Организация власти и управления во фратриях и союзах племен

Власть в родовой общине

Власть и управление в период зрелого первобытного общества

Власть присуща любому обществу. Она возникает вместе с ним и является его непременным атрибутом. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Общественная власть - это публичная власть, хотя нередко под публичной властью подразумевают только государственную власть, что не совсем правильно. Публичной власти первобытного общества, которую в отличие от государственной властичасто именуют потестарной (от лат. potestas – сила, власть, мощь), присущи следующие черты.

  1. Осуществлялась самим обществом либо выбранными им лицами, которые никакими привилегиями не обладали и в любой момент могли быть отозваны и заменены.
  2. Не имела специального аппарата управления, все члены общества учатсовали в производстве материальных благ.
  3. Она не была оторвана от общества и не стояла над ним.
  4. Опиралась на общественное мнение и авторитет выборных лиц.
  5. Принуждение исходило от всего общества - рода, племени и т.д., - и каких-либо специальных органов принуждения в виде армии, полиции, судов и т.п., не было.

1. Высший орган власти – общее собрание (родовое собрание) всех взрослых членов рода. Его решения обязательны для всех. Общее собрание решало наиболее важные вопросы жизни первобытного общества: вопросы войны и мира, осуществление наказания, выборы и перевыборы старейшины, вождя, жреца.

Старейшина руководил повседневной деятельностью: организацией коллективных работ, разрешением конфликтов, распределением продуктов труда и т.д.

Военный вождь избирался на период военных действий.

Жрец отвечал за связь родовой общины (племени, союза племен) с духовным миром: духами, богами, покровительствовавшими данной группе людей.

В целом организация власти в первобытном обществе характеризуется как первобытная демократия:

  • самоуправление (совпадение субъекта и объекта власти) - общее собрание рода принимало решения и весь род, все его члены исполняли эти решения;
  • власть распространялась только по кровно-родственному признаку, т.е. только на членов данного рода;
  • представители власти, т.е. выборные лица (старейшина, вождь, жрец), наравне с другими общинниками участвовали в повседневном труде;
  • осуществляли функции управления на общественных началах и не получали за это дополнительного вознаграждения;
  • принуждение, если в нем возникала необходимость, носило общественный характер, т.е. решение принималось на общем собрании и осуществлялось всеми взрослыми членами рода.

Организация власти в племени:

  • Основным органом власти и управления: совет старейшин (вождей), иногда наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа.
  • Для решения текущих вопросов, а также на время военных походов избирался вождь племени, положение которого не отличалось от положения старейшины или вождя рода, он считался первым среди равных.

Народные собрания, советы старейшин, советы вождей, военные предводители и другие органы первобытной демократии.

Выводы. Первобытное общество основано на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила общественный характер и строилась на началах самоуправления. Отсутствует специальный аппарат управления и принуждения, все вопросы решались самим обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: