Тип правового регулирования —

Раздел IX. Источники

9.1. Основная литература

1. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2009.

2. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2010.

9.2. Дополнительная литература

3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2009.

4. Теория государства и права: Хрестоматия / Автор-составитель М.Н. Марченко. М., 2004.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 6-е изд. М., 2008.

6. Теория государства и права. Ч.1, 2: Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 2009.

7. Алексеев С.С. Право: Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статус, 1999, 709 с.

8. Бабурин С.Н. Территория государства: Правовые и геополитические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997, 477 с.

9. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. пособие. М.: Юрист, 1999, 333 с.

10. Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2009.

11. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2009.

12. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2010.

13. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2009.

14. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд. М., 2005.

15. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2008.

16. Теория государства и права. Ч.1, 2: Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995, 1996, 2004

17. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2008

18. Виноградов П.Г. Очерки по теории права. М., 1915.

19. Гредескул Н.А. Общая теория права. СПб., 1909.

20. Гримм Д.Д. Энциклопедия права. СПб, 1895.

21. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб, 1910.

22. Дюги Л. Общество, личность, государство. СПб, 1904.

23. Дюринг Е. Ценность жизни. СПб, 1894.

24. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1910.

25. Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881.

26. Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1904.

27. Капустин М.Н. Юридическая энциклопедия (догматика). СПб., 1893.

28. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916.

29. Кузнецов К.А. История философии права. Одесса, 1917.

30. Куницин А. Право естественное. СПб., 1818.

31. Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1908.

32. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914.

33. Лебедев А. Общая теория права. СПб., 1909.

34. Михайловский И.Б. Очерки философии права. Т.1. Томск, 1914.

35. Муромцев С. Определение и основное разделение права. М., 1879.

36. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. Т.1. Киев, 1839.

37. Новгородцев П.И. История философии права. М., 1897.

38. Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904.

39. Палиенко Н.И. Учение о сущности права и правовой связанности государства. Харьков, 1908.

40. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2 т. СПб., Т.1. 1907; Т.2. 1908.

41. Радбух Г. Введение в науку права. М., 1915.

42. Редкин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. Т.1-4. СПб., 1889 – 1890.

43. Ренненкампф Н.К. Очерки юридической энциклопедии. Киев, 1880.

44. Рождественский А. Основы общей теории права. М., 1912.

45. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. М., 1907.

46. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917.

47. Хвостов В.М. Общая теория права. М., 1914.

48. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.

49. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 1907.

50. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912.

51. Штаммлер Р. Хозяйство и право. СПб., Т.1-2. 1907.


Раздел X. Глоссарий

Абсолютные права — субъективные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержани­ем от нарушаемых действий) со сторо­ны неопределенного круга лиц (напри­мер, право собственности).

Абсолютные правоотношения — урегулированные нормой права общест­венные отношения, в которых управомоченной стороне противостоит неопре­деленно большое количество пассивно обязанных субъектов.

Абсолютная монархия — разно­видность монархической формы прав­ления, для которой характерна неогра­ниченная (абсолютно вся) государст­венная власть, принадлежащая одному лицу — монарху.

Автономия — форма самоуправле­ния части территории государства, об­ладающей правом самостоятельного ре­шения внутренних вопросов.

Авторитаризм — один из видов по­литического режима, в котором поли­тическая власть осуществляется кон­кретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минималь­ном участии народа и для которого ха­рактерны бюрократически-командные методы управления обществом.

Администрация — система испол­нительно-распорядительных государ­ственных органов, обеспечивающая ре­ализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона.

Аксиома правовая — положение правовой теории, которое берется в ис­следованиях в качестве исходного, не требующего доказательства.

Акт нормативный — правовой акт, принимаемый субъектами правотвор­чества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную пись­менную форму и направленный на урегулирование определенных обществен­ных отношений.

Акт применения права (правопри­менительный акт) — правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Акт толкования права (интерпрета­ционный акт) — правовой акт, который содержит разъяснение смысла юриди­ческих норм и выносится специальными компетентными органами.

Аналогия закона — решение кон­кретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — решение кон­кретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Аутентическое (авторское) толко­вание — разъяснение смысла юридической нормы, которое дается тем же орга­ном, который принял данную норму.

Буквальное толкование — разъяс­нение содержания правовой нормы, при котором действительный смысл данной нормы и ее текстуальное выра­жение совпадают.

Вакуум правовой — специфическое правовое явление, характеризуемое как временное отсутствие юридических норм, которые должны регламентиро­вать не урегулированные ранее, но нуж­дающиеся в урегулировании правом вновь возникающие общественные от­ношения.

Вето — отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.

Власть социальная — это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъекта­ми, опирающееся на принуждение.

Властные решения — правовые акты, принимаемые государственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достиже­ния определенных целей и влекущие юридические последствия.

Воля народа — концентрированное выражение интересов большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе ка­кого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, приня­того на референдуме).

Воспитание правовое — целена­правленная деятельность государствен­ных органов и общественности по фор­мированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой куль­туры.

Воздействие правовое — взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Вотум — решение, принятое боль­шинством голосов избирательного кор­пуса или представительного учрежде­ния по определенному вопросу (напри­мер, вотум недоверия правительству).

Гарантии законности — средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспре­пятственное осуществление прав граж­дан и интересов общества и государства.

Гипотеза правовой нормы — эле­мент нормы права, указывающий на ее действия (время, место, субъектный со­став и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фак­тов.

Глава государства — высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем исполнительной власти государства и одновременно верховным официальным представителем в сфере внешних сношений.

Государственная власть — публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опи­рающееся на государственное принуж­дение.

Государственная дисциплина — оп­ределенные требования к поведению людей, связанные c выполнением пра­вил, предъявляемых к государствен­ным служащим.

Государственно-правовой режим — система методов, приемов и средств, c помощью которых осуществляется го­сударственная власть.

Государственное принуждение — осуществляемое организованно, персонифицированно и в пределах юридичес­ких предписаний физическое, психоло­гическое либо идеологическое воздейст­вие государственной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы c правонарушениями и наказания виновных в их совершении.

Государственный аппарат — система государственных органов, призван­ных осуществлять задачи и функции государства.

Государственный суверенитет — присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государство — организация поли­тической власти, содействующая преимущественному осуществлению кон­кретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, нацио­нальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

Гражданское общество — совокуп­ность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономичес­ких, семейных отношений и институ­тов, c помощью которых удовлетворя­ются интересы индивидов и их групп.

Гражданство — устойчивая право­вая связь человека c государством, выражающихся в совокупности их взаим­ных прав, обязанностей и ответственности.

Грамматический способ толкова­ния — прием разъяснения правовых норм, осуществляемый c помощью язы­ковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.

Гуманизм права — один из важней­ших принципов права, выражающийся в признании человека как высшей цен­ности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, до­стоинства личности, условий свободно­го всестороннего развития и стимулирования подлинно человеческих отноше­ний между людьми.

Дееспособность — способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.

Действие права — содержательно-динамическая сторона права, характе­ризующая его фактически реализуе­мую способность осуществлять регуля­тивное (специально-юридическое), ин­формационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.

Декларация — провозглашение ос­новных принципов; правовой документ, имеющий силу рекомендации.

Деликтоспособность — способность лица самостоятельно нести юридичес­кую ответственность за совершенное правонарушение.

Демократизм права — один из важнейших принципов права, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, справед­ливости, ответственности в обществен­ных отношениях, подлежащих правовому регулированию.

Демократический режим — систе­ма методов и приемов, c помощью которых население участвует в осуществле­нии государственной власти посредством прямой (когда граждане, напри­мер, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим во­просам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбирае­мые им представительные органы), принимая решения большинством c учетом интересов меньшинства.

Диктатура — безраздельная поли­тическая, экономическая и идеологическая власть, не ограниченная зако­ном и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе с лидером).

Динамизм права — свойство права, характеризующее его способность изменяться адекватно изменившимся об­щественным отношениям, реагировать на появление новых или прекращение отживших социальных связей в раз­личных сферах жизнедеятельности.

Диспозитивный метод правового регулирования — разновидность правового воздействия, связанная c равно­правием сторон, координацией, осно­ванная на дозволениях.

Диспозиция правовой нормы — ос­новной элемент нормы права, опреде­ляющий модель поведения субъектов c помощью установления прав и обязан­ностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фак­тов.

Догма права (специально-юридическая теория) — наиболее стабильная, неизменная часть общей теории права, изучающая его c позиции специально-юридических свойств и проявлений.

Договор нормативный — самостоя­тельная форма права, выражающаяся в соглашении между правотворческими субъектами, в результате которого воз­никает новая норма права (например, Федеративный договор 1992 г.).

Дозволение правовое — предостав­ляемая нормами права возможность субъекту самостоятельно действовать по осуществлению собственных инте­ресов.

Доктринальное толкование норм права — наиболее глубокое и аргументированное разъяснение смысла право­вых норм учеными-юристами, выра­жающееся в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п.

Дуалистическая монархия — раз­новидность ограниченной монархии, при которой власть монарха ограниче­на конституцией, но монарх и формально, и еще более фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества.

Единоначалие — форма организации управления, при которой во главе соответствующего государственного ор­гана, учреждения или предприятия стоит одно лицо, правомочное прини­мать юридически обязательные реше­ния.

Естественное право — совокупность неотъемлемых прав и свобод, обуслов­ленных естественной природой челове­ка и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.

Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и ре­гулирующий наиболее важные общест­венные отношения.

Законность — система требований, направленных на соблюдение всеми субъектами права законов и подзакон­ных актов.

Законный интерес — отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выра­жающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетент­ным органам — в целях удовлетворения своих потребностей, не противоре­чащих общественным.

Законодательная инициатива — право внести предложение об издании закона и соответствующий законопро­ект в законодательный орган, которое порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект (но принять или откло­нить его — право законодателя).

Законодательная оговорка — имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявле­ние, положение), которое частично изменяет содержание или объем действия нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой согласова­ния интересов и порождает определен­ные юридические последствия.

Законодательная власть — избран­ные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия за­конов.

Законодательство — система дей­ствующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов. Законопроект — текст предлагае­мого к принятию закона, подготовлен­ный в соответствии c установленной законодательной процедурой для внесе­ния на рассмотрение законодательного органа или на референдум.

Законотворческий процесс — установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламен­тирующий порядок деятельности зако­нодательного органа государства по вы­работке, принятию и изданию законов. Запрет — способ правового регули­рования, требующий воздержания от совершения определенных социально-вредных, правонарушаемых действий. Злоупотребление правом — использование субъективного права в противоречии c его социальным назна­чением, влекущее за собой нарушение охраняемых законом личных, общест­венных либо государственных инте­ресов.

Императивный метод правового регулирования — способ правового воздействия, связанный c властными пред­писаниями, субординацией, основан­ный на запретах, обязанностях, наказа­нии.

Индивидуально-правовое регули­рование — поднормативное персонифицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в конкретных жизненных обстоятельст­вах c целью побудить их совершить предусмотренные нормами права соци­ально-ценные действия.

Инкорпорация — форма систематизации законодательства, совершаемая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраня­ет свое самостоятельное юридическое значение.

Институт права — упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Иск — юридическое средство защи­ты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом инте­реса.

Исполнительная власть — назна­чаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые за­коны и осуществлять оперативно-хо­зяйственную деятельность.

Использование права — форма реа­лизации права, связанная c осуществлением субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, пользы, ценности.

Исполнение права — форма реали­зации права, связанная c выполнением активных обязанностей, строго опреде­ленных в законе действий в интересах управомоченной стороны.

Историческо-политическое толко­вание норм права — способ разъяснения смысла правовых норм, осущест­вляемый c помощью анализа конкрет­но-исторических и политических усло­вий принятия данного предписания.

Источник права в идеологическом смысле — причины возникновения правовых норм, связанные c различны­ми правовыми идеями, представления­ми, мнениями, учениями, доктринами, правосознанием.

Источник права в материальном смысле — причины возникновения правовых норм, связанные c материаль­ными условиями жизни общества, фор­мами собственности, интересами и по­требностями людей.

Источник права в юридическом смыс­ле — см. Форма права.

Казуальное толкование — разъяс­нение смысла правовой нормы, обяза­тельное только для данного конкретно­го случая.

Казус — случайное действие, кото­рое (в отличие от умышленного или не­осторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юри­дической ответственности.

Каноническое право — система нормативных предписаний, принимаемых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулиру­ющих отношения внутри церковной ор­ганизации, а также некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.

Качество закона — совокупность социально-экономических, политичес­ких и юридических свойств, обусловли­вающих пригодность закона удовлетво­рять определенные потребности обще­ства, государства или отдельной лич­ности соответственно природе права.

Квалификация правовая — юри­дическая оценка деяния, основанная на соответствующих нормативных пред­писаниях.

Кворум — установленное законом или уставом количество присутствую­щим на определенном мероприятии, считающееся обязательным условием для признания его решений действи­тельными и юридически значимыми.

Кодекс — систематизированный, единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законо­дательный акт прямого действия, регу­лирующий определенную область общественных отношений.

Кодификация — разновидность сис­тематизации законодательства, объединение нормативных актов в единый, ло­гически цельный законодательный акт.

Коллизии юридические — противо­речия между правовыми нормами и актами, регулирующими одни и те же об­щественные отношения.

Компетенция — совокупность за­конодательно закрепленных полномо­чий (прав и обязанностей), предостав­ленных конкретному органу или долж­ностному лицу в целях надлежащего выполнения ими определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответ­ствующих функций.

Конкретизация норм права — мыс­лительная операция, осуществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в «привязке» правовой нормы к конкретным условиям нормативной регламен­тации общественных отношений, в ре­зультате чего создается новая норма права (меньше конкретизируемой по объему, но шире — по содержанию).

Консолидация — разновидность систематизации законодательства, объ­единение нормативных актов без изме­нения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоя­тельное юридическое значение.

Конституция — основной закон (закон законов) государства и общества, обладающий наивысшей (абсолют­ной) юридической силой, закрепляю­щий фундаментальные начала общественного и государственного устрой­ства, форму правления, принципы взаимоотношения личности и государ­ства.

Конфедерация — форма союза

(объединения) государств при сохране­нии их независимости и международной правосубъектности, c созданием объединенных органов для координации действий.

Лоббизм — форма влияния «групп давления* на управленческие решения в процессе правотворчества и правопри­менения c целью удовлетворения инте­ресов определенных социальных струк­тур.

Логическое толкование норм пра­ва — способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый c использо­ванием законов и правил логики.

Легальность власти — юридичес­кое обоснование власти, соответствие действий государственных органов су­ществующему в стране законодатель­ству.

Легитимность власти — качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в доброволь­ном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Локальный нормативный акт — нормативный акт, который принимается администрацией предприятий, уч­реждений и организаций и который на­правлен на урегулирование внутрикол-лективных отношений в пределах дан­ной структуры.

Льгота правовая — правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять соб­ственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в ос­вобождении от обязанностей.

Материальное право — совокуп­ность правовых норм, институтов, под отраслей и отраслей, c помощью кото­рых государство оказывает прямое воздействие на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) возможности и необходимости по удовлетворению их материальных (а не процессуальных) ин­тересов.

Меры защиты — разновидность правового принуждения, представляю­щего собой деятельность по обеспече­нию исполнения юридической обязан­ности, защиту права.

Метод теории государства и пра­ва — совокупность приемов, принци­пов, средств, c помощью которых пости­гается предмет теории государства и права, получаются новые знания.

Метод правового регулирования

совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

Механизм правового регулирования — система юридических средств организованных наиболее последова­тельным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Монархия — форма государствен­ного правления, при которой власть передастся по наследству, осуществля­ется бессрочно и не зависит от избира­телей.

Мораль — система норм и принци­пов, регулирующих поведение людей c позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного ит.п.

Мотив поведения — внутреннее по­буждение лица к совершенному им дея­нию, причина поступка.

Наказание правовое — форма и мера юридического осуждения (пори­цания) виновного, противоправного по­ведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Неофициальное толкование — разъ­яснение смысла правовых норм органа­ми или отдельными лицами no своей инициативе, не влекущее юридических последствий.

Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общест­венных отношений.

Нормативное толкование — разъ­яснение смысла правовых норм, имеющее общее значение (распространяю­щееся на большой круг лиц и случаев).

Нормативность - признак права, выражающий собой в концентрированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную об­щность действия правовых предписа­ний.

Обратная сила закона — распро­странение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу.

Общественный порядок — состоя­ние урегулированности общественных отношений, которое достигается c по­мощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Общество — совокупность истори­чески сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смыс­ле); исторически конкретный тип соци­альной системы, определенная форма общественных отношений (в узком смысле).

Объект правоотношения — то, на что направлены права и обязашІости субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты опреде­ленных действий).

Объективно противоправное дея­ние — действие либо бездействие, сходное по своим объективным признакам c правонарушением, но совершенное невиновно, т.е. субъективно было направлено на достижение правомерных целей.

Обыденное толкование — неофи­циальное разъяснение смысла правовых норм на основе обыденной практи­ки и житейского опыта.

Обычай правовой — исторически сложившееся правило поведения, со­держащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате много­кратного применения, приводящее к правовым последствиям.

Обязанность юридическая — мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения ин­тересов управомоченного лица.

Ограничение правовое — правовое сдерживание противозаконного дея­ния, создающее условия для удовлетво­рения интересов контрсубъекта и обще­ственных интересов в охране и защите.

Ограничительное толкование норм права — разъяснение содержания пра­вовой нормы, когда действительный смысл предписания уже ее текстуаль­ного выражения.

Ответственность юридическая — не­обходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения, выра­жающимся в виде мер личного, имущественного и организационного харак­тера.

Отклоняющееся (девиантное) пове­дение — деяния индивидов или групп лиц, характеризующееся несоответстви­ем сложившимся в обществе социаль­ным ожиданиям, моральным и иным правилам поведения.

Относительное правоотношение — разновидность правоотношения, в котором индивидуализированы (поименно известны, персонифицированы) обе его стороны.

Отрасль права — упорядоченная совокупность юридических норм, регу­лирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

Парламентская республика — раз­новидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что парламент является полновласт­ным органом, который формирует по­литически ответственное перед ним

правительство и избирает (непосредст­венно или же в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющего­ся лишь главой государства, но не ис­полнительной власти.

Подзаконный нормативный акт — изданный на основе и во исполнение за­конов акт, содержащий юридические нормы.

Политика — искусство управления обществом, характеризует отношения по поводу власти между классами, пар­тиями, этническими и другими соци­альными группами, определяющие формы и содержание деятельности го­сударства, c одной стороны, и народом — с другой.

Политическая система общества — упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность инсти­тутов (государственных органов, политических партий, движений, общест­венных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политичес­кая власть.

Политический режим — система методов, приемов и средств, c помощью которых осуществляется политическая власть и определяется политическая система данного общества.

Полномочие — комплекс прав и обязанностей, предоставленный субъекту в соответствии c занимаемой долж­ностью для разрешения какого-либо во­проса.

Поощрение правовое — форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждает­ся, для него наступают благоприятные последствия.

Полу президентская республика — разновидность республиканской формы правления, при которой элементы пре­зидентской республики сочетаются c элементами парламентской респуб­лики.

Право — система общеобязатель­ных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные ин­тересы общества, классов и т.п.), уста­навливаемых и обеспечиваемых госу­дарством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Правовая культура личности — зна­ние и понимание права, а также дейст­вия в соответствии c ним.

Правовая культура общества — уровень правосознания и правовой ак­тивности общества, степень прогрессив­ности юридических норм и юридичес­кой деятельности.

Правовая политика — деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юри­дических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспече­ние прав и свобод человека и граждани­на, укрепление законности и правопо­рядка, формирование правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.

Правовая психология — совокуп­ность переживаний, чувств, настро­ений, эмоций, в которых отражается отношение людей к действующему и же­лаемому праву.

Правовая семья — совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формиро­вания.

Правовая система общества — кон­кретно-историческая совокупность права, юридической практики и господ­ствующей правовой идеологии отдель­ного государства.

Правовое государство — организа­ция политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспече­ния прав и свобод человека и граждани­на, а также для наиболее последова­тельного связывания c помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Правовые средства — юридичес­кие инструменты (явления), c помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается дости­жение поставленных целей.

Правомочие — предусмотренная в нормах права и обеспеченная государством возможность участника правоотно­шения осуществлять определенные деяния или требовать соответствующе­го поведения от других участников кон­кретного правоотношения.

Правомерное поведение — деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

Правонарушение — виновное, про­тивоправное, общественно опасное дея­ние (действие либо бездействие) субъек­та, причиняющее вред интересам обще­ства, государства, личности.

Правоотношение — общественное отношение, урегулированное нормами права и участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязаннос­тями.

Правоположения юридической практики — сформулированные в ходе разрешения юридических дел правила (образцы, примеры) наиболее целесообраз­ного и эффективного применения норм права, которые могут и должны исполь­зовать компетентные субъекты при разрешении юридических дел данного рода.

Правопорядок — система общест­венных отношений, в которой поведе­ние субъектов является правомерным; состояние урегулированности социаль­ных связей.

Правосознание — совокупность чувств, эмоций, представлений, идей, взглядов, в которых отражается отно­шение людей к действующему и желае­мому права.

Правопреемство — изменение в субъ­ектном составе правоотношений, при котором субъективные права и юридичес­кие обязанности переходят от одного субъекта к другому.

Правосубъектность — признавае­мая и обеспечиваемая государством способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а

также лично своими действиями осу­ществлять их в правоотношении.

Правоспособность — способность лица иметь субъективные права и юри­дические обязанности.

Правотворчество — деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) по принятию, изме­нению и отмене юридических норм.

Практика юридическая — деятель­ность компетентных субъектов по при­нятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве c накопленным социально-правовым опытом.

Предмет правового регулирования — те общественные отношения, соци­альные связи, которые право упорядо­чивает.

Предписание правовое — властное веление, выражающее государственную волю, выступающее регулятором общественных отношений путем фор­мулирования общеобязательного или индивидуального юридического прави­ла поведения для соответствующих субъектов права.

Представительство - правовое средство, c помощью которого одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия высту­пает от имени другого (представляемо­го), непосредственно создавая (изме­няя, прекращая) для него права и обязанности.

Президентская республика — раз­новидность республиканской формы государственного правления, в которой верховная власть принадлежит президенту как главе государства, избирае­мому всенародным голосованием (либо парламентом или же особым институ­том) и выступающим в системе разделе­ния властей субъектом координации всех ветвей государственной власти.

Презумпция — факт, существова­ние или отсутствие которого предпола­гается установленным (не установленным), поскольку доказаны другие, находящиеся c ним в связи, факты.

Презумпция невиновности — за­крепленное в праве предположение, со­гласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном за­коном порядке и установлена вступив­шим в законную силу приговором суда. Преступление — виновно совер­шенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодатель­ством под угрозой наказания.

Прецедент юридический — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, кото­рому придается сила нормы права и ко­торым руководствуются при разреше­нии схожих дел.

Преюдициалъность — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором суда по ка­кому-либо другому делу.

Применение права — властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридическо­го дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.

Принципы права — основные, ис­ходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфи­ческого социального регулятора.

Распространительное (расширительное) толкование — разъяснение содержания юридических норм, когда действительный смысл нормы шире ее текстуального выражения.

Реализация права — претворение правовых предписаний в поведении участников правоотношений, факти­ческое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполне­ния обязанностей, использования прав и применения юридических норм.

Регулирование правовое — осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения c целью их упорядо­чения.

Режим правовой — особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желае­мое социальное состояние и конкрет­ную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Реквизиция — принудительное изъ­ятие имущества у собственника в госу­дарственных или общественных инте­ресах c выплатой его стоимости.

Рекомендательный метод правового регулирования — разновидность правового воздействия, связанная c со­ветом по осуществлению конкретного желательного для общества и государ­ства поведения.

Республика — форма государственного правления, характеризующаяся выборностью власти на определенный срок и зависимостью от избирателей.

Референдум — принятие важного государственного решения путем всена­родного голосования.

Рецепция права — возрождение и использование в организации и осуществлении правового регулирования отечественного и мирового опыта юриспруденции, правовых ценностей и принципов, достижений политико-пра­вовой науки прошлого в научных исследованиях, в законодательстве и юридической практике.

Санкция правовой нормы — эле­мент нормы права, предусматривающий неблагоприятные (негативные) либо благоприятные (позитивные) пос­ледствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Свод законов — сведенные в одно издание и расположенные в определен­ном порядке действующие норматив­ные акты, сборники законодательства.

Символ правовой — установлен­ный в правовых предписаниях внешний условный замещающий знак (материальный предмет), выражающий определенные сведения о другом явлении или предмете и понятный окружаю­щим (флаг; герб, гимн — символы государства).

Система права — внутренняя струк­тура права, состоящая из взаимосогласо­ванных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Систематизация законодательства — деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования ими.

Систематический способ толкования — разъяснение смысла правовой нормы c помощью анализа системных связей данной нормы c другими нормами, выявления места и роли конкретно­го правила поведения в иерархии право­вых предписаний.

Соблюдение права — форма реализации норм права, связанная c осуществление запретов, от нарушения кото­рых субъект должен воздерживаться.

Событие — такой юридический факт (жизненное обстоятельство), который не зависит от сознания и воли людей.

Социальные нормы — правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений.

Способы толкования — совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм.

Статья нормативного акта — форма выражения (изложения) нормы права, содержащая в различной степе­ни ее элементы.

Статус субъекта — юридически за­крепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной сис­теме его прав и обязанностей.

Стимул правовой — правовое побуждение к законопослушному поведе­нию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Структура нормы права — упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функцио­нальную самостоятельность.

Субсидиарное применение норм права — разрешение юридического дела в ситуации, когда правоприменительный орган применяет в силу отсутствия правовой нормы норму смежной отрасли права.

Субъекты права — участники пра­вовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъективное право — мера юри­дически возможного поведения, позво­ляющая субъекту удовлетворять его собственные интересы.

Сфера правового регулирования — система общественных отношений, урегулированных правом либо подлежа­щих правовому регулированию.

Техника юридическая — система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффектив­ности.

Технические нормы — правила наиболее рационального обращения людей c орудиями труда и предметами природы.

общая направленность правового регулирования общественных отношений, выражающая специфику лежащего в основании его способа правового регулирования (дозволения, обязывания, запрета) либо различных вариантов сочетания этих способов.

Типология государства и права — их специфическая классификация, проводимая в зависимости от социально-экономических и технико-юридических факторов.

Толкование права — деятельность, направленная на установление содержания юридических норм.

Унитарное государство — простое, единое государство, части которого являются административно-территори­альными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета (здесь существует единая система высших органов и единая система законодательства).

Фактический состав — совокупность юридических фактов, необходи­мых для наступления определенных юридических последствий.

Федеративное государство — сложное, союзное государство, части которо­го являются государственными образо­ваниями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности (в нем наряду c высшими федеральными органами и федеральным законо­дательством существуют высшие орга­ны и законодательство субъектов феде­рации).

Физическое лицо — индивид, выступающий в правоотношениях носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Фикция правовая — несуществую­щее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

Форма государства — способ орга­низации политической власти, охваты­вающий форму государственного прав­ления, форму государственного устрой­ства и государственно-правовой режим.

Форма государственного правления - элемент формы государства, характеризующий организацию верхов­ной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения c населением.

Форма государственного устройства — элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политическо­го и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства c органами его составных частей.

Форма права — способ выражения вовне государственной воли, объективирования юридических правил пове­дения.

Функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Функции права — основные на­правления правового воздействия, вы­ражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Ценность права — реальная положительная значимость права как специфического социального регулятора для осуществления интересов общества, государства, различных групп и ин­дивидов.

Эффективность права — соотношение между результатами действия правовых норм и теми социальными целя­ми, для достижения которых они были приняты.

Юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридический факт — такое жизненное обстоятельство, c которым норма права связывает наступление определенных юридических последствий.

Юридические последствия — реальный результат действия правового акта, выражающийся в приобретении субъектами прав и несении обязанностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: