 0,08 40,8 0,07
Средства массовой информации 54,8 0,12 61,3 0,11 73,5 0,13
Обслуживание государственного и муниципального долга 280,3 0,62 350,7 0,66 388,4 0,66
Межбюджетные трансферты общего характера 575,6 1,28 602,7 1,13 553,9 0,94
ВСЕГО 10 232,8 22,77 11 019,4 20,66 12 656,4 21,57

Из таблицы видно, что к 2012 году (по сравнению с 2010 г.) увеличится доля расходов в % к ВВП в области национальной обороны (0,32%) и национальной безопасности (0,63%). Незначительно увеличилась доля расходов в области охраны окружающей среды (0,007%), образовании (0,004%), СМИ (0,003%) и обслуживании государственного долга (0,04%).

К 2012 г. так же ожидается снижение доли расходов в % к ВВП в области общегосударственных вопросов (-0,36), национальной экономике (-0,5%), ЖКЖ (-0,26%), социальной политике (-0,8%) и межбюджетных трансфертов (-0,34%). Так же незначительно уменьшится доля расходов на культуру и кинематографию (-0,019%), здравоохранение (-0,012%), физкультуру и спорт (-0,006%).

2.2. Проблемы функционирования бюджета государства

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы рентабельных отраслей перераспределяются в отраслях с низкой рентабельностью. Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

- на политические цели:

1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.;

2) расходы на содержание аппарата управления государством

- на экономические цели:

1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики,

2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

- на социальные цели:

1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды[4.стр. 93]

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

- трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

-выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

- налоги (включая взносы на социальное страхование);

- прибыль государственных предприятий;

- сеньораж (доход от эмиссии денег);

- доходы от приватизации.

Виды состояний государственного бюджета:

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

2) когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:

сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;

сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета);

предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счёт передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путём внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство. [11.стр. 269]

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Наиболее сложная ситуация и наиболее часто встречающаяся в экономической практике – дефицит бюджета, т.е. превышении расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов – это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов – это критический дефицит.

Дефицит государственного бюджета и его виды:

Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения;

Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства

Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита.

Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга. [8.стр. 149]

2.3. Концепции государственного бюджета

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:

1) идея ежегодно сбалансированного бюджета;

2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);

3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду.

И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.

Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования».

В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

2.4. Государственный долг, его виды и последствия

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год).

Различают два вида государственного долга:

1) внутренний,

2) внешний.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых.

Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

- Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

- Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

- Усиливается неравенство в доходах;

Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов

- Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде

- Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния

- Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж

- Может появиться угроза долгового и валютного кризиса


3. Совершенствование бюджетных отношений в РФ

3.1. Эффективность расходов государственного бюджета

Основным направлениям в бюджетной политике на 2014-2016 год обозначено поддержание экономического роста.

Бюджет на следующую трёхлетку будет формироваться в условиях снижения основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации. В результате понижения прогноза по социально-экономическому развитию снижаются и параметры бюджета по доходам, утвержденным на 2013-2015 годы.

Поэтому в условиях понижения прогноза по доходам на следующие годы и в условиях сохранения того объёма расходов, которые содержатся в бюджете 2013-2015 годов, необходимо задействовать все возможные ресурсы для того, чтобы выполнить те задачи, которые ставятся перед Правительством Российской Федерации.

В первую очередь необходимо задействовать возможности по дополнительному привлечению доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы. Подготовлен план по мобилизации таких доходов, которые учитывают меры по повышению собираемости доходов, а также меры, которые должны быть реализованы во исполнение проекта закона (который сегодня находится в Думе) по повышению сбора налогов и по борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Второе мероприятие - это повышение отдачи от имеющихся активов государства. Необходимо пересмотреть и максимально реализовывать планы по приватизации имущества, должны получать ресурсы в максимальной степени от дивидендов наших предприятий, в которые вложены государственные средства. Следует пересмотреть тот перечень налоговых льгот, которые неэффективны и которые могут быть сегодня отменены без ущерба для решения основной задачи - экономического роста. Эти все меры должны дать дополнительные ресурсы для формирования бюджетов всех уровней.

С точки зрения расходов нужно реализовать меры по изысканию дополнительных ресурсов. В первую очередь, за счёт снижения зависимости Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета.

Необходимо использовать дополнительные средства, получаемые от оптимизации расходов в тех отраслях, где уже начали реализовываться указы. А одной из задач реализации указов являлось не только повышение заработной платы, направление ресурсов в те или иные отрасли, но и повышение отдачи, повышение эффективности экономии бюджетных средств. Поэтому, в 2014-м, в 2015-м, в 2016-м годах,уже должен быть эффект от реализации реформ в этих отраслях, и дополнительные ресурсы, высвобождаемые в связи с этим, должны направляться, возможно, и в те же отрасли на новые задачи.

Следующее направление повышения эффективности расходов - это задействование средств пенсионных накоплений и Фонда национального благосостояния в рамках реализации инвестиционных проектов, то есть реализация в полной мере принципов государственно-частного партнёрства при финансировании инвестиций, государственных инвестиций.

Это тоже даст возможность перенаправить высвобождаемые средства, которые зачастую финансировались непосредственно только из бюджета (речь идёт об инвестициях) на другие первоочередные проекты. Такая работа в Правительстве уже проводится.

Из крупных задач на предстоящую трёхлетку предстоит решить три наиболее крупные - это реализация новой федерально-целевой программы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья, это новые задачи по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань, а также мероприятия по подготовке к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Эти задачи требуют дополнительных крупных вложений, и здесь необходимо определиться с поиском оптимального соотношения между бюджетным финансированием и привлечением внебюджетных источников.

Подготовленный проект бюджета составлен с учётом долгосрочной бюджетной стратегии до 2030 года. Сделанный прогноз бюджетной стратегии говорит о том, что наибольшее напряжение со сбалансированностью бюджета, будет осуществляться с 2016 года и далее. Поэтому сегодня при подготовке нового бюджета на трёхлетний цикл уже необходимо готовиться к непростому периоду балансировки бюджета, который начнётся с 2016 года. И сегодня уже необходимо проводить мероприятия по расчистке непервоочередных обязательств, перенаправлению ресурсов в те расходы, в те обязательства государства, которые определены в указах Президента и в решениях Правительства Российской Федерации.

Эти задачи Правительство Российской Федерации планирует реализовать при подготовке бюджета на очередной бюджетный цикл 2014-2016 годов, и все те приоритеты, которые определены в Бюджетном послании, будут реализованы в очередном бюд


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: