Понятие и система источников права

Тема. Источники права.

  1. Понятие и система источников права.
  2. Понятие и классификация законов
  3. Подзаконные нормативно-правовые акты и их виды
  4. Пределы действия нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
  5. Систематизация нормативно-правовых актов

Рассматриваются, как тождественные. Источники права по своему содержанию является более широким, чем понятие нормы права. Сам термин источник права. Достаточно многогранен и имеет различные смысловые оттенки.
*Источник – начало*

Источник права можно рассматривать в материальном аспекте. В этом случае в таком подходе, под источником права понимает материальные, экономические условия жизни общества, уровень экономического развития данного общества, сам тип экономики (экономическая модель)

Второй аспект, это идеальные аспект. Под источником права будем понимать общественное сознание.

Источник права в идеологическом смысле, в этом случае под источником права, понимается идеология данного общества. Определенная совокупность взглядов, идей, концепций, которая в данном обществе существует.

Источник права в политическом аспекте, в этом случае под источником права понимается властная государственная воля.

Источник права в историческом аспекте, в этом случае под источниками права понимаются памятники права на которых базируется современная правовая модель.

Источник права можно рассматривать в формально юридическом смысле, в этом случае под источником права понимаются формы внешнего выражения и закрепления позитивного права. Только в этом случае понятие форма права и источник права совпадают и являются тождественными.

Традиционно в юридической литературе выделяют: классические формальные источники права:

- правовой обычай

- правовой прецедент

- договор с нормативным содержанием: нормативно правовой договор

- нормативно правовой акт

Дополнительные источники:

- религиозные тексты, которые являются в теократическом обществе основными

- правовая доктрина – определенные взгляды, идеи, высказывания выдающихся юристов, которые могут быть положены в основу правового регулирования. В современном мире правовая доктрина используется не так часто.

Источники права традиционные: (характеристика)

  1. Правовой обычай- это исторически сложившейся правило поведение людей в обществе, которое признается государством в качестве непосредственной формы правового регулирования. В современной правовой системы, обычай, как правило имеет не достаточно не большое применение.
  2. Правовой прецедент – это решение суда или иного юрисдикционного органа, по конкретному юридическому делу, которое в дальнейшем становится обязательным при разрешении другими органами аналогичных дел. Различают два вида: судебный прецедент(решение суда) и административный прецедент(решение вне судебного юрисдикционного органа). Как источник права прецедент с формулировался в англосаксонской правовой семье ив ней он был доминирующий. Прецедент не любое судебное решение, а только для выше стоящих или для судов равной юрисдикции. Прецедент более гибок, прецедент отменить нельзя
  3. Нормативно правовой договор

Договор – это соглашение двух или более субъектов по определенным вопросам. Источником права выступает такой договор, которые имеет обязательное значение не только для сторон его договора, но и для третьих лиц. К числу нормативных договор можно отнести: союзный договор, т.е. образовании федеративного государства; федеративные договоры, т.е. договор о разграничении предметов ведений и полномочий; компетенционный договор – договор о взаимном делегировании полномочий; локальные договоры - коллективный договор, т.е. договор заключается между администрация предприятия и профсоюзной организации.

  1. Нормативно правовой акт – это официальный юридический документ, принимаемый по установленной процедуре специально уполномоченными органами власти с целью регулирования общественных отношений устанавливающий, отменяющий, изменяющий нормы права, действия которого обеспечивается силой государственного принуждения.

В русском языке акт имеет два значения: действие и документ*

Признаки, характеризующие нормативно правовой акт:

  1. Всегда официальный юридический документ – документ, который действует в правовой сфере.
  2. Документ нормативен – либо устанавливает, либо изменяет, либо отменяет нормы права.
  3. Нормативно правовой акт, всегда исходит от государства – в этом акте всегда находит свое закрепление властная государственная воля. Принимать нормативно-правовые акты могут только уполномоченные властно государственные субъекты.
  4. Нормативно правовой акт - это такой документ, который обладает юридической силой. Юридическая сила нормативно правового акта – понимается степень способности этого акта быть регулятором общественных отношений. Юридическая сила акта определяется местом субъекта правотворчества в иерархии механизма государственной власти.
  5. Нормативно правовой акт всегда принимается в особом порядке, т.е. порядке определенном самим государством. Этот порядок называется процедура правотворчества. Она складывается: 1. Правотворческая инициатива, она выражается в том, что в правотворческий орган вносится проект нормативно правового акта. 2. Оценка содержания этого акта. 3. Принятие нормативно правового акта 4. Промульгация – введение акта в действие.
  6. Каждый нормативно правовой акт всегда имеет формально определенный характер акт имеет строго определенную, точную, конкретную, только ему присущую форму внешнего выражения.
  7. Действие акта обеспечивается силой государственного принуждения.

Виды нормативно правовых акт:

  1. В зависимости от сроков действия, подразделяются на постоянные и временные.
  2. От территориального масштаба действия, бывают общегосударственные, межрегиональные, региональные, местные, локальные.
  3. С принципом федерализма: федеральные акты и субъектов федерации.

Основная классификация проводится в зависимости от их юридической силы, по этому критерии их можно разделить на законы и подзаконные нормативно правовые акты.

  1. Понятия и квалификация законов.

Закон – это принимаемый в особом порядке представительными органами государственной власти или непосредственно народом, с целью регулирования наиболее значимых общественных отношений, нормативно правой акт обладающий высшей юридической силой, действие которого обеспечивается силой государственного принуждения.

1. Закон - это основной нормативно правовой акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения.

2. Принимать законы могут только специально уполномоченные субъекты. Это в первую очередь сам источник власти – народ. Либо закон может приниматься представительными органами – парламентом.

3. Существует особая процедура, более усложненный. Законодательная инициатива, в парламент вносится проект закона. Происходит в трех чтениях: 1 чтение- определение необходимости принятия данного закона; 2 чтение – содержательное рассмотрение закона, где происходит его принятие по каждому пункту. Направляется обратно в комиссию соответствующего органа на доработку.3 чтение – закон принимается в окончательном виде, принимается простым большинством голосов. Дальше на промульгацию, для обнародования.

4. Закон обладает высшей юридической силой, это означает что все иные нормативные акты, должны приниматься в строгом соответствии с законом, на основе закона, во исполнении закона и не могут закону противоречить.

5. Действие закона обеспечивается силой государственного принуждения.

Квалификация закона:

  1. По их юридической силе.

- Конституция – «закон законов». Закрепляет принципиальные основы, начала правового регулирования.

- Законы, принимаемые в порядке референдума, т.к. исходят не посредственно от источника власти

- Конституционные законы. Для конституционных законов особый порядок принятия, он заключается в том, что необходимо не простое, а квалифицированное число голосов 2/3. Президент РФ на конституционные законы вето наложить не может.

- Обыкновенные законы.

По степени устойчивости:
Кодифицированные – наиболее полно и системно регулируют сферу общественных отношений и поэтому они в меньшей степени подвержены изменениям: поправкам, пересмотрам.

Текущие законы, это все иные, которые не являются кодифицированными.

2. По характеру воздействия

Органические, текущие и чрезвычайные

Органические – важная часть, без них существовать не может


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: