Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Й семинар (2 ч.)




Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе

Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годыявляется рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:

развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;

радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;

стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;

рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;

развитие импортозамещающих производств;

устойчивое развитие регионов;

строительство качественного и доступного жилья;

повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Экономическая политика государства в предстоящем пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.

Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии — динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%.




Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.



Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.

Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.

В предстоящем пятилетии продолжится реализация мер по дальнейшему развитию малых и средних городских поселений. Усилится их роль как центров развития предпринимательства и инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности.

План:

  1. Государство: теории происхождения, признаки и функции.
  2. Формы государственного правления и их характеристика. Территориальное устройство государства.
  3. Гражданское общество: общая характеристика и условия его возникновения.

Становление гражданского общества в Республике Беларусь.

  1. Сущность и принципы правового государства. Проблемы формирования правового государства в Беларуси.

Основные понятия: политический институт, государство, формы государственного правления, монархия, республика, этатизм, деспотизм, «государство всеобщего благосостояния», гражданское общество, правовое государство, разделение властей, унитарное государство, федерация, конфедерация.

Темы докладов и рефератов:

  1. Мыслители о государстве и его эволюции (концепция по выбору или краткая характеристика нескольких концепций и их анализ – Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Кант, Гегель, Маркс и др.).
  2. Теория и практика «государства всеобщего благосостояния».
  3. Монархия в …(Японии, Великобритании, Бельгии, Швеции и т.д. – несколько стран по выбору).
  4. Республиканская форма правления (на примере конкретной страны).
  5. Права и свободы личности в истории человечества.
  6. Исторические вехи формирования концепций гражданского общества.
  7. Гражданское общество в Республике Беларусь, России и на Западе: проблемы и перспективы.
  8. Деятельность структур гражданского общества (на примере молодёжных, экологических, феминистских, антивоенных и др. общественных движений и организаций).
  9. Сущность этатизма.
  10. Деспотизм как антипод правового государства и гражданского общества.
  11. Разделение властей как основной принцип правового государства.
  12. Сравнительный анализ основных моделей федерации.
  13. Федерализм в многонациональном государстве.

Вопросы для дискуссии и обсуждения:

  1. Что такое политический институт? Что такое государство? Перечислите основные признаки государства. Допустимо ли отождествлять государство и общество?
  2. Какие исторические и природные факторы повлияли на возникновение государства? Как объясняют происхождение государства мыслители эпохи Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Кант, Гегель, Маркс и др.)?
  3. Почему государство является центральным политическим институтом и как оно взаимодействует с другими субъектами политики? Каковы его основные функции как политического института?
  4. Что такое суверенитет государства? Достаточно ли государству обладать суверенитетом, чтобы быть субъектом международного права?
  5. В чем заключается суть концепций «государства всеобщего благосостояния»? Как это соотносится с понятием этатизма?
  6. Что собой представляет конституционный этап в развитии государства? Когда и где была принята первая конституция?
  7. В чем Вы видите основное отличие монархии от республики?
  8. В чем различие между президентской и парламентской республиками? Какие парламентские республики Вы знаете?
  9. Какая форма правления в Беларуси?
  10. Каковы основные признаки гражданского общества?
  11. Имеются ли в Республике Беларусь условия для формирования гражданского общества?
  12. Назовите основные системообразующие элементы (институты) гражданского общества.
  13. Сформулируйте основные принципы взаимоотношений государства и гражданского общества.
  14. Какие причины способствуют слабости развития, маргинализации или даже разрушению гражданского общества? Возможно ли гражданское общество без правового государства? Аргументируйте ответ.
  15. Проанализируйте особенности формирования среднего класса в современной Беларуси.
  16. Назовите основные принципы правового государства.
  17. Что общего и в чем различие между социальным и правовым государством?
  18. Почему в правовом государстве необходимо разделение властей?
  19. В каких целях используется современными государствами институт референдума?

Материалы для подготовки:

  1. Журнал Pro et contra. – Том 2, 1997 год, № 4, Осень. – Гражданское общество. (См. в сайте http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/55566.htm )
  2. Журнал Pro et contra. – Том 10, 2006 год, № 1. – Гражданское общество и государство. (См. в сайте http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/74103.htm )
  3. Журнал Pro et contra – Том 13, 2009 год, № 1, Январь-Февраль. – Политика за пределами политической сферы. (См. в сайте – http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/81356.htm )
  4. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4. (или см. в сайте http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81534 или в заархивированном файле)
  5. Антология мировой политической мысли. – Т.2. – М., 1997.
  6. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание // Полис. – 1995 – № 3.
  7. Беляева Н.Ю. Гражданские ассоциации и государство // Социс. – 1995. – № 11.
  8. Биндюков Н. О правах человека в России и на территории бывших республик СССР // Диалог. – 1998. – № 9.
  9. Водолажская Т. Гражданская общность в современной Беларуси // http://www.nmnby.org/pub/0702/19m.html
  10. Волков В. Общественность: забытая практика гражданского общества // Pro et contra. – 1997. – Том 2, № 4. (см. в сайте http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/55639.htm )
  11. Володин А.Г. Гражданское общество и политика в России: смена парадигмы // Полис. – 1998. – № 6.
  12. Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России: истоки и современная проблематика // Полис. – 2000. – №3.
  13. Гавриленко В.Г. Политология и общее государственное (конституционное) право. Мн., 1999.
  14. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. (Главы IV и VI.)
  15. Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт // Полис. – 2007. – № 4. С. 24-45.
  16. Гоббс Т. Левиафан (см. часть 2 «О государстве») // http://www.philosophy.ru/library/hobbes/ogl.html
  17. Государство для народа: Документы и материалы третьего Всебелорусского национального собрания 2-3 марта 2006 г. / редкол.: А.Н. Рубинов и др. – Мн.: Беларусь, 2006. – 463 с.
  18. Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу // Полис. – 1993. – № 5.
  19. Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. – 1996. – № 3.
  20. Дмитрук В.Н. Некоторые вопросы общей теории государства и права: Учебное пособие. – Мн.: ЗАО «Веды». – 1998.
  21. Елисеев А. Постиндустриальная монархия // http://www.apn.ru/publications/article9889.htm
  22. Иванов В.Е. Как развивался американский федерализм // Кентавр. – 1995. – № 5.
  23. Иностранное конституционное право / Под ред.В.В.Маклакова. – М., 1996.
  24. Каган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 6. (См. в сайте http://www.countries.ru/library/texts/kagan1.htm )
  25. Карозерс Т. Искушение верховенства закона // Pro et contra. Том 13, 2009 год , №3-4, май-август (см. в сайте http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/83000.htm или в заархивированном файле)
  26. Каспэ С.И. Суррогат империи: о природе и происхождении федеративной политической формы // Полис. – 2005. – № 4. – С. 5-29.
  27. Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. – 2000. – №5.
  28. Киселев А. Конституционная монархия // http://monarhiya.narod.ru/konst.htm и http://www.monarhiya.narod.ru/
  29. Конституция Республики Беларусь. – Мн.: 2004.
  30. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: ПТЧУП «Молодежное», 2003.
  31. Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Полис. – 1991. – № 5. (См. в сайте http://www.politstudies.ru/N2004fulltext/1991/5/12.htm )
  32. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений // Социс. – 1994. – № 3-5, 7-8.
  33. Кувалдин В.В. Президенсткая и парламентская республики как формы демократического транзита // Полис. – 1998. – № 5.
  34. Кулябин А.И. Президентство – лучшая ли это форма исполнительной власти // Государство и право. – 1992. – № 8.
  35. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: ПТЧУП «Молодежное», 2003.
  36. Лаполамбара Д.Ж. Бюрократия и демократия // Кентавр. – 1991. – № 2.
  37. Леденева А. Неформальная сфера и блат: Гражданское общество или (пост)советская корпоративность? // Pro et contra, 1997. Том 2, № 4. (См. в сайте http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/55641.htm или в приложении)
  38. Локк Дж. Два трактата о правлении // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/43657
  39. Максименко В.И. Идеологема civil society и гражданская культура // Pro et contra. – 1999. – Том 4, № 1. (http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/55734.htm )
  40. Малетин С.С. Политология: Авторизованное учеб. пособие для студентов заоч. отд. М., 1998.
  41. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. М., 1989.
  42. Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. – 1996. – № 4. С. 45-54. (См. в сайте http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/160677.html )
  43. Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. – 2002. – № 5. – С. 94-103. ( http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/153711.html )
  44. Мамут Л.С. О концепции православно-монархического строя для постсоветской России // Общественные науки и современность. – 2006. – № 1. – С. 59-68. (См. в сайте http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/246414.html )
  45. Мартьянов В.С.Федерализм: политическое устройство или пакт элит? // Полис. – 2010. – № 1.
  46. Матусевич А.В. Политическая система: состояние и развитие: В 2 кн. Мн., 1992.
  47. Мирский Г.И. Авторитаризм и демократия: две модели // Полис. – 1997. – №2.
  48. Монтескье Ш.Л. О духе законов // http://lib.rin.ru/doc/i/10494p.html или http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/index.php (кратко) или http://vpn.int.ru/files-view-3833.html
  49. Моска Г. Правящий класс // Социс. – 1994. – № 10-12.
  50. Нечаев В.Д. Децентрализация, демократизация и эффективность (Реформа федеративных отношений и местного самоуправления через призму теории эффективной децентрализации). // Полис. – 2005. – № 3. – С. 92-102.
  51. Парламентская демократия и федерализм в России и Германии. М., 1999.
  52. Перегудов С.П. Гражданское общество: «трехчленная» или «двухчленная» модель? // Полис. – 1995. – № 3.
  53. Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. – 2006. – № 2. (См. в сайте http://www.politstudies.ru/fulltext/2006/2/11.htm )
  54. Политология: Учебник / Под ред В.А.Бобкова, И.Н.Браима. Мн., 2003. (Глава 4.)
  55. Политология: Учебник под ред. М.А.Василика. М., 1999. (Раздел III гл. 7-8; раздел IV.)
  56. Политология: Хрестоматия / Под ред М.А.Василика. М., 2000. (см. в библиотечном сайте http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/index.php )
  57. Политология: Учеб. для вузов / Под ред С.В.Решетникова – Мн., 2005. (Главы 6 и 14.)
  58. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2000. (Раздел 5.)
  59. Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. – М.: Филологическое общество «Слово», 2004.
  60. Права человека: история и современность // Диалог. – 1998. – № 11.
  61. Ракитский Б.В. Гражданское общество в России: весна 2000. М., 2000.
  62. Романов Р.М. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление // Полис. – 1998. – № 5.
  63. Рябов А.В. Легальность и легитимность власти // Полис. – 1994. – № 2.
  64. Санистебан Л. Государство и общество // Диалог. – 1993. – № 5-6.
  65. Свастюк А.И., Антонова Т.А. Формирование общества социальной справедливости в Беларуси. Мн., 1996.
  66. Семенов Н. О политической ответственности // http://www.nmnby.org/pub/050905/respon.html
  67. Семенов Н. Христианство, демократия и гражданское общество // http://www.nmnby.org/pub/0610/13m.html
  68. Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы // Социально-политичекий журнал. – 1994. – № 1-2.
  69. Фарукшин М.Х. Судьбы федерализма в условиях глобализации // Политэкс. – 2010. – № 2. (см. в сайте http://www.politex.info/content/view/697/30/ или в заархивированном файле «State»)
  70. Хенкин С.М. Федерализм: опыт российский и зарубежный // Полис. – 2005. – № 2. – С. 179-183.
  71. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1998.
  72. Шацкий Е. Протолиберализм: автономия личности и гражданское общество // Полис. – 1997. – № 6. (См. в сайте http://www.politstudies.ru/N2004fulltext/1997/6/3.htm )
  73. Шевченко Ю. Между гражданским обществом и авторитарным государством // Pro et contra, 2000. Том 5, № 1. (см. в сайте http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/55860.htm или в заархивированном файле)
  74. Шестаков В.В. СНГ: В поисках наиболее эффективных механизмов интеграции // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1. – С. 292-302.
  75. Шестопал А. Из мирового опыта федерализма // Общественные науки и современность. – 1994. – № 1. (см. в заархивированном файле)
  76. Шпакова Р.П. Легальность и демократия (уроки Вебера) // Полис. – 1994. – № 2.
  77. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. – 1995. – № 5.
  78. Янов А. Монтескье против Маркса // ОНС (Общественные науки и современность). – 1992. – № 1. – С. 86-89. (см. в приложении или в сайте http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/205134.html )




Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 735; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8954 - | 7256 - или читать все...

Читайте также:

 

35.172.195.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.