Примерный план
Тема 5. Правовая культура и правовой нигилизм
Методические указания
Тема 4. Закон и подзаконные нормативно-правовые акты
Методические указания
Примерный план
Тема 3. Политический (государственный) режим. Демократические и тоталитарные государства
Введение
Понятие политического (государственного) режима как элемента формы государства.
Демократический политический режим.
Тоталитарный режим. Его формы.
Эволюция политического режима в России на современном этапе.
Заключение
Литература
Источники:
- обязательные: 1,2;
- дополнительные: 3-6,7,10-17,24.
В начале работы следует рассмотреть понятие политического (государственного) режима как совокупности методов и способов осуществления государственной власти, как одного из важнейших элементов формы государства, характеризующегося положением личности, взаимоотношениями ее с государством. Привести классификацию политических режимов.
После этого следует перейти к рассмотрению признаков демократического и тоталитарного политических режимов. При этом можно провести их сравнительный анализ. Желательно привести конкретные примеры. При характеристике тоталитарного режима рекомендуется уделить внимание особенностям советской и фашистской формы тоталитаризма.
Следует отметить возможность эволюции тоталитарных режимов, что подтверждается общемировой тенденцией, а также процессами, происходящими в России с началом реформ во всех сферах общественной жизни.
Примерный план:
Введение
Понятие и виды нормативно-правовых актов.
Особое место и роль закона в системе нормативно-правовых актов.
Законотворческий процесс в Российской Федерации. Стадии принятия закона.
Порядок опубликования и вступления в силу Закона и других нормативно-правовых актов.
Заключение
Литература
Источники:
- обязательные: 1,2;
- дополнительные: 3-7,10-20,27,29,32,33,41,44,45,36.
Рассмотрение первого вопроса темы предполагает выяснение понятия нормативно-правового акта как одного из источников (форм) права, в наибольшей степени распространенного в странах континентальной Европы (романо-германская правовая семья), в том числе и в Российской Федерации. В этом разделе рекомендуется указать виды нормативно-правовых актов по их юридической силе.
В следующем разделе особое внимание следует уделить понятию закона: его признаки, место и роль в системе нормативно-правовых актов, виды законов в Российской Федерации.
Затем надо раскрыть особый порядок, процедуру разработки н принятия закона (законотворческий процесс), рассмотрев стадии этого процесса на основе анализа действующей Конституции Российской Федерации.
В конце работы необходимо уделить внимание тому, в каком порядке (когда и где) публикуются законы и другие нормативно-правовые акты и каков порядок вступления их в действие. При этом следует опираться на положения соответствующего законодательства.
Введение
Понятие правосознания. Его структуры и виды. Классовое и общесоциальное в правосознании.
Правовая культура: понятие и роль в правотворческой и правоприменительной деятельности государства.
Значение правовой культуры для реализации права, обеспечения правопорядка, формирования правового государства.
Понятие правового нигилизма и его проявления в общественной жизни. Истоки правового нигилизма в России и пути его преодоления.
Заключение
Литература
Источники:
- обязательные: 1,2;
- дополнительные: 3-7,10-20,27,29,32,33,41,44,45.
Изложение этой темы следует начать с выяснения понятия правосознания как одной из форм общественного сознания, поскольку и правовая культура, и правовой нигилизм зависят от уровня правового сознания как отдельных граждан, так и общества в целом. Необходимо уделить внимание структуре и видам правосознания.
Затем следует раскрыть понятие правовой культуры, предполагающей не только знание основных правовых требовании, но также уважение к праву и закону. Правовая культура предполагает выработку привычки к добровольному соблюдению законов на основе понимания социальной ценности и полезности права.
Это позволит перейти к характеристике роли и значения правовой культуры для реализации права, формирования правового государства.
В последнем разделе следует показать такие формы правового нигилизма, как неуважение к праву, игнорирование закона, подмена законности целесообразностью, противопоставление интересов народа, партии, других социальных и национальных групп закону и правопорядку, неуважение к суду и адвокатуре, внесудебные репрессии, противопоставление "духа" и "буквы" закона, права и совести.
Здесь же необходимо рассмотреть причины правового нигилизма и пути его преодоления. Завершить работу следует подведением итогов проведенного исследования.