Пути и формы политогенеза

Генезис государства и генезис права произошли в глубокой древности, процессы генезиса крайне сложны и недостаточно изучены, а представления об этих процессах дискуссионны. Тем не менее, ученые постоянно обращаются к изучению возникновения и государства и права, поскольку генезис во многом определяет их сущность (т.е постоянно воспроизводящиеся черты, самое главное, основное, что определяет их существование).

Ученые едины в том, что образование государства и права есть объективно необходимые процессы развития человеческого общества, стремящегося к своей более совершенной организации. Глобальные неблагоприятные изменения климата на земле повлияли на переход человечества от присваивающей экономики к производящей, т.е. неолитическую революцию. Переход от присваивающей экономии к производящей, появление избыточного продукта, возникновение отношений собственности – эти и другие обстоятельства потребовали нового более высокого уровня упорядочения отношений между людьми. Усложнение общественной жизни привело к тому, что традиционные структуры первобытного самоуправления (общее собрание, старейшины, вожди, жрецы) и нормативное регулирование (мифы, обряды, ритуалы, обычаи) уже не могли решать задачи обеспечения функционирования и развития, т.е. осуществлять адекватное новым условиям управление обществом. Поэтому возникает новая организация социального управления и новый нормативный порядок регулирования общественных отношений. Из общества выделилась специальная группа людей, занимающаяся вопросами эффективного управления, обычное регулирование замещается правовым. Таким образом, государство и право возникают объективно, в силу внутренних потребностей общества, не навязываются обществу извне.

Под генезисом (возникновением) государства понимают следующие процессы:

- возникновение государства как новой в истории формы организации человеческого общества;

- возникновение государства в результате политико-правовых революций, когда происходит смена общественного (конституционного) строя и смена формы государства формы правления, формы государственного устройства и формы государственно-политического режима), а также смена названия государства (Россия в 1917 г.);

- возникновение нового государства в результате цессии (возникновение США в 1787 г. в результате объединения 13 бывших колоний Великобритании);

- возникновение нового государства в результате мирной сецессии (распад Чехословакии на Чехию и Словакию) или военной сецессии (распад Югославии, начиная с 1991 г.);

- возникновение нового государства в колониальной стране, освободившейся от власти государства-метрополии.

Первый из названных вариантов первичный и основной, подлежащий рассмотрению ниже; остальные – вторичные и производные, поскольку совершаются на фоне уже существующей государственной организации.

В юридической литературе различают факторы и причины право- и политогенеза. Фактор – момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении; факторы влияют на государство и право опосредованно, через другие явления. Причины непосредственно вызывают к жизни государство и право. Многофакторный подход рассматривает генезис государства как результат влияния многих факторов и причин.

1. Природные факторы (географические, климатические, экологические, космические и другие):

а) глобальные изменения климата, похолодание, оледенение, наводнения, наступление пустыни и т.д., повлекшие движения материков, исчезновение одних частей суши и появление других вынуждало людей изменить образ жизни, перейти от собирательства, рыболовства, охоты к производящей экономике;

. б ) географический фактор (расположение на определенной территории) и тесно с ним связанные природно-климатические факторы. Известно, что исторически первые государства возникли в регионах с благоприятными для земледелия и проживания людей условиями, в долинах рек – Нила, Инда, Ганга, Тигра, Евфрата, Янцзы.. Эти факторы влияют на формирование определенного образа жизни, рода занятий, использования определенных орудий труда и способ производства материальных благ в крупных сообществах людей. К лиматические условия ( субтропический климат) влияли на возможность занятия земледелием, на необходимость сооружения крупных ирригационных сооружений, создание агрокалендарей (письменные источники, регулирующие производственную деятельность общины, строго обязательные для исполнения). Здесь возникли ранние государства с доклассовой структурой общества в форме деспотических монархий. У народов, живших в Центральной и Восточной Европе, в Центральной Азии с умеренным климатом (германцы, славяне, монголы), при разложении первобытнообщинного строя образовались феодальные государства;

в) экологические, астрономические, космические сейсмические и т.д. Факторы влияли на формирование государства и права через мифы, религию, ритуалы, обычаи;

2. Демографический фактор. Увеличение численности и плотности населения в результате перехода к оседлому образу жизни, увеличения рождаемости и выживаемости людей, миграции в местности с благоприятным климатом, либо с близко расположенными торговыми путями, это влечет необходимость интенсифицировать сельское хозяйство. Следствие - совершенствование системы управления, дифференциация социального положения людей, увеличение социокультурной сложности и генезис государства.

3. Экономический фактор. Совершенствование орудий труда, специализация труда ведут к росту производительности труда и увеличению объема произведенного продукта. Семья обосабливается от родовой общины и становится самостоятельной производственной единицей и экономической единицей. Появляется частная собственность и экономическое неравенство, а значит, богатые и бедные, эксплуатируемые и эксплуататоры, появляются антагонистические классы Антагонистические классы (антагонистический – с греч.- непримиримый) это большие группы людей, отличающиеся друг от друга по отношению к основным средствам производства (земля, скот, орудия труда, здания, сооружения) и находящиеся в непримиримом противоречии, это значит, что поскольку их интересы объективно не совпадали, они неизбежно вступали в непримиримые социальные конфликты. Эти конфликты могли уничтожить общество, значит, необходима сила, подавляющая, умеривающая, примиряющая, эти конфликты. Для охраны собственности, защиты интересов экономически господствующих классов, поддержания условий для эксплуатации экономически зависимых классов, возникает новая организация власти – государство. Экономические факторы возникновения государства теоретики марксизма считают самыми главными, а все остальные факторы признают несущественными.

4. Военный фактор (внутренний аспект). Угроза военных нападений со стороны других племен, необходимость организовать защиту и отражение таких нападений, вынуждала определенные народы создавать органы власти и управления, приспособленные для эффективного функционирования в военных условиях. Фактор внешней военной угрозы способствовал объединению племен в союзы, в единый народ и внутренней трансформации первобытной организации власти в государство. Первобытная демократия трансформируется в военную демократию, затем военную иерархию и в государство.

4а. Военный фактор (внешний аспект). Война становилась для некоторых народов основным занятием, способом производства материальных благ и воспроизводства социальной жизни. Произошло возрастание роли военных вождей и воинов. Обогащение за счет захваченной добычи влекло их возвышение над обществом. Власть начала передаваться по наследству, сакрализироваться (освящаться религией). Захват новых территорий и народов вел к необходимости налаживать управление ими, устанавливать отношения власти и подчинения.

5. Религиозный фактор. Религия в форме язычества или единобожия оказывала мощное влияние на образование государств. На Древнем Востоке, по существу, религия была главным системообразующим фактором в обществе. Сакральность (божественность, святость) власти правителя способствовала беспрекословному подчинению больших масс людей. Единобожие и монорелигия являлись фактором объединения и сплочения разрозненных народов в единую социально-политическую общность - народ.

6. Юридико-правовой фактор. Необходимость поддержания правопорядка, применение организующих и принудительных мер для обеспечения норм возникающего права.

7. Психологические факторы. Свободолюбивость горских народов усложнила и отсрочила возникновение государств, психологический строй цыган во многом объясняет отсутствие у них государственности. Известно, что для жителей небольших сообществ характерен высокий уровень политической активности, отстаивание собственных интересов и блокирование антидемократических тенденций (победа афинского демоса над аристократией, римского плебса над патрициями). Для жителей равнинных аграрных обществ характерно более пассивное и покорное политическое поведение.

8. Социокультурные факторы. Среди множества таких факторов наука особенно выделяет наличие письменности и строительство городов и крупномасштабных ирригационных или культовых сооружений.

Современные исследователи, говоря о возникновении государства,

выделяют своеобразный предгосударственный период – протогосударство, который

рассматривается в качестве переходного от родоплеменной организации к государству.

Еще Ф. Энгельс говорил о таком предгосударственном периоде, как военная демократия. Некоторые из современных российских исследователей разделяют эту точку зрения и считают, что государству непосредственно предшествовал период военной демократии, для которого характерны военная организация племен, систематическое ведение грабительских войн, усиление в результате этих войн власти военного вождя и подчиненных ему военачальников, зарождение наследственной королевской власти и наследственной знати.

Другие же полагают, что государству непосредственно предшествовала не военная

демократия, а так называемое вождество (чифдом), которое пришло на смену военной

демократии и отличается от нее. Это отличие по мнению Т. В. Кашаниной выражается в

следующем:

1) при вождестве вождь, опираясь на зачаточные органы власти, организует

экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. В

отличие от военной демократии, здесь народ отстраняется от непосредственного

управления;

2) военная демократия – это горизонтальная политическая структура. В ней существует

три не подчиненных друг другу органа управления – предводитель, совет старейшин,

народное собрание. В вождествах же отчетливо просматривается иерархия поселений, их

централизация. Ярче выражается стратификация общества;

3) в вождествах гораздо сильнее развита внутренняя структура власти и становится

отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую;

4) в вождествах просматривается тенденция к сакрализации (освящению, обожествлению)

персоны верховного правителя, тогда как при военной демократии выражение несогласия

с его решениями, действиями могло иметь место[5].

Так или иначе, но между первобытнообщинным строем и государством лежит

переходный период, для которого характерно сочетание элементов родоплеменной

организации и государства. Этот период и есть протогосударство. Определенную роль

здесь продолжают еще играть народные собрания и советы старейшин, сохраняется, хотя

по большей части формально, выборность должностных лиц. Вместе с тем на первый план

выдвигается фигура верховного военного вождя, окруженного постоянной военной

дружиной. Систематическое ведение грабительских войн с целью наживы приводит к их

быстрому обогащению. Постепенно власть концентрируется в руках военного вождя и его

ближайшего окружения. Закладываются основы будущей наследственной королевской

власти и наследственной знати. Наряду с этим происходит обособление власти различных

управленческих структур, превращение их в замкнутую привилегированную группу.

Публичная власть постепенно отрывается от своих корней в народе и превращается в

силу, направленную против собственного народа. В этот же период происходит

объединение родственных племен в союзы, слияние их территорий в одну общую

территорию всего народа. Закладываются основы для территориальной организации

общества, тем более, что общество перестает быть социально однородным. Выдвижение

на первый план отдельных семей, появление классов и различных социальных групп

приводит к разрушению родовых связей и постепенной замене родоплеменной

организации общества на территориальную. Отрыв публичной власти от общества,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: