Итоговая государственная аттестация – 2013

Список использованной литературы.

Заключение.

Функции и цели юридической ответственности.

Активная роль юридической ответственности в правовой жизни общества

выражается в его функциях, т.е. в основных направлениях их воздействия на

поведение людей. Различают три основных функции юридической

ответственности:

репрессивно-карательную (посредством применения особых мер государственного принуждения например, уголовной ответственности за совершенное правонарушение в реализации принципа неотвратимости наказания как возмездия и устрашения. Эта функция сохраняет большое значение, особенно в борьбе с наиболее опасными преступлениями, рецидивной преступностью.

предупредительно-воспитательную (посредством применения мер принудительно-воспитательного характера, предусмотренных, например КоАП.

Воспитательная функция усиливается, если выносится общественное порицание, т.к. оно отражает отношение самого общества (коллектива) к

правонарушителю).

Правовосстановительную и компенсационная (посредством восстановления

нарушенных прав граждан и возмещение убытков, в результате возникших

вследствие нарушения гражданско-правовой обязанности. Осуществляется,

например, применением ГК РФ).

Анализируя вышеизложенные материалы курсовой работы, можно определить две главные цели юридической ответственности.

- защита правопорядка (а так же защита интересов личности, общества и

государства). Так как только в условиях стабильного правопорядка эффективно

функционирует экономика, достигается гармония в действиях исполнительной,

законодательной и судебной властей, активно осуществляется деятельность

различных общественных и частных организаций, реально гарантируется

свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальных и духовные потребности.

Воспитание граждан в духе уважения к праву (включает знания действующего

права путем применения юридической ответственности, и ее принципов и

требований, но сводится к нему. Не менее важен здесь оценочный момент и

поведенческие установки, существенное влияние на которые оказывают

политическое сознание и мораль, а также общественная психология,

исторические традиции, сложившийся образ жизни и др.).[28][37]

В ходе исследования темы курсовой работы я пришел к следующим основным выводам:

Юридическая ответственность – это сложное социальное явление. Она наступает в результате нарушения предписаний правовых норм, и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Важным признаком юридической ответственности является то, что она определяется государством и применяется его компетентными органами.

Основанием юридической ответственности является правонарушение. Если

поведение субъекта не подпадает под признаки правонарушения, то данное лицо не подлежит юридической ответственности.

Субъектной предпосылкой юридической ответственности в любом ее значении

является свобода воли. Без свободы воли нет вины, без вины нет

ответственности за противоправное деяние. Еще Ф. Энгельс считал,

что «человек только в том случае несет ответственность за свои поступки,

если он совершил их, обладая полной свободой воли». Нельзя винить лицо

лишенное свободы воли. Нельзя невиновного считать ответственным.

В теории права различают четыре основных вида юридической ответственности за правонарушение: дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную. Каждый вид правонарушений порождает соответствующий ему вид юридической ответственности.

Роль юридической ответственности, в основном, сводится к воплощению в

общественной жизни трех основных ее направлений: репрессивно-карательной,

предупредительно-воспитательной и правовосстановительно-компенсационной.

При этом восстановительная, карательная и воспитательная (превентивная)

функции юридической ответственности выполняются не раздельно, а в

совокупности.

Главными целями юридической ответственности необходимо считать защиту

правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву. Уважительное

отношение к закону и праву должно стать личным убеждением каждого человека.

В этом воспитательном процессе свое слово должны сказать школа, трудовые

коллективы, общественные организации, церковь и др.

Я считаю, что нужна постоянная работа по совершенствованию системы

применения юридической ответственности, по повышению ее эффективности

(методы убеждения, меры общественного воздействия), с тем, чтобы успешно

решить задачу искоренение преступности в России. Она будет стимулировать

надлежащее исполнение гражданами правовых обязанностей, являясь, таким

образом средством предупреждения правонарушений в будущем.

Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации.- 1993.- 25 декабря

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 года)

Гражданский кодекс Российский Федерации.: Ч.1.,Ч. 2 от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2007 г.)

Кодекс Российской Федерации от административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 года)

Литература:

Основы государства и права: учебное пособие/ под. ред. О.Е. Кутафина.- М.: Юристъ, 2002.- 458 с.

Пиголкин, А.С. Теория государства и права: учебник/ А.С. Пиголкин.- М.: Юрайт, 2006.- 613 с.

Юридическая энциклопедия/ под. ред. М.Ю. Тихомирова.- М.: 2007.- 972с.

Юридический словарь/ под. ред. А.Н. Азрилияна.- М.: Институт новой экономики.- 2007.- 1152 с.

Большой юридический словарь/ под ред. А.Я. Сухарева.- М.: ИНФРА-М.- 2006.- 858 с.

Липинский, Д.А. Об актах применения конституционной ответственности./Д.А. Липинский// Юридический мир.- 2006.- № 7.- 22-25

Липинский, Д.А. О системе права и видах юридической ответственности/Д.А. Липинский//Правоведение.- 2003.- № 2.- с.27-37

Малеин, Н.С. Неотвратимость и индивидуализация ответственности/ Н.С. Малеин// Советское государство и право.- 1982.- № 11.- с.50-58

Малеин, Н.С. Современные проблемы юридической ответственности/ Н.С. Малеин// Государство и право.- 1994.- № 6.- с.23-32

Назаров, Б.Л. О юридическом аспекте позитивной социальной ответственности/ Б.Л.Назаров// Советское государство и право.- 1981.- № 10.- с.29-38

Сергеев, А.А. Проблемы конституционно-правовой ответственности выборных лиц государственной власти и местного самоуправления/ А.А. Сергеев// Правоведение.- 2003.- № 3.- с. 55-65.

Шкарупета, Т. Юридическая ответственность руководителя организации. Шкарупета// Финансовая газета.-2006.- 31 августа.


[1] Конституция Российской Федерации.- 1993.- 25 декабря

[2] Хропанюк В.Н. Теория государства и права.

[3] Теория государства и права. Под ред. А.М. Васильева. 2006

[4] Конституция Российской Федерации.- 1993.- 25 декабря

[5]Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 года)

[6]Конституция Российской Федерации.- 1993.- 25 декабря

[7]Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 года)

[8]Конституция Российской Федерации.- 1993.- 25 декабря

[9]Конституция Российской Федерации.- 1993.- 25 декабря

[10] Конституция Российской Федерации.- 1993.- 25 декабря

[11]Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 года)

[12]Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 года)

[13] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 года)

[14] Кодекс Российской Федерации от административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 года)гл. с 5-14

[15] Кодекс Российской Федерации от административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 года)ст.24

[16] Гражданский кодекс Российский Федерации.: Ч. 1 от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2007 г.)/. Часть 1.ст.321-326

[17] Гражданский кодекс Российский Федерации.: Ч. 2 от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2007 г.)/. Часть 1.ст.321-326

[18] Гражданский кодекс Российский Федерации.: Ч. 2 от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2007 г.)/. Часть 1.ст.399

[19] Конституция Российской Федерации// Российская газета.- 1993.- 25 декабря., ст.19

[20] Конституция Российской Федерации// Российская газета.- 1993.- 25 декабря., ст.49

[21] Конституция Российской Федерации// Российская газета.- 1993.- 25 декабря., ст.49

[22] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 1996 года ст.77, ч.2

[23] Конституция Российской Федерации// Российская газета.- 1993.- 25 декабря., ст.46

[24] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 года), раздел 7-12, гл.16-34.

[25] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 года), ст.77

[26] Шеенков О.А. Защита прав человека в погонах – одна из важнейших функций уполномоченного по правам человека. Право в вооруженных силах. – 2001. - №2. – с.26-29.

[27] Авакъян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М.: 2001.

[28] Авакъян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М.: 2001.

[29] Липинский, Д.А. О системе права и видах юридической ответственности//Правоведение.- 2003.- № 2.- с.27-37

[30] Иванов, А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы/ А.А. Иванов//Государство и право. № 6.- 2003.- с. 67

[31] Егоров, В.С. Теоретические вопросы освобождения от ответственности: учеб.-метод. Пособие 2002.- 279 с.

[32] Конституция Российской Федерации// Российская газета.- 1993.- 25 декабря. - С. 9-10

[33] Егоров, В.С. Теоретические вопросы освобождения от ответственности: учеб.-метод. Пособие 2002.- 279 с.

[34] Большой юридический словарь/ под ред. А.Я. Сухарева.- М.: ИНФРА-М.- 2006.- 858 с.

[35] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 года)

[36] Большой юридический словарь/ под ред. А.Я. Сухарева.- М.: ИНФРА-М.- 2006.- 858 с.

[37] Духно, Н.А. Цели юридической ответственности/ Н.А. Духно, В.И. Ивакин // Государство и право.- 2000.- № 6 - С. 14

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

  1. Предмет и методы Теории государства и права.

Предметом учебной дисциплины является та область знаний, которая исследуется в данной дисциплине.

Предметом Теории государства и права являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

При этом:

1) Изучаются только те государственно-правовые явления, которые окончательно сформированы и остаются неизменными в течение длительного времени, то есть закономерности;

2) Как теоретическая дисциплина, Теория государства и права изучает позиции различных научных школ при характеристике тех или иных государственно-правовых явлений; при этом предпочтение тем или иным научным школам не отдаётся;

3) Теория государства и права является фундаментальной юридической дисциплиной, так как она обеспечивает знание основных понятий, юридических конструкций и составов, юридических принципов и юридической техники;

4) Государство и право, как общественные явления, изучаются совместно, так как они взаимообусловлены – с одной стороны государство обладает прерогативой по изданию правовых норм, а с другой – государство в своей деятельности руководствуется строго установленными правовыми предписаниями;

5) Государство изучается как явление юридическое – изучается его природа, порядок и структура формирования государственных органов, их функции.

Теория государства и права, как учебная дисциплина, изучается с помощью определённых методов, то есть приёмов, способов и средств, которые составляют методологию Теории государства и права.

Методы теории государства и права подразделяются на 3 группы:

1) Общенаучные (общетеоретические) - метод диалектики, метод сравнения, логические приёмы (анализ, синтез, гипотеза), законы философии;

2) Частно-научные – математический метод, социологический метод, статистический метод;

3) Специальные (используются только в правоведении) – метод сравнительного правоведения, способы толкования права, способы преодоления пробелов в праве, способы устранения коллизий в праве, формально-юридический метод.

  1. Теория государства и права в системе юридических наук. Функции теории государства и права.

Место теории государства и права в системе юридических наук определяется следующими факторами:

1) Теория государства и права тесно связана с историко-правовыми дисциплинами (История отечественного государства и права, История государства и права зарубежных стран, Римское право, История политико-правовых учений).

Благодаря исторических дисциплинам выявляются общие закономерности государственно-правового развития, а в курсе Теории государства и права осуществляются крупные обобщения.

2) Теория государства и права является базовой дисциплиной по отношению к отраслевым юридическим дисциплинам (Конституционное право, Уголовное право, Гражданское право, Административное право, Международное право).

Теория государства и права формирует понятийный аппарат.

3) Теория государства и права составляет методологическую основу для изучения специальных (прикладных) дисциплин (Криминалистика, Судебная медицина, Юридическая психология).

В рамках Теории государства и права изучаются юридические процессы в целом, благодаря чему определяется место специальных знаний в нём.

4) Теория государства и права занимает центральное место в системе теоретических дисциплин (Философия права, Политология, Социология) – Теория государства и права выражает позиции ведущих школ правоведения на различные государственно-правовые явления. То есть в рамках данного курса формируются представления о многообразии научных взглядов на существующие закономерности.

Функции Теории государства и права – это основные направления изучения дисциплины, исходя из задач, которые перед ней стоят.

Различают следующие функции Теории государства и права:

1) Мировоззренческая функция – Теория государства и права значительным образом расширяет знания в области государства и права;

2) Познавательная функция – Теория государства и права позволяет расширить знания в рамках уже существующих, раннее узнанных понятий, категорий;

3) Практическая функция – Теория государства и права формирует систему критериев для оценки реальной действительности;

4) Воспитательная функция – Теория государства и права воспитывает чувство уважения к праву, к его возможностям по обеспечению прав и свобод человека, правопорядка;

5) Эвристическая функция – Теория государства и права позволяет сделать открытия локального и глобального характера;

6) Прогностическая функция – Теория государства и права позволяет выработать гипотезы по поводу развития тех или иных государственно-правовых явлений.

  1. Происхождение и ранние формы государства.

В своей эволюции, от первобытного состояния к государственной организации, человеческая общность прошла через ряд этапов. Причём, это движение прослеживалось по различным направлениям.

Социальная эволюция включает в себя следующие виды организации (формы государства):

1) Матриархат;

2) Патриархат – формируется парная семья и появляется частный интерес;

3) Появление родовой общины;

4) Соседская община – начинает зарождаться публичная власть (которая впоследствии выделится из общества), начинает формироваться частная собственность;

5) Появление протогосударства, в котором сформировалась публичная власть и обозначилась территория.

Экономическая эволюция включает в себя 4 этапа:

1) Разделение труда на земледелие и скотоводство, ремесло, торговлю;

2) Совершенствование орудий труда;

3) Повышение производительности труда;

4) Появления излишек, их присвоение;

5) Появление частной собственности.

Основные теории происхождения государства:

1) Теологическая (Божественная) теория (Ф. Аквинский) – государство возникло по воле Бога (Творца). При этом Бог наделил определённых людей особыми полномочиями. Они (Правители) подотчётны Богу и действуют от его имени.

2) Договорная теория (Аристотель, Цицерон, Гроций, Локк) – государство возникло вследствие заключения между людьми общественного договора. При этом люди передали часть своих полномочий новой власти – публичной. Эта власть стала действовать в интересах всего общества, имея особые функции и полномочия.

3) Теория Насилия (Каутский, Дюринг, Гумплович) – государствие возникло вследствие насилия, как внутреннего, так и внешнего.

4) Классовая (Марксистская) теория (Маркс, Энгельс, Ленин) – государство возникло вследствие деления общества на классы. Причём, первый класс стал использовать государство для достижения своих целей, то есть присвоения чужого имущества.

5) Психологическая теория (Петражицкий) – государство возникло вследствие психической потребности людей жить вместе. При этом психически сильные натуры восходят во власть.

6) Органическая теория (Спенсер) – происхождение и функционирование государства подобно биологическому организму, и всякие отклонения в государстве, подобны изменениям в живой природе с подобными последствиями.

  1. Понятие и признаки государства.

Сущность государства исследовали древние философы – Платон и Аристотель. Цицерон под государством понимал республику (общее дело). Однако, научно обоснованные признаки государства, как организации публичной власти, изложил Фридрих Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Он назвал 3 признака государства:

1) Расселение подданых по территориальным единицам;

2) Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением;

3) Взымание налогов населения для содержания аппарата государства.

В современных условиях признаки государства значительно расширены.

К основным признакам государства относятся: наличие территории, наличие населения, наличие права (излание правовых актов), наличие аппарата государства, взимание налогов, наличие государственного суверенитета.

К дополнительным признакам государства можно отнести: наличие внешних атрибутов (флаг, герб, гимн), наличие армии (Вооружённых Сил), наличие священных предметов (трон, корона, жезл).

  1. Законодательная власть и законодательные органы государства.

Законодательная власть представляет собой власть в области законодательства.

В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России к законодательным органам относится Федеральное Собрание, которое включает в себя Совет Федерации и Государственную Думу.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием - высшим представительным и законодательным органом России (Парламентом России), в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Государственная Дума является нижней палатой Федерального Собрания, Совет Федерации – верхней палатой, включающей согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта России, то есть по одному представителю от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, а также выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции России).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

  1. Местное самоуправление и государство.

Местное самоуправление представляет собой систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное решение населением вопросов местного значения и управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Местное самоуправление является одной из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление является децентрализованной формой управления, предполагающей известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют Европейская Хартия местного самоуправления; Конституция России; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России; федеральные конституционные законы; Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; указы и распоряжения Президента России; постановления и распоряжения Правительства России; Конституции (Уставы) субъектов России; Уставы муниципальных образований; решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан.

В соответствии с Конституцией России, местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Вопросы местного значения представляют собой вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией России и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

В соответствии с Конституцией России местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования – муниципальный район, сельское поселение, городское поселение, городской округ и внутригородская территория города федерального значения.

  1. Разделение властей в правовом государстве.

Впервые принцип разделения властей в государстве был предложен английским учёным Джоном Локком в 17 веке. Он предложил разделить государственную власть на две ветви: исполнительную и законодательную.

Позже, французский учёный Шарль Монтескье предложил из исполнительной власти выделить судебную власть.

Принцип разделения властей предполагает:

1) Каждая ветвь власти имеет свою структуру – органы и их функции;

2) Ветви власти не вмешиваются в деятельность друг друга;

3) Между ветвями власти установлены тесные взаимосвязи, так как государственный аппарат должен действовать как единый организм;

4) Между ветвями власти установлена система издержек и противовесов. Так, в президентских республиках Президент наделён правом вето в отношении законов, принятых Парламентом. Президент при особых условиях может распустить Парламент. Парламент в свою очередь в праве преодолеть вето и объявить Президенту импичмент, то есть особую процедуру отрешения главы государства от власти.

  1. Государственная исполнительная власть: структура и функции.

Исполнительная власть представляет собой представляет собой систему государственных органов, осуществляющих совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Основным назначением исполнительной власти в России является организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Исполнительная власть состоит из органов исполнительной власти, государственных служащих и юридической, то есть правовой структуры.

Юридическая (правовая) структура представляет собой систему норм, определяющую степень компетенции органов власти и должностных лиц.

Признаки исполнительной власти:

1) Является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;

2) Является проводником государственной политики в жизнь;

3) Подзаконна по своему характеру и задачам;

4) Объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

5) Её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

6) Является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Функции исполнительной власти:

1) Подзаконодательное регулирование;

2) Осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

3) Административное правоприменение;

4) Осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

5) Административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

6) Охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

7) Информационное обеспечение органов государственной власти.

  1. Судебная власть: структура и функции.

Судебную власть осуществляют судебные органы.

По своей структуре судебные органы могут иметь одну вертикаль (США), а в России судебные органы представляют собой 3 функционально-разделённые системы, осуществляющие судопроизводство:

1) Конституционные и Уставные суды в субъектах России и конституционный Суд России;

2) Верховный Суд России и суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие путём разбирательства гражданских и уголовных дел;

3) Арбитражный суды во главе с Высшим Арбитражным Судом России призваны разбирать споры между хозяйствующими субъектами.

  1. Типы государства: формационный и цивилизационный подходы.

Типология государств – это есть учение о типах государств, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков.

Различают 2 подхода к типологии государств:

1) Формационный подход – в основе лежит понятие «общественно-экономическая формация». Это большой промежуток времени, в рамках которого развиваются определённые общественно-экономические отношения.

Формация – это категория, которая позволяет охарактеризовать определённый тип общества в единстве его базиса и надстройки.

Данный подход к типологии государств разработан в рамках классовой теории происхождения государства. В связи с этим различают 5 типов формаций: первобытно-общинная, феодальная, рабовладельческая, буржуазная, коммунистическая.

Однако, государство существовало только в четырёх первых формациях.

Данный подход имеет свои недостатки:

- однолинейность в трактовке исторического развития;

- не учитываются этнокультурные особенности;

- анализ общества ограничивается исследованием борьбы противоположных классов.

2) Цивилизационный подход – был предложен английским учёным Арнольдом Тойндби. Он полагал, что для типологии государства уместно взять понятие «цивилизация». Это такая социокультурная система, которая обеспечивает высокую степень дифференциации общества в деятельности его субъектов.

Выделяют более двадцати цивилизаций. Каждому типу цивилизации соответствует своё государство.

  1. Формы государства: понятие и виды.

Для характеристики государства используются 3 понятия: форма правления, форма государственного (территориального) устройства и форма политического режима.

  1. Правовое регулирование экономических отношений. Государство и рынок.
  1. Монархия как форма правления: история и современность.

Монархия – это форма правления, в которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху - и передаётся, как правило, по наследству.

Общие черты монархии:

1) Юридически, верхованая власть принадлежит монарху;

2) Власть передаётся по наследству;

3) Монарх неподвластен никому.

Существую две формы монархии: абсолютная и ограниченная.

Ограниченная монархия может быть двух видов – сословно-представительная и конституционная.

Конституционная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентарную монархии.

Характерные черты абсолютной монархии:

1) Вся власть принадлежит монарху;

2) Порядок престолонаследия определяет сам монарх;

3) Монарх неподотчётен никому;

4) Как правило, власть монарха осуществляется аппаратом, подчинённым лично ему;

5) Власть монарха божественна.

Особенности парламентарной монархии:

1) Лидер парламентского большинства становится Премьер-Министром;

2) Премьер-Министр формирует Правительство из своих сторонников;

3) Правительство подотчётно Парламенту;

4) Монарх – глава государства – обладает лишь представительскими функциями, то есть представляет страну на международной арене без права подписания документов, формально назначает Премьер-Министра, формально подписывает законы, выступает с ежегодным посланием в Парламенте.

Дуалистическая монархия представляет собой двойственную монархию, в которой власть поделена между монархом, который возглавляет государство, и Парламентом.

Дуалистическая монархия существовала в России (1906-1917 гг.), в Германии (по Конституции 1871 г.), в Англии (начало 18 в.).

Однако, критериев двойственности не существует, так как в одних случаях дуализм приводит к полной потере монархом власти, а в других случаях – законодательный орган (Парламент) несущественно ограничивает власть монарха.

Дуалистическая монархия является переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной.

  1. Республиканская форма правления.

Республика – это форма правления, в которой верховная государственная власть принадлежит выборным на срок органам.

Различают следующие виды республик: президентская, парламентарная и смешанная.

Характерные черты президентской республики:

1) Президент избирается вне Парламента, то есть либо всенародно, либо в результате многоступенчатых выборов;

2) Президент является главой государства и главой Правительства;

3) Президент формирует Правительство, подотчётное ему;

4) Между ветвями государственной власти устанавливается чёткая система издержек и противовесов.

Хаарактеристика парламентарной республики (ФРГ, Италия):

1) Парламент формируется в результате всенародных выборов;

2) Лидер парламентского большинства становится Премьер-Министром;

3) Премьер-Министр формирует Правительство из своих сторонников;

4) Правительство подотчётно Парламенту;

5) Президент является главой государства и обладает лишь представительскими функциями;

6) Президент избирается либо Парламентом, либо специальной коллегией с участием Парламента.

Смешанная республика представляет собой государство, в котором Правительство формируется совместно Президентом и Парламентом.

Так, в России и Франции Президент предлагает кандидатуры на пост Премьер-Министра Государственной Думе, и с её согласия назначает Премьер-Министра своим Указом.

Однако, довольно часто такие республики рассматриваются как разновидность президентских республик.

  1. Форма государственного устройства. Унитарное государство.

Форма государственного (территориального) устройства показывает:

1) Из каких частей состоит территория государства;

2) Каков правовой статус частей государства;

3) Как части государства взаимодействуют с центральной властью.

Различают 2 формы государственного (территориального) устройства государства – унитарное государство и Федерация.

Унитарное государство представляет собой единое государственное образование, субъекты которого не обладают политической самостоятельностью.

Характерные черты (особенности) унитарного государства:

1) На территории государства действует одна Конституция – субъекты своих Конституций не имеют;

2) Существует единая система законодательства;

3) Государственную власть представляют единые высшие государственные органы;

4) Установлено единое гражданство;

5) Установлены единая система налогов.

Унитарное государство может иметь субъекты с исключительным статусом (например, Крым на территории Украины).

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными.

В централизованных государствах власть в субъектах формируется с центра, то есть назначается главой государства (например, на Украине).

Децентрализованные государства представлены субъектами, где власть формируется посредством выборов (например, Франция).

  1. Россия как Федеративное государство. Основные черты и особенности.

Россия является государством с федеративным устройством. Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Россия, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов России. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты России не имеют права выхода из её состава

В составе России 83 равноправных субъекта федерации, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Субъекты Федерации группируются в 8 федеральных округов, 11 экономических районов и 14 географических районов, 4 военных округа и 9 часовых поясов.

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение России возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами.

Система органов государственной власти субъектов федерации определяется общими принципами, устанавливаемыми федерацией. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство). Во многих существует также должность высшего должностного лица (президент, губернатор), которые наделяются полномочиями законодательными органами власти субъекта федерации по представлению Президента России и могут занимать свой пост неограниченное число раз.

Россия также подразделяется на 8 федеральных округов, в каждом из которых работает полномочный представитель президента России.

Субъекты федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными административно-территориальными единицами в составе субъекта федерации являются районы и города областного (республиканского, краевого, окружного) значения.

  1. Функции современного государства.

Функциями государства называются основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью, содержанием и задачами, стоящими перед ним.

Функции государства обладают следующими чертами:

1) Они устанавливаются в нормативном порядке самой организацией государства;

2) Они носят комплексный характер, так как с одной стороны опираются на общие задачи, а с другой – реализуются множеством государственных органов и учреждений;

3) Они имеют всегда определённую направленность, то есть социальную сущность. Это означает, что они предназначены для достижения определённых соиальных целей.

4) Они позволяют обеспечивать все элементы политической системы государственным вниманием;

5) Они связаны между собой, а их реализация не может осуществляться автономно.

Функции современного государства классифицируются по различным основаниям:

1) По времени их реализации – постоянные и временные;

2) По степени сложности – простые и сложные;

3) По сферам реализации – внешние и внутренние;

К внутренним функциям относятся: экономическая функция, функция финансового контроля, социальная функция, функция управления, экологическая функция.

К внешним функциям относятся: функция обороны, дипломатическая функция, функция внешнеэкономических отношений.

Однако, в современных условиях внутренни и внешние функции существенно подвергаются эволюции.

  1. Государство и общественные объединения.

Общественные объединения представляют собой добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Согласно статье 30 Конституции России, каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

Общественное объединение представляет собой объединение физических лиц, то есть граждан.

Ассоциация представляет собой объединение юридических лиц, то есть организаций в России.

В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях») – общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия.

В соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).

В России могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет Прокуратура России. Органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений является Министерство юстиции России (и его управления в субъектах России), которое осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям.

Первоначально основаниями для приостановления деятельности и ликвидации общественного объединения являются нарушение прав и свобод человека и гражданина, неоднократные и грубые нарушения законодательства, систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям. Заявление о приостановлении деятельности либо ликвидации общественного объединения подается прокурором в суд соответствующего уровня.

Однако, с 2002 года изменился порядок приостановления деятельности общественных объединений — теперь действует уже внесудебный (административно-прокурорский) порядок либо на шесть месяцев, либо без явного определения этого срока.

  1. Федеративное государство. Понятие и виды федераций.

Федерация – это одна из форм государственного (территориального) устройства.

Федерацией называется сложное государственное образование, субъекты которого обладают самостоятельностью.

Признаки Федерации:

1) Субъекты могу иметь свои Конституции (например, Россия);

2) В субъектах формируются высшие органы государственной власти;

3) Субъекты осуществляют законодательную деятельность в рамках своих предметов ведения. В России предметы ведения субъектов определяются Федеральным договором и Конституцией России.

4) Парламент Федерации имеет Палату, выражающую интересы субъектов. Так, в России данной Палатой является Совет Федерации. В нём представлены все субъекты России – по 2 депутата от каждого субъекта.

5) Территория Федерации состоит из территорий субъектов;

6) Субъекты Федерации могут устанавливать своё гражданство.

Федерации бывают национальными, территориальными и национально-территориальными.

Административно-территориальными являются такие Федерации, субъекты которых представляют собой администартивные единицы (например, США).

Национальными являются такие Федерации, субъекты которых представляют собой национальные образования (например, Королевство Бельгия).

Национально-территориальными являются такие Федерации, субъекты которых представляют собой как административные единицы, так и национальные образования (например, Россия и Индия).

  1. Государство в политической системе общества.

Политическая система общества представляет собой совокупность организаций, которые участвуют в политической жизни общества.

Политическая система каждого общества имеет свои характерные черты и особенности.

На политическую систему общества оказывают влияние национальные традиции, опыт политической деятельности, форма государства и различные другие элементы…

Однако, практически все политические системы общества нацелены на реализацию политических задач.

Структурно политическая система общества состоит из следующих элементов: государство; политические партии и движения; профессиональные союзы; религиозные объединения; СМИ; а также организации, которые объединяют людей по профессиям, возрастам, интересам.

Однако, в данной структуре выделяют отдельные подсистемы:

1) Институциональная подсистема – включает исключительно организации;

2) Идеологическая подсистема – включает идеи, мысли, научные концепции, которые разрабатываются и реализуются элементами политической системы;

3) Нормативная подсистема – включают всю совокупность регуляторов общественных отношений, то есть право, мораль, обычаи, традиции и ритуалы;

4) Функциональная подсистема – включает всю совокупность деятельности элементов институциональной подсистемы.

Таким образом политическая система предназначена для реализации следующих функций:

1) Организация деятельности всех субъектов данной системы – для этого политическая система должна обладать устойчивостью и способностью адекватно реагировать на различные изменения;

2) Обеспечение порядка внутри различных социальных систем и групп путём нормативного регулирования. В системе нормативного регулирования центральное место занимает право.

3) Установление критериев для самооценки и разработка путей для совершенствования основных институтов политической системы;

4) Выполнение воспитательной функции.

Государство представляет собой особую организацию политической власти, которая действует на всей территории страны.

Государство в политической системе занимает центральное место. Это обусловлено следующими факторами:

1) Только государство обладает исключительными полномочиями по роганизации общественной жизни;

2) Только государство использует правовые воздействия для управления другими субъектами в рамках политической системы и обеспечения общежития (?);

3) Государство осуществляет свои функции путём задействования специального аппарата (механизма) – совокупности государственных органов. Ни одна другая организация таким аппаратом не обладает.

4) Государство распространяет свою власть на всю территорию страны и её население;

5) Государство наделено исключительными полномочиями в силу наличия воли народа. Данная воля выражается на выборах, референдумах, митингах и демонстрациях.

6) Только государство обладает суверенитетом.

  1. Государственный аппарат: структура и функции.

Государственный аппарат представляет собой совокупность государственных органов, с помощью которых осуществляется государственная власть и реализуются функции государства.

Существуют 2 подхода к пониманию сочетания понятий «механизм государства» и «аппарат государства»:

1) «механизм государства» и «аппарат государства» это одно и тоже, то есть это система государственных органов;

2) «механизм государства», как понятие, шире понятия «аппарат государства». При этом, под государственным аппаратом понимается совокупность государственных органов, а механизм государства включает в себя государственные органы, государственные организации, учреждения и предприятия, а также государственных служащих и средства обеспечения их деятельности.

Структура государственного аппарата включает следующие элементы:

1) Государственные органы – элементы государственного механизма, предназначенные для осуществления государственно-властных полномочий;

2) Государственные организации – элементы механизма государства, предназначенные дял обеспечения охранительной деятельности государства;

3) Предприятия – элементы механизма государства, которые задействованы в производстве материальных ценностей, осуществляющие научную деятельность, и тем самым обеспечивающие государственные потребности;

4) Государственные служащие – чиновники, которые выполняют определённые функции в соответствии с занимаемой должностью.

Центральным элементом механизма государства являются государственные органы.

  1. Государственные органы: понятие и виды.

Государственные органы - это элементы государственного механизма, предназначенные для осуществления государственно-властных полномочий.

Государственные органы обладают следующими признаками:

1) Каждый орган государства обладает самостоятельностью;

2) Формируются в соответствии с нормативными документами;

3) Осуществляют свои функции опираясь на законы и не выходят за пределы своей компетенции;

4) Действуют от имени государства;

5) Каждый орган государства обеспечивается финансами, зданиями и различными материалами;

6) Элементами государственного органа, осуществляющими его функции, являются государственные служащие;

7) При вступлении в соответствующие правоотношения, выступают субъектом от имени государства и действуют как юридическое лицо.

Все государственные органы функционируют в соответствии с принципом разделения властей.

Государственные органы классифицируются по различным основаниям:

1) В соответствии с правомочиями, которыми они наделены – законодательные, исполнительные и судебные.

К законодательным органам государства относятся высшие представительные органы государства (Парламенты).

В России к законодательным органам относится Федеральное Собрание, которое включает в себя Совет Федерации и Государственную Думу.

В России исполнительные органы власти представлены Правительством России и Президентом России.

В парламентарных государствах (Великобритания, Германия, Италия) Правительство возглавляет Премьер-Министр.

Судебную власть осуществляют судебные органы.

По своей структуре судебные органы могут иметь одну вертикаль (США), а в России судебные органы представляют собой 3 функционально-разделённые системы, осуществляющие судопроизводство:

- Конституционные и Уставные суды в субъектах России и конституционный Суд России;

- Верховный Суд России и суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие путём разбирательства гражданских и уголовных дел;

- Арбитражный суды во главе с Высшим Арбитражным Судом России призваны разбирать споры между хозяйствующими субъектами.

2) По времени своего функционирования – постоянные и временные;

3) По порядку осуществления компетенции – коллегиальные и единоличные.

К коллегиальным органам можно отнести Правительство и Парламент, к единоличным – Президента.

  1. Политический режим: понятие и виды.

Форма политического режима указывает на способы осуществления политической власти.

Государственный режим позволяет реально оценить способы формирования и функционирования государственной власти.

Различают демократический и недемократический политические режим.

К недемократическому политическому режиму относятся тоталитарный и авторитарный политические режимы.

Характерные черты демократического политического режима:

1) Власть осуществляется от имени народа;

2) Личность защищена от произвола и беззакония;

3) Реализуется принцип разделения властей;

4) Обеспечивается политический и идеологический плюрализм, то есть многообразие;

5) Обеспечивается религиозное многообразие и свобода вероисповедания.

Тоталитаризм характеризуется следующими чертами:

1) Происходит обгосударствление всех сфер общественной жизни;

2) Устанавливается однопартийность;

3) Доминирует одна идеология;

4) Меньшинство навязывает свою волю большинству;

5) Личность не защищена от произвола;

6) Власть в государстве реально принадлежит одной ветви власти – исполнительной.

  1. Государство и политические партии.

Политическая партия представляет собой организацию, выражающую интересы классов, социальных групп, объединяющая наиболее активных представителей общества и ставящая своей задачей завоевание власти.

Политические партии обладают однотипными признаками:

1) Существует идеологическая платформа, вокруг которой группируется население;

2) Существует Своя программа и Устав;

3) Установлен порядок членства в партии;

4) Существуют организационные основы деятельности партии;

5) Формируются на основании установленных государством законов.

Государство и партии являются основными элементами политической системы общества.

Политические партии являются системообразующими организациями для политической системы общества и, в первую очередь для государства.

Государственные органы формируются в зависимости от правящего партийного большинства.

Государство в отношении политических партий:

1) Устанавливает порядок формирования политических партий – ФЗ «О политических партиях»;

2) Осуществляет контроль за деятельностью партий;

3) Оказывает помощь партиям, в том числе и материально.

Политические партии в отношении государства:

1) Борются за власть легальными способами;

2) Организуют деятельность, направленную на реализацию своих программ в интересах общества;

3) Реализуют программные цели, находясь у власти.

Политические партии классифицируются по различным основаниям:

1) По идейным взглядам – левые, правые и центристские;

2) По отношению к действующей власти – правящие и оппозиционные;

3) По условиям парламентской деятельности – парлментского большинства и парламентского меньшинства.

  1. Государство и церковь. Светские и теократические государства.

Церковь (греч. – «Дом Бога») – представляет собой организацию, которая объединяет приверженцев той или иной религии.

Структурно церковь состоит из прихожан и священнослужителей.

Церковь характеризуется следующими чертами:

1) Наличие религиозной доктрины;

2) Наличие религиозной атрибутики, священных текстов и организаций;

3) Существование божества, признаваемого центром, вокруг которого вращается всё сущее.

Существуют две основные формы взаимодействия государства и церкви – светское государство и теократическое государство.

Светское государство характеризуется следующими чертами:

1) Церковь отделена от государства;

2) Государство не участвует в работе религиозных организаций и не вмешивается во внутрицерковную деятельность;

3) Ни одна и религий не является основной;

4) Государство устанавливает порядок формирования церквей и порядок их детельности путём издания законов;

5) Церковь не участвует в работе государственных органов;

Россия является светским государством, что определяется Конституцией России, а также ФЗ 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Теократическое государство характеризуется следующими чертами:

1) Власть осуществляется от имени верховного божества;

2) Реально, власть принадлежит исполнительным органам, то есть принцип разделения властей не реализуется;

3) Не реализуется принцип политического и идеологического плюрализма (разнообразия). Политическое многообразие подменяется наличием партий религиозного типа.

4) Источниками права являются либо религиозные источники, либо источники, ориентированные на религиозные ценности.

Особо выделяются клерикальные государства. Во главе таких государств находится верховный пантифик.

Существует разновидность государств с основной церковью, то есть выделяется особая церковная организация, обладающая преимуществом перед другими. Хотя по внешним атрибутам такие государства являются светскими (например, Англия, Швеция и Дания). В данных государствах существует главная церковь (например, в Англии – англиканская церковь во главе с Королевой). Церковь получает субсидии от государства. Такая церковь может быть представлена в высшем представительном органе государства.

  1. Государство и личность. Гражданство как правовой институт.

Гражданство представляет собой устойчивую политико-правовую связь человека и государства, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях.

Гражданство является одним из институтов конституционного права и обычно находит своё закрепление в конституции (основном законе) или конституционном акте государства и иных нормативно-правовых актах.

Гражданство или подданство удостоверяется установленным в каждом государстве способом.

Приобрести гражданство возможно несколькими способами:

1) Филиация, то есть по рождению – приобретение гражданства по факту рождения:

- по праву крови, то есть через брак родителей: ребёнок приобретает гражданство в случае, если его родители (или один родитель) имеет гражданство данного государства;

- по праву почвы (земли): ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого был рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве.

- по наследству: редкая форма, имеющаяся в законодательстве нескольких стран Европы;

2) Натурализация, то есть укоренение - вступление в гражданство лица по желанию:

- регистрация, то есть приобретение гражданства по заявлению лица без каких-либо дополнительных условий (обычно категории лиц, имеющих право использовать данный способ, оговорены законом);

- дарование гражданства, то есть обычно почётное дарование гражданства лицу главой государства за какие-либо заслуги (если подобное предусмотрено законодательством).

3) Оптация - выбор лицом гражданства при изменении государственных границ государств. Процедура оптации регулируется международными договорами таких государств.

4) Трансферт - переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому.

Конституционное право знает ситуации, когда человек может иметь гражданство нескольких государств или не иметь гражданства вовсе – патриды и бипатриды.

Апатрид, то есть лицо без гражданства, представляет собой лицо, которое не рассматривается в качестве гражданина каким-либо государством в силу его закона.

Бипатрид представляет собой лицо, имеющее доказательства наличия у него гражданства двух государств. Бипатридами также обычно называют и лиц, имеющих более одного гражданства.

Законодательство большинства стран предусматривает возможность прекращения (выхода из) гражданства:

1) отказ от гражданства — прекращение гражданства по инициативе гражданина;

2) лишение гражданства — прекращение гражданства по инициативе государства;

3) смена гражданства — переход из одного гражданства в другое гражданство;

4) экспатриация - временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряжённое с лишением гражданства.

Существуют 2 вида восстановления гражданства – реинтеграция и репатриация.

Реинтеграция представляет собой восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших.

Репатриация представляет собой возвращение на родину с восстановлением в правах гражданства. Применяется в отношении военнопленных, эмигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев.

При том что фундаментальные права и свободы человека являются незыблемыми по отношению ко всем людям, страна предоставляет обычно только своим гражданам такие дополнительные права, как: избирать и быть избранным (активное и пассивное избирательное право), участвовать в референдуме, занимать государственные должности, проходить службу в рядах вооружённых сил.

Помимо перечисленных прав, предоставляемых только гражданам, граждане несут и определённый, присущий только им, круг обязанностей. Обычно к обязанностям граждан относится прохождение военной службы.

  1. Защита прав и свобод человека и гражданина в России.
  1. Право в системе социальных норм. Технико-юридические нормы.

Право в системе социальных норм (регуляторов) занимает особое место, так как оно: устанавливается и охраняется государством; обеспечивается принудительной силой государства; является общеобязательным; действует на всей территории страны и закрепляется в официальных источниках.

Наряду с социальными нормами существуют технические нормы. Они представляют собой правила поведения, определяющие порядок обращения человека с элементами природы, а также порядок эксплуатации технических устройств и создания некоторых видов продуктов.

К техническим нормам относятся ГОСТ, Технические условия, Инструкции и Правила.

Сами по себе технчиеские нормы не имеют юридического содержания. Однако, в связи с тем, что данные нормы в случае их нарушения порождают юридические последствия, то они приобретают юридическое значение.

Само нарушение технической нормы есть юридический факт. Это факт и служит «спусковым механизмом» для задействования нормы права.

  1. Понятие и признаки права.

Право представляет собой систему общеобязательных формально определённых правил поведения, устанавливаемых и охраняемых государством.

Признаки права:

1) Это основной регулятор общественных отношений, наряду с моралью, обычаями и традициями;

2) Устанавливается государством, то есть прерогатива правотворчества принадлежит государству. Государство может санкционировать отдельным организациям право издавать нормативные акты.

3) Охраняется государством. В отдельных случаях государство использует принудительную силу для обеспечения действия или реализации норма права.

4) Формально закрепляется в официальных документах, то есть документы придают праву соответствующую форму;

5) Является общеобязательным, то есть все субъекты, которые вступают в правоотношения, обязаны руководстоваться соответствующими нормами права;

6) Обладает системностью. Право, как регулятор общественных отношений, распространяет своё действие на определённый тип общественных отношений. Однако все нормы права (правила поведения), взаимосвязанные между собой, объединены в определённые группы и, тем самым обеспечивают правовое регулирование.

7) Обладает нормативностью, то есть каждая норма права имеет определённые пределы действия, а также содержит определённую меру должного, возможного, либо обязанного поведения.

  1. Право и мораль. Правовое нормы и нормы морали.

Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство.

В праве отражено понятие «морального вреда», однако мораль остается сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с правом.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

1) Право вырабатывается государством, мораль — обществом;

2) Право закреплено в государственных актах, мораль — нет;

3) За нарушение нормы права предполагаются санкции г


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: