Таким образом, правовое регулирование — это деятельность государства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применения государственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного в обществе правопорядка.
2. Предмет правового регулирования
Под предметом понимается то, на что направлено какое-либо действие. Соответственно, предмет правового регулирования составляют социальные явления, на которые воздействует право и определенным образом меняет их.
На первый взгляд, предметом правового регулирования является поведение, деятельность человека. Правовые нормы проходят через сознание человека, выражаются в его воле, решении действовать определенным образом. Если лицо избирает правомерный вариант поведения, то такое поведение согласуется с действующим правом и обеспечивает его реализацию в конкретных отношениях. Если же субъект действует противоправно, совершает правонарушение, то к нему применяются меры государственного принуждения, побуждающие его действовать правомерно.
Тем не менее поведение человека не является предметом правового регулирования, поскольку значительная часть действий человека остается за пределами права, не регулируется им. В частности, правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Ибо во всех этих случаях человек реализует собственные интересы, знания, умения, способности, не вторгаясь в сферу интересов иных лиц, государства и общества в целом. Он действует как бы в одиночестве, дистанцируясь от общества и его членов.
Иное дело, когда человек, иное лицо своими действиями вторгается в сферу интересов другого лица, государства или общества. Например, собственник товара выносит его на продажу и составляет конкуренцию другим продавцам. Предприятие загрязняет атмосферный воздух, водные источники, причиняет иной вред окружающей природной среде. Владелец автомобиля использует его для поездок по транспортным магистралям с интенсивным движением.
В этих и других случаях происходит столкновение интересов разных лиц. Продавцы не жалуют своего конкурента и понуждают его угрозами или даже насильственным путем покинуть рынок. Население заводского района требует приостановить производственную деятельность предприятия, наносящего вред природе. Владелец автомобиля своим движением препятствует движению других транспортных средств и пешеходов.
Основным средством согласования таких противоречивых интересов граждан, иных лиц, обеспечения их взаимоотношений на началах равенства, справедливости и является право. Соответственно и предметом правого регулирования выступает не любая взаимосвязь людей и иных лиц, а только такая, которая затрагивает интересы других лиц, порождает между ними устойчивую связь в форме общественного отношения. И правом регулируется не деятельность,
а социальная связь между лицами, порожденная их деятельностью. Ибо общественное отношение понимается как социальная связь между лицами, возникающая в ходе их производственной, политической и иной социально значимой предметной деятельности.
Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее время весьма сложна и многообразна. Ее можно подразделить на три большие сферы: экономическую, политическую и социальную.
Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. В основе этих отношений лежит право собственности государства, граждан и их объединений на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную совокупность отношений, в которые вступают граждане, государственные органы и государство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворения своих потребностей в предметах и услугах. Это отношения захватывают сферу оплаты труда наемных работников, налоговых и иных обязательств, предоставления кредитов. Сюда же входят все виды рыночных отношений, связанных с продажей и обменом товаров. В процессе потребления удовлетворяются потребности граждан и иных лиц в пище, одежде, отдыхе, услугах, образовании, а также осуществляется обеспечение необходимыми материальными ресурсами государственного аппарата, армии, пенсионеров и иных лиц, не способных к производительному труду.
Политические отношения охватывают всю сложную и многообразную систему отношений, в которую вступают граждане, государство, его органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений: 1) отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных им властных полномочий; 2) отношения государства и его органов на международной арене; 3) отношения, в которые вступает государство и его органы с гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод (формирования представительных органов государства, проведения референдумов, обсуждения важнейших законопроектов и др.); 4) отношения между государством и его органами с общественными объединениями и политическими партиями; 5) отношения
между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных общеобязательных решений.
Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему экономических и политических отношений. Это, в частности, общественные связи, существующие между гражданами и образовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального образования, медицинской помощи, занятия спортом, наукой и искусством. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательского права, защиты чести и достоинства граждан, а также личные неимущественные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками.
Предмет правового регулирования носит объективный характер и, в конечном итоге, определяется общественными закономерностями, уровнем экономического и культурного развития общества. Однако каждое государство, его органы в поисках оптимального варианта правового регулирования общественных отношений могут допускать известные колебания в определении совокупности отношений, урегулированных правом. С отменой устаревших актов часть общественных отношений может выпадать из сферы правового регулирования, утрачивать правовой характер и переходить в сферу социального регулирования с помощью норм морали, обычаев или традиций. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда государство, его органы принимают новые нормативно-правовые акты, которыми регулируют общественные отношения ранее не входившие в предмет правого регулирования.
3. Способы правового регулирования
Чтобы побудить граждан и иных лиц к активному использованию предоставленных им прав и свобод и тем более обеспечить надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных нормами права, правотворческие органы разрабатывают и применяют специальные способы регулирования общественных отношений. Современная правотворческая практика знает шесть таких способов: запреты, дозволения, правомочие, позитивное обязывание, стимулы и санкции.
Запрет понимается как возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздерживаться от запрещенных нормой права действий. Для нормы, содержащей запрет, любое поведение является допустимым и безразличным, если лицо не совершает действий, запрещенных нормой права. Иначе лицо рискует быть привлеченным к юридической ответственности и понести наказание, предусмотренное санкцией нормы, содержащей запрет. Нормы-запреты содержатся в Уголовном кодексе, законодательстве об административных правонарушениях и некоторых других актах.
Дозволение выражается в предоставлении права лицам действовать определенным образом. Причем это право может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица. Таково, в частности, авторское право, свобода слова, право на участие в митингах, шествиях и демонстрациях. Ибо автором литературного, музыкального произведения может стать только тот, кто его создал. Нельзя получить авторские права на произведение, подготовленное другим лицом. Равным образом полностью исключаются ситуации, когда бы можно было передать другим лицам или обязать их реализовать предоставленное гражданину право свободы слова, участия в митингах, шествиях, демонстрациях. Этими правами может воспользоваться только тот, кто ими обладает, либо никто.
Дозволение как способ правового регулирования находит широкое применение в нормах, призванных побудить личность к творческой деятельности, к реализации ее способностей, навыков, умений в предметно-практической или научной деятельности по созданию материальных или духовных благ. Между тем решение о реализации дозволения личность принимает самостоятельно, без какого-либо внешнего и тем более государственного принуждения. Действенным стимулом реализации дозволения является возможность личности самостоятельно и своими действиями (без помощи других лиц) удовлетворить собственные интересы, а также интересы других лиц, общества и государства.
Правомочие представляет собой такой способ правового регулирования, когда норма права наделяет гражданина или иное лицо возможностью требовать определенного поведения от другого лица. Так, например, покупатель правомочен требовать от продавца передачи купленной вещи. Дети имеют право на материальное обеспечение и надлежащее воспитание от своих родителей. Кредитор вправе требовать от должника возврата долга по истечении установленного договором срока. Таким образом, основное отличие правомочия от
дозволения состоит в том, что гражданин, иное лицо не могут реализовать предоставленного им права собственными силами, своими действиями. Они неизбежно должны прибегнуть к помощи другого лица.
Несовпадение в одном лице управомоченной и обязанной сторон объясняется прежде всего общественным разделением труда. Как уже говорилось ранее, большую часть своих потребностей человек способен удовлетворить, прибегая лишь к помощи других лиц, пользуясь их услугами, их действиями. Трудно представить жизнь современного человека без окружающих и обеспечивающих его жизнь образовательных и медицинских учреждений, магазинов, ателье, театров, библиотек, музеев, транспорта, строительных и ремонтных, промышленных и других предприятий. Все отношения, в которые вступает человек с названными и другими предприятиями, учреждениями, а также предприятия и учреждения между собой, сводятся к единому типу: одно лицо в силу действующих норм права правомочно требовать определенного поведения от другой, обязанной стороны правоотношения.
Правомочие, как и дозволение, является мерой возможного поведения. Обладая каким-либо правом, лицо пользуется им по своему усмотрению и желанию, и никакой государственный орган, должностное лицо не могут обязать его реализовать соответствующее право. Так, каждый совершеннолетний гражданин имеет право вступить в брак, образовать семью. Общество и государство непосредственно заинтересованы в упрочении и развитии семейных отношений, воспроизводстве и увеличении населения страны. Если гражданин не создает своей семьи, то такое его поведение может осуждаться общественным мнением. Однако государство не будет принимать каких-либс принудительных мер к гражданину и предписывать ему под страхом уголовного или иного юридического наказания исполнить предоставленное право на вступление в брак.
Особым способом правового регулирования является позитивное обязывание, т.е. закрепленное нормами права предписание гражданам, иным лицам совершить какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица. Это могут быть активные действия (обязанность служить в армии, уплатить стоимость покупки, оказать предусмотренную договором услугу и др.) либо воздержание от конкретных действий (не чинить препятствий собственнику пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом, не покушаться на права и свободы других лиц и др.).
Применение позитивного связывания как способа правового регулирования обусловливается использованием в праве правомочий, которые без соответствующих действий другой обязанной стороны не могут воплощаться в реальной жизни, конкретных правоотношениях. Поэтому количество закрепленных в праве позитивных обязанностей неизменно соответствует числу правомочий. В противном случае могут создаваться ситуации, когда правомочие будет некому исполнять, и оно останется только на бумаге.
