Методические указания. Тема 5. Правовая культура и правовой нигилизм

Примерный план

Тема 5. Правовая культура и правовой нигилизм

Методические указания

Тема 4. Закон и подзаконные нормативно-правовые акты

Методические указания

Примерный план

Тема 3. Политический (государственный) режим. Демократические и тоталитарные государства

Введение

Понятие политического (государственного) режима как элемента формы государства.

Демократический политический режим.

Тоталитарный режим. Его формы.

Эволюция политического режима в России на современном этапе.

Заключение

Литература

Источники:

- обязательные: 1,2;

- дополнительные: 3-6,7,10-17,24.

В начале работы следует рассмотреть понятие политического (государственного) режима как совокупности методов и способов осуществления государственной власти, как одного из важнейших элементов формы государства, характеризующегося положением личности, взаимоотношениями ее с государством. Привести классификацию политичес­ких режимов.

После этого следует перейти к рассмотрению признаков демократического и тоталитарного политических режимов. При этом можно провести их сравнительный анализ. Желательно привести конкретные примеры. При характеристике тоталитарного режима рекомендуется уделить внимание особенностям советской и фашистской формы тоталитаризма.

Следует отметить возможность эволюции тоталитарных режимов, что подтверждается общемировой тенденцией, а также процессами, происходящими в России с началом реформ во всех сферах общественной жизни.

Примерный план:

Введение

Понятие и виды нормативно-правовых актов.

Особое место и роль закона в системе нормативно-правовых актов.

Законотворческий процесс в Российской Федерации. Стадии принятия закона.

Порядок опубликования и вступления в силу Закона и других нормативно-правовых актов.

Заключение

Литература

Источники:

- обязательные: 1,2;

- дополнительные: 3-7,10-20,27,29,32,33,41,44,45,36.

Рассмотрение первого вопроса темы предполагает выяснение понятия нормативно-правового акта как одного из источников (форм) права, в наибольшей степени распространен­ного в странах континентальной Европы (романо-германская правовая семья), в том числе и в Российской Федерации. В этом разделе рекомендуется указать виды нормативно-правовых актов по их юридической силе.

В следующем разделе особое внимание следует уделить понятию закона: его признаки, место и роль в системе нормативно-правовых актов, виды законов в Российской Федера­ции.

Затем надо раскрыть особый порядок, процедуру разработки н принятия закона (законотворческий процесс), рассмотрев стадии этого процесса на основе анализа действующей Конституции Российской Федерации.

В конце работы необходимо уделить внимание тому, в каком порядке (когда и где) публикуются законы и другие нормативно-правовые акты и каков порядок вступления их в действие. При этом следует опираться на положения соответствующего законодательства.

Введение

Понятие правосознания. Его структуры и виды. Классовое и общесоциальное в правосознании.

Правовая культура: понятие и роль в правотворческой и правоприменительной деятельности государства.

Значение правовой культуры для реализации права, обеспечения правопорядка, формирования правового государства.

Понятие правового нигилизма и его проявления в общественной жизни. Истоки правового нигилизма в России и пути его преодоления.

Заключение

Литература

Источники:

- обязательные: 1,2;

- дополнительные: 3-7,10-20,27,29,32,33,41,44,45.

Изложение этой темы следует начать с выяснения понятия правосознания как одной из форм общественного сознания, поскольку и правовая культура, и правовой нигилизм зависят от уровня правового сознания как отдельных граждан, так и общества в целом. Необходимо уделить внимание структуре и видам правосознания.

Затем следует раскрыть понятие правовой культуры, предполагающей не только знание основных правовых требовании, но также уважение к праву и закону. Правовая культура предполагает выработку привычки к добровольному соблюдению законов на основе понимания социальной ценности и полезности права.

Это позволит перейти к характеристике роли и значения правовой культуры для реализации права, формирования правового государства.

В последнем разделе следует показать такие формы правового нигилизма, как неуважение к праву, игнорирование закона, подмена законности целесообразностью, противопоставление интересов народа, партии, других социальных и национальных групп закону и правопорядку, неуважение к суду и адвокатуре, внесудебные репрессии, противопос­тавление "духа" и "буквы" закона, права и совести.

Здесь же необходимо рассмотреть причины правового нигилизма и пути его преодоления. Завершить работу следует подведением итогов проведенного исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: