Методические рекомендации для преподавателя

Заочной формы обучения

Тематический план учебной дисциплины

Заочной формы обучения – второе высшее образование

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи- ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
1-й семестр
Раздел I. Теория государства и права как наука        
Тема 1. Предмет теории государства и права     -  
Тема 2. Формирование и развитие теории государства и права в России   - -  
Тема 3. Методология теории государства и права     -  
Раздел II. Происхождение государства и права        
Тема 4. Догосударственное общество   - -  
Тема 5. Происхождение государства и права   -    
Контрольная работа        
Раздел Ш. Теория государства        
Тема 6. Сущность и содержание государства        
Тема 7. Типы государства   - -  
Тема 8. Форма государства        
Тема 9. Функции государства   - -  
Тема 10. Механизм государства   -    
Тема 11. Государство и политическая система общества   - -  
Тема 12. Государство и гражданское общество. Правовое и социальное государство   - -  
Тема 13. Светское государство   - -  
Тема 14. Современная российская государственность   - -  
Курсовая работа        
Зачет        
Итого в семестре        
2-й семестр
Раздел IV. Теория права        
Тема 15. Понятие и сущность права        
Тема 16. Право и личность   - -  
Тема 17. Источники права        
Тема 18. Нормы права        
Тема 19. Система права и система законодательства        
Тема 20. Основные правовые системы   - -  
Тема 21. Правотворчество   - -  
Тема 22. Реализация права   -    
Тема 23. Коллизии в праве и толкование права   - -  
Тема 24. Правовые отношения   -    
Тема 25. Механизм правового регулирования   - -  
Тема 26. Законность и правопорядок   - -  
Тема 27. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность   - -  
Тема 28. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм   - -  
Экзамен        
Итого в семестре        
Всего по дисциплине (8 зачетных единиц)        

(на базе среднего профессионального образования)

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи- ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
1-й семестр
Раздел I. Теория государства и права как наука        
Тема 1. Предмет теории государства и права     -  
Тема 2. Формирование и развитие теории государства и права в России   - -  
Тема 3. Методология теории государства и права     -  
Раздел II. Происхождение государства и права        
Тема 4. Догосударственное общество   - -  
Тема 5. Происхождение государства и права   - -  
Домашнее контрольное задание        
Раздел Ш. Теория государства        
Тема 6. Сущность и содержание государства        
Тема 7. Типы государства     -  
Тема 8. Форма государства   - -  
Тема 9. Функции государства   - -  
Тема 10. Механизм государства   - -  
Тема 11. Государство и политическая система общества   - -  
Тема 12. Государство и гражданское общество. Правовое и социальное государство   - -  
Тема 13. Светское государство   - -  
Тема 14. Современная российская государственность   - -  
Раздел IV. Теория права        
Тема 15. Понятие и сущность права        
Тема 16. Право и личность   - -  
Тема 17. Источники права   -    
Тема 18. Нормы права   -    
Тема 19. Система права и система законодательства   -    
Тема 20. Основные правовые системы   - -  
Тема 21. Правотворчество   - -  
Тема 22. Реализация права   - -  
Тема 23. Коллизии в праве и толкование права   - -  
Тема 24. Правовые отношения   -    
Тема 25. Механизм правового регулирования   - -  
Тема 26. Законность и правопорядок   - -  
Тема 27. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность   - -  
Тема 28. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм   - -  
Курсовая работа        
Экзамен        
Переаттестация        
Всего по дисциплине (8 зачетных единиц)        

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Дисциплина «Теория государства и права» является основополагающейдля усвоения студентами всех других дисциплин профессионального цикла. Необходимо учитывать, что она преподается студентам первого курса, не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях, и потому одна из задач преподавателя – помочь студентам адаптироваться к новым для них формам учебного процесса.

В основу предлагаемых учебно-методических рекомендаций положены известные дидактические правила и приемы.

Перед проведением лекций преподавателю необходимо тщательно продумать вопросы методики чтения лекции, степень доступности информационного материала, последовательности и темпов его изложения. Следует довести до слушателей рекомендации по конспектированию лекционного материала, организации самостоятельной работы, направленной на его закрепление.

В начале проведения каждого семинарского занятия преподаватель должен четко сформулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания и обсуждения докладов студентов необходимо отметить положительные моменты в их работе, обратить внимание на неточности (ошибки), подвести итоги обсуждения намеченных вопросов, сообщить тему следующего занятия и дать рекомендации по его подготовке.

Рефераты, предполагающие анализ имеющихся публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия.

В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы. К следующему занятию аудиторные контрольные работы должны быть проверены и результаты объявлены студентам. Студенты заочной формы обучения выполняют домашнее контрольное задание, предусмотренное учебным планом, по предложенным темам.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости следует помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению отдельных тем теории государства и права.

Более полно цели семинарского (практического) занятия по теории государства и права реализуются в активных формах в виде анализа ситуаций, дискуссии, круглого стола. Подобные формы занятий дают возможность студентам применить свои знания в действии, прийти к новым выводам в ходе общения друг с другом.

Особое внимание необходимо уделить организации творческих дискуссий по изучаемой проблематике. Студентов следует обучать убедительно и доказательно излагать собственную точку зрения, корректно полемизировать с оппонентами, умению убеждать их в неоспоримости и силе своей аргументации.

Для обучения студентов необходимо широко использовать интерактивные формы проведения занятий: компьютерные симуляции, компьютерное тестирование в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

При изложении материала дисциплины «Теория государства и права» преподаватель должен обратить внимание на необходимость закрепления усвоенных студентами общетеоретических понятий посредством решения задач, анализа нормативных правовых актов, ознакомления с примерами юридических документов и др. По некоторым вопросам курса преподаватель может рекомендовать студенту наглядный вариант изложения изученного материала в форме схем и таблиц.

Удельный вес занятий, проводимых в активной и интерактивной формах, определяется главной целью подготовки бакалавра юриспруденции, особенностью контингента обучающихся, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом. В учебном процессе они должны составлять
не менее 20 % аудиторных занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: