III. Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, гарантирующая человеку удовлетворение его неотъемлемых и социальных прав и выражающаяся в стремлении передать их из поколения в поколение.
I. Общество (в широком смысле) — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) — конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений. Общество создается на основе интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Организованность общества зависит от сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Учет различных интересов, упорядоченность деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, достигается с помощью различных структур общества и, в первую очередь, государства.
Основные вопросы темы
Тема 2. Государство и общество. Относительная самостоятельность государства
I. Соотношение государства и общества.
II. Относительная самостоятельность государства в экономической и социально- политической сферах.
III. Гражданское общество: понятие, структура, взаимоотношения с государством.
Хронологически рамки общества и государства не совпадают: государство — результат определенного развития общества на этапе становления производящей экономики, финального формирования земледельческих культур.
По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.
Социальное назначение государства в рамках общесоциального подхода:
· самосохранение общества как единого целого;
· безопасность и смягчение социальных противоречий;
· содействие экономическому и культурному развитию общества;
· внедрение правовых начал взаимоотношений.
Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности зависит как от внутренних, так и внешних условий их взаимодействия и развития. Если на ранних ступенях становления общества государство имело дело с относительно малыми группами, то позднее оно имеет дело с многочисленным населением, его акции затрагивают массы людей, становятся политикой. А для ее проведения нужен особый слой людей — аппарат государства, который наделяется властью, имеюет институализированный характер, осуществляется посредством органов и учреждений. Государство вследствие этого усиливает свою самостоятельность.
II. Понятие “относительная самостоятельность государства” выражает его зависимость от экономики, политики, идеологии и одновременно активность во всех сферах общественной жизни.
Принято различать обычную относительную самостоятельность государства и исключительную (чрезвычайную). Первая означает: государство, служа прежде всего интересам уполномочившего его класса (групп, общества), обеспечивает и свои интересы. Вторая самостоятельность предполагает: государство, удовлетворяя свои интересы, служит тем самым интересам господствующего класса (общества).
Признаки исключительной (чрезвычайной) относительной самостоятельности государства:
· обострение противоречий между интересами власти и потребностями экономического и общественного развития страны;
· массовые репрессии и бесцеремонное нарушение закона, фальсификация выборов, подлог, шантаж, подкуп и др.;
· приукрашивание государственности, демагогия, игнорирование решений конституционных органов власти;
· потеря правительством доверия даже у доминирующих в обществе сил, групп;
· обладание правительством большой самостоятельностью, но в довольно узких рамках. Эти рамки могут расширяться, если в стране сильны традиции бюрократизма и военщины;
· неустойчивость форм такого государства в принципе и вместе с тем его жизнеспособность, требующая “сильной руки”.
Существует особая форма внутригосударственной самостоятельности — самостоятельность отдельных звеньев государственного аппарата по отношению к другим его частям и по отношению к государству в целом.
Внутригосударственную относительную самостоятельность обычно делят на обычную и исключительную.
Первая выступает как естественный результат наделения компетенцией соответствующих органов, вторая — как результат узурпации компетенции.
История советского государства показывает характерные примеры исключительной самостоятельности государственных органов (НКВД, КГБ).
Формирование президентской формы правления и усиление исполнительной власти требуют системы цивилизованных «сдержек и противовесов» против злоупотреблений чиновников в центре и на местах.
Предпосылки формирования гражданского общества:
· экономическая, выражающаяся в наличии самостоятельного производителя, независимого потребителя и свободного гражданина. Основа гражданского общества — “средний” класс. В ходе приватизации этот класс размывается: одни нищают, другие богатеют. База для гражданского общества становится уже.
Несовпадение интересов потребителей, различные возможности покупательной способности вызывают необходимость как-то скоординировать распределение духовных и материальных благ. Новые идеи взаимоотношения граждан с государственной властью связаны со сферой прав человека и гражданина как самостоятельной личности. Свобода гражданина определяется его правовым статусом. Пока свобода воспринимается как свобода делать все, что захочется, до тех пор не воспринимается аксиома: “Свободный гражданин добросовестно исполняет обязанности”;
· политическая, предполагающая взаимодействие с государством. Гражданское общество не существует до государства и вне его. Государство оказывает воздействие на гражданское общество своей мощью, организованностью, единством. Важно, чтобы это воздействие не переросло в поглощение. В свою очередь, поглощение государства обществом приводит к крайностям анархизма. Цивилизованное воздействие гражданского общества на государство проявляется в первую очередь в правотворческой и правоприменительной деятельности;
· духовная, проявляющаяся в приоритете общечеловеческих ценностей, когда право выражает гуманистический императив своего времени. Идеи всемирности, глобальности в развитии человечества возникли достаточно давно, но им оппонировали воззрения особых, национальных типов. В условиях потрясений общество обычно предпочитает как раз национально-патриотические идеи, мнения.
1. Самоуправление свободных граждан, организаций.
2. Разнообразие форм хозяйствования на основе многоукладной экономики.
3. Конкуренция образующих его структур и объединений граждан.
4. Свободно формирующееся общественное мнение, плюрализм.
5. Контроль за деятельностью ряда государственных структур.
6. Обеспечение выполнения прав и свобод человека и гражданина.