Возникновение права: основные пути и формы правогенеза

Всех ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии.

Асинхронисты считают: 1. Право и государство являются различными социальными институтами, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хотя и связанные между собой при функционировании. Они рассматривают право как признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспеченные чьим-либо авторитетом (не обязательно государством, это может быть другой социальный институт – локальная группа охотников и собирателей, клановая община, вождество). Право, считают они, возникают вместе с возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве и т.д.

2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулирования. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение государства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство.

Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государства тесно связаны и переплетены (С.С. Алексеев). Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза.

Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права.

Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Люди, вступая в общественные отношения, имеют возможности, обусловленные природой человека, они складываются естественным путем, в процессе общения людей друг с другом. Они получают общественное признание и закрепляются в определенных правилах поведения (прежде всего в обычаях).

Позитивное право – это право в юридическом смысле. Это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения. Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества.

Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке в условиях социально неоднородных обществ, явилась основной предпосылкой возникновения права. Возникновение права исторически длительный процесс, занявший многие века. Вначале возникали фрагменты права, идеи, принципы, правовые отношения, нормы и постепенно они складывались в цельную правовую систему. Факторы, породившие право, во многом сходны с факторами, породившими государство. Но просматривается большая преемственность между мононормами первобытного общества и нормами права, чем органами власти первобытного общества и государством. Исторически проверенные меры справедливости, правды, содержащиеся в обычаях, получали санкционирование государства.

Цель правового регулирования – приведение поступков людей во взаимное соответствие на основе правовых норм, т.е. правил поведения общего характера, которые исходят от субъекта, имеющего авторитет и управленческие ресурсы. Если считать, что право возникает вместе с человеческим обществом, то субъектами неразвитого, примитивного, родового права выступают: локальная группа, родовая община, племя, вождество, также отдельные сообщества людей в уже государственно организованном обществе - цеха, ремесленники, селяне, горожане, торговцы, монашеские ордена и т.д. Как только возникает государство, оно сразу становится субъектом правотворчества, однако, при неразвитом праве государство в большей степени санкционирует нормы, исходящие от других субъектов. Если право развитое, то оно исходит от самого государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: