Заочной формы обучения
Тематический план учебной дисциплины
Заочной формы обучения – второе высшее образование
Разделы и темы дисциплины | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары (практи- ческие занятия) | Самостоя-тельная работа | |
1-й семестр | ||||
Раздел I. Теория государства и права как наука | ||||
Тема 1. Предмет теории государства и права | - | |||
Тема 2. Формирование и развитие теории государства и права в России | - | - | ||
Тема 3. Методология теории государства и права | - | |||
Раздел II. Происхождение государства и права | ||||
Тема 4. Догосударственное общество | - | - | ||
Тема 5. Происхождение государства и права | - | |||
Контрольная работа | ||||
Раздел Ш. Теория государства | ||||
Тема 6. Сущность и содержание государства | ||||
Тема 7. Типы государства | - | - | ||
Тема 8. Форма государства | ||||
Тема 9. Функции государства | - | - | ||
Тема 10. Механизм государства | - | |||
Тема 11. Государство и политическая система общества | - | - | ||
Тема 12. Государство и гражданское общество. Правовое и социальное государство | - | - | ||
Тема 13. Светское государство | - | - | ||
Тема 14. Современная российская государственность | - | - | ||
Курсовая работа | ||||
Зачет | ||||
Итого в семестре | ||||
2-й семестр | ||||
Раздел IV. Теория права | ||||
Тема 15. Понятие и сущность права | ||||
Тема 16. Право и личность | - | - | ||
Тема 17. Источники права | ||||
Тема 18. Нормы права | ||||
Тема 19. Система права и система законодательства | ||||
Тема 20. Основные правовые системы | - | - | ||
Тема 21. Правотворчество | - | - | ||
Тема 22. Реализация права | - | |||
Тема 23. Коллизии в праве и толкование права | - | - | ||
Тема 24. Правовые отношения | - | |||
Тема 25. Механизм правового регулирования | - | - | ||
Тема 26. Законность и правопорядок | - | - | ||
Тема 27. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность | - | - | ||
Тема 28. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм | - | - | ||
Экзамен | ||||
Итого в семестре | ||||
Всего по дисциплине (8 зачетных единиц) |
(на базе среднего профессионального образования)
Разделы и темы дисциплины | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары (практи- ческие занятия) | Самостоя-тельная работа | |
1-й семестр | ||||
Раздел I. Теория государства и права как наука | ||||
Тема 1. Предмет теории государства и права | - | |||
Тема 2. Формирование и развитие теории государства и права в России | - | - | ||
Тема 3. Методология теории государства и права | - | |||
Раздел II. Происхождение государства и права | ||||
Тема 4. Догосударственное общество | - | - | ||
Тема 5. Происхождение государства и права | - | - | ||
Домашнее контрольное задание | ||||
Раздел Ш. Теория государства | ||||
Тема 6. Сущность и содержание государства | ||||
Тема 7. Типы государства | - | |||
Тема 8. Форма государства | - | - | ||
Тема 9. Функции государства | - | - | ||
Тема 10. Механизм государства | - | - | ||
Тема 11. Государство и политическая система общества | - | - | ||
Тема 12. Государство и гражданское общество. Правовое и социальное государство | - | - | ||
Тема 13. Светское государство | - | - | ||
Тема 14. Современная российская государственность | - | - | ||
Раздел IV. Теория права | ||||
Тема 15. Понятие и сущность права | ||||
Тема 16. Право и личность | - | - | ||
Тема 17. Источники права | - | |||
Тема 18. Нормы права | - | |||
Тема 19. Система права и система законодательства | - | |||
Тема 20. Основные правовые системы | - | - | ||
Тема 21. Правотворчество | - | - | ||
Тема 22. Реализация права | - | - | ||
Тема 23. Коллизии в праве и толкование права | - | - | ||
Тема 24. Правовые отношения | - | |||
Тема 25. Механизм правового регулирования | - | - | ||
Тема 26. Законность и правопорядок | - | - | ||
Тема 27. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность | - | - | ||
Тема 28. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм | - | - | ||
Курсовая работа | ||||
Экзамен | ||||
Переаттестация | ||||
Всего по дисциплине (8 зачетных единиц) |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Дисциплина «Теория государства и права» является основополагающейдля усвоения студентами всех других дисциплин профессионального цикла. Необходимо учитывать, что она преподается студентам первого курса, не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях, и потому одна из задач преподавателя – помочь студентам адаптироваться к новым для них формам учебного процесса.
В основу предлагаемых учебно-методических рекомендаций положены известные дидактические правила и приемы.
Перед проведением лекций преподавателю необходимо тщательно продумать вопросы методики чтения лекции, степень доступности информационного материала, последовательности и темпов его изложения. Следует довести до слушателей рекомендации по конспектированию лекционного материала, организации самостоятельной работы, направленной на его закрепление.
В начале проведения каждого семинарского занятия преподаватель должен четко сформулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания и обсуждения докладов студентов необходимо отметить положительные моменты в их работе, обратить внимание на неточности (ошибки), подвести итоги обсуждения намеченных вопросов, сообщить тему следующего занятия и дать рекомендации по его подготовке.
Рефераты, предполагающие анализ имеющихся публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия.
В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы. К следующему занятию аудиторные контрольные работы должны быть проверены и результаты объявлены студентам. Студенты заочной формы обучения выполняют домашнее контрольное задание, предусмотренное учебным планом, по предложенным темам.
Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости следует помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению отдельных тем теории государства и права.
Более полно цели семинарского (практического) занятия по теории государства и права реализуются в активных формах в виде анализа ситуаций, дискуссии, круглого стола. Подобные формы занятий дают возможность студентам применить свои знания в действии, прийти к новым выводам в ходе общения друг с другом.
Особое внимание необходимо уделить организации творческих дискуссий по изучаемой проблематике. Студентов следует обучать убедительно и доказательно излагать собственную точку зрения, корректно полемизировать с оппонентами, умению убеждать их в неоспоримости и силе своей аргументации.
Для обучения студентов необходимо широко использовать интерактивные формы проведения занятий: компьютерные симуляции, компьютерное тестирование в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
При изложении материала дисциплины «Теория государства и права» преподаватель должен обратить внимание на необходимость закрепления усвоенных студентами общетеоретических понятий посредством решения задач, анализа нормативных правовых актов, ознакомления с примерами юридических документов и др. По некоторым вопросам курса преподаватель может рекомендовать студенту наглядный вариант изложения изученного материала в форме схем и таблиц.
Удельный вес занятий, проводимых в активной и интерактивной формах, определяется главной целью подготовки бакалавра юриспруденции, особенностью контингента обучающихся, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом. В учебном процессе они должны составлять
не менее 20 % аудиторных занятий.