Позитивное обязывание — это мера должного поведения. Лицо, обязанное совершить в пользу другого лица определенное действие, должно исполнить его в установленные сроки и надлежащим образом. Неисполнение позитивной обязанности является правонарушением и влечет за собой юридическую ответственность. Государство, его органы принимают необходимые меры к лицу, уклоняющемуся от исполнения юридической обязанности, и принуждают его надлежащим образом исполнить эту обязанность, а также применяют к нему дополнительные карательные меры в-виде штрафа, конфискации, лишения свободы, обязанности возместить причиненные убытки и др. Так, все граждане РФ обязаны платить федеральные и местные налоги. В случае несвоевременного исполнения этой обязанности виновные лица привлекаются к административной и даже уголовной ответственности. Кроме того, с них в принудительном порядке взыскиваются неуплаченные вовремя налоги.
Для того, чтобы побудить гражданина, иное лицо активно пользоваться предоставленными ему правами, а обязанное лицо добровольно исполнять обязанности, государство в нормах права нередко устанавливает материальные и моральные стимулы. Как способ правового регулирования стимулирование выражается в закреплении нормами права материальных и духовных благ, которые может получить лицо, действующее правомерно. Основные стимулы правомерного поведения выражаются следующим образом: в виде!) получения материальных и духовных благ, ради которых лицо вступало в конкретные правоотношения; 2) дополнительных материальных вознаграждений, премий, доплат, льгот; 3) моральных стимулов — почетных званий, государственных орденов и медалей, почетных грамот.
Действенным способом правового регулирования являются санкции. С их помощью государство стремится побудить граждан и иных лиц надлежащим образом исполнять возложенные на них юридические обязанности. Государство устанавливает меры наказания в нормах права, делает их гласными и общеизвестными. Каждый право-
нарушитель заранее знает либо должен знать, что его ожидает в случае неисполнения обязанности, предусмотренной соответствующей нормой права.
Без заранее установленных санкций невозможно обосновать справедливость и законность наказания при рассмотрении конкретных дел и применении ответственности за совершенное правонарушение. Только законодатель, формулируя нормы права, в состоянии правильно определить степень социальной опасности деяний, посягающих на эти нормы, и, соответственно, меру наказания за совершение таких деяний.
В процессе правотворчества государство использует способы правового регулирования в самых различных сочетаниях и связях. При регулировании одних общественных отношений приоритет отдается дозволениям и стимулам, тогда как в другой сфере общественных отношений решающее значение имеют запреты и санкции. При этом современное демократическое государство руководствуется двумя принципами правового регулирования: 1) признавать разрешенным все, что прямо не запрещено законом, 2) признавать запрещенным то, что прямо не разрешено законом.
Первый принцип находит широкое применение в регулировании отношений, составляющих предмет частного права. Государство наделяет граждан, их объединения широкими свободами в экономической, культурной и иных социальных сферах. Свободное предпринимательство, свободная творческая деятельность, личная жизнь составляют основу гражданского общества и могут интересовать государство в той мере, в какой предоставленная свобода может наносить вред правам и свободам других лиц. Поэтому государство не пытается и не должно пытаться детально регламентировать поведение граждан, иных лиц, подробнейшим образом предписывать им, как следует поступать в каждом конкретном случае. Достаточно исчерпывающим образом установить запреты, которых не должны нарушать субъекты отношений, регулируемых частным правом. А все, что в этой сфере не запрещено, считается разрешенным и, соответственно, правомерным.
Принцип правового регулирования, согласно которому запрещено все, кроме прямо разрешенного, наиболее широко используется при регулировании общественных отношений, связанных с организацией и деятельностью государственных органов и должностных лиц, т.е. в сфере публичного права. Государственному органу и должностному лицу законом или иным актом устанавливается точный,
строго определенный объем прав и обязанностей, того, что им разрешается делать при осуществлении властных полномочий.
Иной принцип регулирования деятельности государственных органов и должностных лиц неизбежно порождал бы в обществе анархию и беспорядок. Каждый делал бы то, что считал нужным. Между тем государство как единый целостный механизм может эффективно действовать при условии, что каждый его орган неукоснительно подчиняется решениям вышестоящих органов. Выход за пределы предоставленных правомочий категорически запрещен, признается превышением или злоупотреблением властью или служебным положением, иным правонарушением. Поэтому государство принимает действенные меры к тому, чтобы все его органы и должностные лица работали в пределах предоставленной им компетенции и не нарушали правомочий других органов.
Истории государства и права известны так называемые полицейские государства, где принцип, применяемый при регулировании отношений в сфере деятельности государственных органов, неправомерно распространялся на область частно-правовых отношений. В обществе устанавливался режим, согласно которому граждане, иные лица могли делать лишь то, что прямо установлено законом. Отсутствие специального разрешения на какие-либо действия толковалось как их запрет. Однако такой принцип правового регулирования является малоэффективным и недемократичным. Граждане необоснованно ограничиваются в их свободах, а государство постоянно и необоснованно вмешивается в их личную жизнь. Граждане должны согласовывать свои действия с конкретными органами государства, испрашивать у них разрешения по самому широкому кругу вопросов, что приводит в чиновничьему произволу, расцвету бюрократизма и грубейшим нарушениям прав человека.
Следовательно, государство не может произвольно применять принципы и способы правового регулирования. Его активная созидательная роль в правотворчестве является не безграничной, а имеет строго определенные, объективные пределы.
4. Пределы правового регулирования
Российские правоведы признают, что правовое регулирование общественных отношений имеет свои границы. Выход за них представляет собой грубый произвол, вторжение государства в неподвластные ему сферы социального регулирования. Однако вопрос о том,
каковы границы правового регулирования и каким образом можно безошибочно отделять сферу правого регулирования от социального, остается пока что недостаточно исследованным и во многом дискуссионным.
Пределы правового регулирования — это границы государственно-властного вмешательства государства, его органов в систему общественных отношений. При этом можно говорить о границах в трех сферах: 1) системе общественных отношений, объективно нуждающихся в правовом регулировании; 2) деятельности государства по формированию новых, отсутствующих в обществе правовых отношений; 3) использовании государством способов правового регулирования.
Современное общество имеет достаточно обширную область, где действует свободно волящая личность, сообразно собственному сознанию и с учетом имеющихся ценностных ориентации, моральных, иных социальных неюридических норм и личных интересов. Подобным образом личность действует: 1) при реализации политических свобод, свободы личной жизни, слова и мысли, совести, литературного, художественного, научного и других видов творчества; 2) в сфере личных семейных взаимоотношений; 3) в качестве члена общественных либо религиозных объединений.
На долю государства приходится регулирование вопросов, связанных с обеспечением реальной свободы личности, устранением любых препятствий, которые могут исходить от других лиц и органов государства. Одновременно государство устанавливает границы свободы личности, выход за которые создает реальную угрозу причинения вреда другим лицам, обществу и государству. Ибо личная свобода остается частным делом постольку, поскольку она не посягает на права и свободы других лиц. В зависимости от тяжести посягательства на права других лиц и иных обстоятельств злоупотребление свободой может признаваться государством административным проступком либо преступлением.
Конституционная свобода совести и вероисповеданий, например, предоставляет каждому гражданину весьма широкий спектр его возможных действий. Гражданин может исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Государство не только не вмешивается в предоставленную гражданам свободу совести, но и устанавливает уголовную ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению
религиозных обрядов. В то же время государство принимает меры по охране прав и здоровья граждан от нарушений, которые могут допускаться религиозными объединениями, злоупотребляющими своей свободой. Действующим УК РФ признается преступлением создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения своих юридических обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а также участие в деятельности такого объединения.
Право не только отражает общественные отношения, но и в определенной мере творит их. Так, вне правового опосредствования не могут существовать структура, компетенция и порядок деятельности государственных органов и должностных лиц, правосудие, деятельность органов следствия и дознания, разного рода налоги. Благодаря праву государство получает возможность охранять и развивать отношения, которые в обществе могут находиться в стадии становления, но с которыми государство связывает дальнейшее прогрессивное развитие общества в целом или его отдельной сферы.
Творческая, созидательная роль права весьма ярко проявилась в Российской Федерации в 90-х годах, когда были проведены меры по восстановлению рыночной экономики и формированию правового государства. Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты утвердили и провели в жизнь новую по сравнению с той, которая имела место в СССР и сохранялась временно в условиях Российской Федерации, систему экономических и политических отношений. В частности, была проведена приватизация значительной части государственных предприятий. Система Советов народных депутатов, соединявшая в одном лице исполнительную и законодательную власть, была заменена системой государственных органов, основанной на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Граждане получили ряд дополнительных прав и свобод, но лишились возможности удовлетворять значительную часть своих потребностей из общественных (государственных) фондов потребления.
Таким образом, государство выступало и выступает мощным средством реформирования и преобразования общественных отношений. Любой вновь принимаемый закон, иной нормативно-правовой акт содержит ту или иную совокупность норм, направленных на преобразование, совершенствование системы общественных отношений, развитие и охрану отношений, с которыми общество и государство
связывают свое прогрессивное развитие и наиболее полное удовлетворение потребностей и интересов личности.
Однако творческая роль права по созданию и развитию новых порядков является отнюдь не беспредельной. В своих реформаторских устремлениях государство оказывается по преимуществу ограниченным. Любая, самая благая мера государства может привести к социально полезным результатам при одном непременном условии -правовые нормы должны соответствовать экономическим, политическим, правовым и иным социальным закономерностям, а также учитывать конкретно-исторические условия действия этих закономерностей.
Многовековая история человеческого общества убедительно показала, что уровень развития права не может быть выше экономического и культурного уровней развития общества. Это положение означает, что право может закреплять различные способы распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Однако все такие способы оказываются реальными и выполнимыми в той мере, в какой реально учитывают экономическое положение страны. С помощью права нельзя распределять блага, которые общество вследствие неразвитости промышленности, строительной индустрии, инфраструктуры не производит и не в состоянии произвести.
В условиях бывшего СССР неоднократно принимались нормативно-правовые акты с целью повышения благосостояния населения и обеспечения его потребностей в жилье, товарах народного потребления и продовольствии. Но все эти акты остались по преимуществу благими пожеланиями, поскольку существующий экономический потенциал страны не мог создать требуемой правом совокупности материальных благ. Государство не смогло удовлетворить всех потребностей населения страны в жилище, оказалось не способным обеспечить своих граждан сельскохозяйственными и продовольственными товарами. Вместо обещанного нормативными актами изобилия страна к концу 80-х годов имела острый дефицит товаров народного потребления.
Способность экономики страны производить материальные блага является объективным фактором, не зависящим от воли и желания отдельных лиц или государства. Последнее может только учитывать закономерности, в соответствии с которыми развивается экономика, и руководствоваться ими в своей деятельности по правовому регулированию общественных отношений.
Правовое регулирование не может быть успешным и без учета уровня культуры населения, его готовности реализовать принятые государством нормативно-правовые акты. Ибо, как уже ранее говорилось, нормативно-правовые акты, не одобряемые и не поддерживаемые большей частью или всем населением, не имеют больших шансов на успешное действие даже при очевидной необходимости и целесообразности принимаемых государством мер. Яркой иллюстрацией этого положения может служить антиалкогольное законодательство, принимавшееся в ряде стран, в том числе и в СССР.
Общество несет гигантские потери от чрезмерного употребления населением спиртных напитков. В обществе оказывается большое количество алкоголиков, не способных работать и принимать активное участие в жизни страны. Родители-алкоголики не могут дать полноценного потомства. Если подходить к проблеме с таких позиций, то меры по ограничению распространения спиртных напитков представляются оправданными и правомерными. Однако население с его реальным культурным уровнем оказалось не готовым к таким мерам. В результате государство вынуждено отказываться от установленных им запретов и снимать свои ограничения на продажу спиртных напитков.
В правотворческой деятельности существуют весьма четкие пределы и в использовании государством приемов, способов правового регулирования. Разрабатывая систему правовых средств, способных обеспечить результативное действие норм права, правотворческие органы должны учитывать закономерности и принципы права, выявленные правовой наукой, а также международные правовые нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина.
Признавая приоритет прав и свобод человека и гражданина перед собственными интересами, государство существенно ограничивает свои возможности в правовом регулировании общественных отношений. Современное демократическое государство не может устанавливать правовых норм, запрещающих политические права и свободы граждан, отказывающих в материальной помощи социально незащищенным слоям населения, ущемляющих право на всеобщее и бесплатное образование, на медицинскую помощь и другие права, закрепленные Всеобщей декларацией прав человека и другими нормами международного права.
В демократическом обществе не могут устанавливаться и применяться меры государственного принуждения с нарушением презумпции невиновности, к невиновным лицам, не соответствующие тя-
жести совершенного правонарушения. Нарушая эти и другие нормы международного права, закрепляющие права и свободы человека, государство устанавливает в обществе полицейский режим, чинит произвол и насилие. Подобные действия государства признаются неправомерными и дают основание гражданам принимать меры к установлению такой власти, которая была бы способна обеспечить в обществе демократию и стабильный правовой порядок, основанный на уважении и соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
5. Механизм правового регулирования
Успешная деятельность государства, его органов по правовому регулированию общественных отношений предполагает не только правильное осознание границ правого регулирования, но и творческое использование в этих целях наиболее действенных правовых средств. Совокупность таких средств в юридической литературе, однако, трактуется достаточно разнообразно.
В частности, один из основных исследователей проблемы механизма правового регулирования С. С. Алексеев в числе основных юридических средств правового регулирования называет: 1) юридические нормы; 2) индивидуальные акты применения норм права, принимаемые судебными и иными государственными органами по конкретным делам в целях обеспечения требований правовых норм в реальной жизни; 3) правоотношения; 4) акты реализации прав и обязанностей, т.е. юридически значимые действия субъектов конкретных правоотношений, направленные на исполнение юридической обязанности и использование правомочий.
По мнению С.С. Алексеева и некоторых других авторов, в механизм правового регулирования входят только правовые средства (инструменты) юридического воздействия. В то же время такие правовые процессы, как правотворчество, применение права, в механизм правового регулирования непосредственно они не включают и считают, что эти процессы представлены в нем лишь конечными результатами в виде нормативных актов, технико-юридических средств и др.
Однако подобная позиция, по нашему мнению, является дискуссионной. Один из основных принципов научного анализа сложных систем, механизмов требует рассматривать исследуемый объект,
6. Заказ № 1410.
явление во взаимосвязи, взаимодействии составляющих его частей. Только при таком подходе можно установить, насколько эффективно действуют компоненты, каковы их функции и насколько результативной является работа механизма в целом как единого целостного образования. Изучение же строения механизма на уровне составляющих его частей является неполным. Автомобиль, трактор, иной механизм может иметь все необходимые детали и тем не менее представлять собой груду металла, не способную совершать требуемых действий.
Поэтому, чтобы получить верные представления о механизме правового регулирования, его способности выступать в этом качестве, следует рассматривать максимально полно все его компоненты, а также взять их во взаимосвязи и взаимодействии. При таких методологических требованиях механизм правового регулирования можно рассматривать как сложную систему, состоящую из: 1) правовых средств; 2) субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность; 3) юридически значимых результатов их деятельности. При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правого регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения.
Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования — правотворчестве, правореализации или применении юридической ответственности — и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.
Механизм правотворчества имеет своим объектом систему общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Субъектами данного механизма выступают прежде всего государство, его органы и должностные лица, хотя значительную роль в нем играют и граждане, политические партии и общественные объединения. В их постоянном взаимодействии и деятельности по совершенствованию норм права формируется система норм права, которая более или менее адекватно отражает систему общественных отношений и обеспечивает стабильный порядок в обществе.
В процессе правотворчества успешно применяется целый ряд специальных правовых средств: юридическая техника, правотворческая инициатива, процедуры рассмотрения и принятия нормативно-правового акта, его официальное опубликование.
Юридическая техника представляет собой совокупность требований, правил, которые необходимо выполнять в процессе подго-
товки проектов нормативных актов. Правотворчество как творческий акт создания новых норм права осуществляется по особым правилам, принципам. Их разработка является совокупным результатом обобщения передового опыта правотворческой деятельности и специальных разработок проблем правотворчества учеными-юристами. Поэтому правильное применение правил, требований юридической техники является необходимым условием успешной правотворческой деятельности.
Важнейшим правовым средством правотворческой деятельности является официальное внесение проекта нормативного акта в компетентный правотворческий орган. Таким правом наделяются отдельные структурные части правотворческого органа, должностные лица либо иные государственные органы. В отдельных случаях этим правом могут наделяться общественные объединения и политические партии. С официальным внесением проекта нормативного акта в правотворческий орган начинается собственно правотворческий процесс. Орган рассматривает и принимает либо отклоняет внесенный проект или же отправляет его на доработку.
Принятый правотворческим органом нормативно-правовой акт подлежит опубликованию в прессе или иных средствах массовой информации. В противном случае нормативно-правовой акт останется неизвестным для граждан, иных заинтересованных лиц, что сделает проблематичным выполнение им своей роли как регулятора общественных отношений. И не случайно большинство современных демократических государств закрепляют и соблюдают принцип, согласно которому нормативно-правовой акт не может вступить в действие до тех пор, пока не будет опубликован в прессе или иных средствах массовой информации.
Конечные результаты правотворчества предстают в виде системы нормативно-правовых актов и системы права.
Принимаемые различными органами государства нормативно-правовые акты в своей совокупности образуют целостную и по преимуществу непротиворечивую систему. В ней неукоснительно действует принцип, согласно которому акты, принимаемые правотворческим органом, не могут противоречить Конституции и актам вышестоящих органов. Так, нормативные акты Президента не могут противоречить законам, а акты Правительства — законам и нормативным актам Президента. Нормативно-правовой акт, который нарушает данный принцип и содержит нормы, противоречащие актам вышестоящих органов или Конституции, подлежит незамедлительной
отмене самим правотворческим органом, либо вышестоящим органом государства, либо Конституционным судом.
Система нормативно-правовых актов содержит все действующие нормы права. Последние также находятся между собой в тесной взаимосвязи и образуют единое целое — систему права, основными элементами которой выступают гражданское, трудовое, административное, финансовое, земельное, уголовное и другие отрасли права.
Конечные результаты действия механизма правотворчества — система нормативно-правовых актов и система права —образуют нормативную базу, основание механизма реализации норм права. Данный механизм представляет собой совокупность правовых средств, призванных обеспечить реализацию действующих норм права в конкретных правоотношениях. В числе этих средств выступают: 1) методы толкования норм права, 2) договоры и соглашения, 3) правовые средства, используемые государством в целях охраны и обеспечения надлежащего исполнения обязательств участниками конкретных правоотношений, 4) акты применения норм права.
Механизм реализации норм права приводится в действие самым широким кругом лиц. Все, кому адресованы нормы права, обязаны руководствоваться ими, воплощать их в конкретных правоотношениях либо воздерживаться от совершения запрещенных действий. Следовательно, в реализации норм права участвуют все граждане, их объединения, предприятия, организации, государственные органы и другие лица.
Процесс реализации норм права начинается с изучения норм права гражданами, иными лицами. Ибо прежде, чем принимать юридически правильное и обоснованное решение, необходимо выяснить, какие нормы права действуют в соответствующей сфере и каково их содержание, что конкретно они предписывают. Правильному уяснению содержания норм права способствуют разработанные юридической наукой и практикой методы толкования права. Они содержат грамматический, логический, систематический, исторический и функциональный приемы изучения норм права, применение которых позволяет избежать многих ошибок и заблуждений, которые неизбежно возникают, если читающий ограничивается буквальным прочтением текста нормативно-правового акта.
Вооруженные знаниями действующих норм права граждане, иные лица принимают решение использовать предоставленные им права, вступив в конкретные правоотношения. При этом возможны два пути реализации норм права: 1) участники конкретных правоотношений
на основе действующих норм права самостоятельно решают все вопросы, связанные с возникновением, изменением и исполнением правоотношений; 2) конкретные правоотношения возникают на основе индивидуальных правоприменительных актов, принимаемых государственными органами и должностными лицами.
Основными правовыми средствами возникновения правоотношений, в которые вступают граждане, иные лица по своему желанию и усмотрению, выступают договоры и соглашения. Участники правоотношений в форме договоров и соглашений, заключаемых в устной или письменной форме, конкретизируют нормы права применительно к данному конкретному случаю. В частности, они могут определять, что является объектом правоотношения, какие обязательства берут на себя участники правоотношения, когда должны быть исполнены обязательства и в каком порядке, какими могут быть дополнительные санкции за нарушение или ненадлежащее исполнение обязательств и др.
В правоотношениях, возникающих по желанию и воле их участников, государственные органы не принимают непосредственного участия. В данном случае их задача сводится к охране правоотношений и созданию такого правового режима, который бы обеспечивал реальное и надлежащее исполнение обязательств участниками правоотношений, а в случае конфликта, спора позволял бы устанавливать правонарушителя и степень его вины. Для реализации этих задач государство использует такие правовые средства, как обязательное нотариальное удостоверение сделки, регистрация соглашений и договоров в компетентных государственных органах, лицензирование отдельных видов деятельности граждан, предприятий, организаций и др.
Однако не все правоотношения возникают по воле и желанию его участников. Значительная часть конкретных правоотношений может возникнуть только после того, как компетентный орган государства примет специальный индивидуальный акт применения нормы права. Этим актом определяются стороны правоотношения, а также их права и обязанности. Например, директор издает приказ о предоставлении работнику предприятия Петрову очередного отпуска. Орган социального обеспечения выносит решение о назначении гражданину Сидорову пенсии по старости.
Индивидуальный правоприменительный акт, таким образом, выступает средством перевода норм права в конкретные правоотношения. Однако в отличие от договоров и соглашений такой акт
принимается не самими участниками правоотношений, а компетентными государственными органами и может устанавливать права и обязанности помимо воли и желания сторон конкретного правоотношения. Например, решение суда о взыскании с гражданина алиментов на содержание несовершеннолетних детей может и не приветствоваться им. Однако в данном случае его мнение и желание не имеют существенного значения. Все индивидуальные акты применения нормы права являются общеобязательными и подлежат неукоснительному исполнению как участниками правоотношения, так и другими заинтересованными лицами.
В механизме реализации норм права правоотношение не может рассматриваться в качестве разновидности договоров, соглашений, актов применения норм права или других правовых средств. Правоотношение представляет конечный результат действия механизма. Ибо все его правовые средства применяются с одной-единственной целью — обеспечить воплощение норм права в конкретных правоотношениях, создать предусмотренную правом систему правоотношений.
С переводом норм права в деятельную сферу, в область конкретных правоотношений обеспечивается реальное исполнение обязательств. Участники правоотношений действуют правомерно, совершают действия и поступки, предусмотренные нормами права. Тем самым правовое регулирование достигает своих конечных целей — в обществе создается устойчивый порядок, система отношений, которые желал установить правотворческий орган, принимая соответствующий нормативно-правовой акт.
Таким образом, при нормальном течении обстоятельств правовое регулирование полностью исчерпывает себя механизмом реализации норм права. Однако наличие в обществе правонарушений, действий, противоречащих нормам права, делает необходимым и оправданным существование механизма государственного принуждения.
Правовым основанием этого механизма выступают правонарушения, а также нормы права, устанавливающие санкции за совершенные правонарушения и определяющие порядок применения ответственности. Современное законодательство рассматривает правонарушение в качестве единственно возможного основания для привлечения виновного лица к юридической ответственности. Попытки применять санкции к гражданам, иным лицам по каким-либо иным основаниям признаются грубым произволом и нарушением прав человека.
В механизме государственного принуждения субъектами выступают: 1) правонарушители — граждане, предприятия, организации,
должностные лица, государственные органы; 2) государственные органы и должностные лица, в компетенцию которых входит расследование обстоятельств совершения правонарушения, установление и наказание виновных лиц.
Данный механизм составляют следующие правовые средства.
1) Жалобы, заявления пострадавших от правонарушения лиц. Кон
ституционный принцип, согласно которому каждый вправе защищать
свои права и законные интересы всеми не запрещенными законом
способами, обеспечивается предоставлением гражданам, иным лицам
права на беспрепятственное обращение в любые органы государства.
Правовыми средствами защиты нарушенного права являются инди
видуальные жалобы потерпевших, коллективные обращения, исковые
заявления в суд, заявления о совершенных преступлениях в органы
охраны общественного порядка или прокуратуру.
2) Деятельность органов охраны общественного порядка, проку
ратуры, разного рода инспекций, иных государственных органов по
рассмотрению жалоб и заявлений лиц, потерпевших от правонару
шений, расследованию обстоятельств совершения правонарушений
и выявлению виновных лиц.
3) Обеспечительные меры, принимаемые государственными орга
нами в процессе расследования обстоятельств совершения правона
рушений. Это задержание правонарушителя, иные меры пресечения
его деятельности, изъятие, опись или арест имущества, конфиска
ция орудий правонарушения, приостановление деятельности орга
низаций, предприятий и др.
4) Решения государственных органов о привлечении виновных
лиц к юридической ответственности. Как и любой иной правопри
менительный акт, такие решения являются общеобязательными и
подлежат неукоснительному исполнению в том числе и лицом, ко
торое подвергается наказанию. Виновному лицу предписывается
исполнить надлежащим образом возложенную на него правом или
договором обязанность, возместить причиненный вред потерпевше
му, а также претерпеть какие-либо дополнительные негативные по
следствия в качестве кары за совершенное правонарушение. Такие
последствия предусматриваются санкцией нарушенной нормы и
могут быть самыми различными — от простого предупреждения до
такой чрезвычайной меры, как смертная казнь.
С помощью механизма государственного принуждения органы государства предпринимают попытку не только восстановить нарушенные права граждан, иных лиц, обеспечить реальное действие
норм права, но и перевоспитать правонарушителей, сделать их законопослушными. Хотя эта цель государством достигается далеко не всегда. Тем не менее наличие юридической ответственности и механизма ее применения представляет собой одно из действенных средств, призванных обеспечить эффективное регулирование общественных отношений.
Механизмы правотворчества, реализации норм права и государственного принуждения как составные части единого целого — механизма правового регулирования — находятся между собой в тесной иерархической взаимосвязи. Эта взаимосвязь выражается в том, что конечные результаты действия одного механизма служат началом, основанием функционирования другого. Каждый последующий механизм обеспечивает достижение целей правового регулирования, которые не представляется возможным реализовать на предшествующих стадиях правового регулирования.
Механизм правотворчества завершается созданием нормативно-правовой основы — системы нормативно-правовых актов и системы права. Действенные правовые средства, призванные обеспечить воплощение норм права в конкретных отношениях, содержит механизм правового регулирования. Его же основание составляют нормы права, т.е. конец одного механизма служит началом другого. В свою очередь механизм реализации норм права в основном реализует цели правового регулирования и обеспечивает создание желательных для государства порядков. Однако этот механизм не в полной мере справляется с поставленными задачами и не устраняет в обществе правонарушений. Для борьбы с ними и перевоспитанием правонарушителей предназначен механизм государственного принуждения. Его основанием выступают конечные результаты действия предшествующих в правовом регулировании механизмов: нормы права и правонарушения. И лишь в таком органическом и согласованном взаимодействии трех механизмов государство обеспечивает действенное управление обществом.
Дальнейшему углубленному изучению механизма правого регулирования и составляющих его компонентов посвящены три последующих раздела учебника. В своей совокупности эти разделы составляют основу курса теории права и их усвоение является необходимым условием высокого профессионализма и компетентности любого юриста.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ МЕХАНИЗМ ПРАВОТВОРЧЕСТВА