Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Основные вопросы темы. Тема 4. Форма государства. Государственный (политический) режим




Тема 4. Форма государства. Государственный (политический) режим

В цивилизационном подходе на основе уровня организации государства выделяют первичные, вторичные и современные типы государств (цивилизации).

Первичный тип государства (древние Египет, Вьетнам, Иран, Япония и др.):

· основан на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю в первую очередь);

· обладает мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который фактически является собственником средств производства;

· имеет централизованный, иерархический механизм во главе с монархом;

· обладает такой правовой системой, которая закреплена в религиозно-нравственных догмах;

· ”носит” застойный характер, очень медленно изменяется.

Вторичный тип (западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская цивилизации) характеризуется:

· отчетливым различием между государственной властью и культурно-религиозным комплексом;

· ограничением всепроникающего воздействия государственной власти;

· зависимостью государства от культурно-религиозной системы;

· связанностью правителя религиозными принципами и заветами.

Современный тип (цивилизация) характеризуется переплетением традиционных и новейших политико-правовых систем. Потребность урегулировать интересы людей, равных по отношению к собственности, вызывает появление сложных юридических структур, где основными источниками права являются законы и судебные прецеденты. Народы, проходящие “школу законов, судебной практики”, формировали качества, необходимые для правового процесса. А механизмом, обеспечивающим этот путь, становится государство.

III. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, со сломом старой государственной машины, с организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. Предполагалось, что государство станет “полугосударством”, а затем отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.

Однако на практике получилось иначе. Государство сформировалось на единой государственной собственности; реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, приобретший широкую власть. Участие народа в осуществлении власти было достаточно формальным.

Социалистическое государство было классовым на всех этапах его развития. Основной закон 1918 года конституционно отразил классовую сущность, в результате громадное число лиц было лишено избирательного права (ст.65). С 1925 года назначения на все важные государственные посты производились с согласия партийной власти. Конституция 1936 года в ст.1 закрепила, что СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция СССР 1977 года обеспечила господство одной партии.




Реальная жизнь не отвергает идей социализма, некоторые из них реализуются в наиболее развитых странах Запада.

В ряде стран государственная власть принадлежит узкой социальной группе, которая не может рассматриваться в качестве социального класса, а также блоку различных сил. Поскольку объединение носит временный характер и постепенно приходит к одному из основных типов государств, то такой временный тип государства именуется “переходным”.

Названные типы государств — одна из возможных классификаций. Существуют и иные, основанные на других подходах.

(См. подробнее: Теория государства и права. Ч.1. Теория права /Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995; Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С.285‑301.)

I. Понятие и элементы формы государства.

II. Политический (государственный) режим: понятие и виды.

III. Основные признаки демократического и антидемократического режимов.

I. Форма государства — это способ организации государственной власти, взаимосвязанный с основными сущностными признаками государства как особой политической, структурной и территориальной организацией общества. Если сущность государства раскрывает главное в государстве ‑ его социальное предназначение, то форма государства определяет его устройство, т.е.: кто и как правит; как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры; как объединено население на данной территории; каким образом оно связано с государством в целом; как осуществляется политическая власть.



Традиционно в форме государства выделяют три взаимосвязанных блока:

· форма правления (порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

· форма государственного устройства (национально-государственная и административно-территориальная структура государства; соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);

· политический (государственный) режим (система методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

II. В узком смысле слова политический режим — совокупность приемов и способов государственного руководства. В широком смысле — уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократические, монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной “феодальной демократии”, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, режим “просвещенного абсолютизма”. При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, “фашизмоподобный”, например, расистско-национали­стический, а также диктаторско-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фундамента­листский режимы.

Опыт социализма свидетельствует о возможности появления народно-демократических, общенародных политических, но одновременно авторитарных, тоталитарных режимов рабоче-крестьян­ской диктатуры.

Узкая и широкая трактовка политического режима соответствует современному пониманию политических процессов, происходящих в государственной и общественно-политической жизни, а также характеру политической системы, включающей в себя государство, негосударственные организации и др.

Видов политического режима много, поскольку на него оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, исторические традиции страны, внешнее окружение страны и др.

На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они не одинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Особенности набора методов и средств государственного властвования, а также наличие некоторых типичных содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум основным разновидностям: демократическому и антидемократическому политическим режимам.

III. Основные признаки демократического режима:

1) Предоставление гражданам широких прав и свобод и обеспечение социально-экономических, политических, юридических и организационных гарантий этих прав и свобод.

2) Прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая или непосредственная демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, представительная демократия).

3) Существование различных форм собственности; свобода личности в сфере экономической деятельности.

4) Политический плюрализм, в том числе многопартийность.

5) Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, общества, клубы и др.).

6) Разграничение полномочий между центральными и местными органами.

7) Правовой характер деятельности государственных органов.

8) Демократические методы государственного властвования: соглашения, компромиссы и др.

9) Отсутствие обязательной для всех государственной официальной идеологии.

10) Развитый культурный уровень людей, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Подвид антидемократического режима — тоталитарный режим, являющийся феноменом XX века. Формирование громадной и гомогенной массы людей, вырванных из привычных условий, обездоленных, недостаточно образованных; развитие средств массовой информации, создание разветвленного репрессивного аппарата — это основные социальные предпосылки и технические возможности для возникновения тоталитаризма.

Представители тоталитаризма обосновывают порядок и условия формирования государственной власти законами: природы (Германия), истории (СССР). Согласно им часть человечества (раса, класс) в силу логики антагонистической борьбы должна уйти со сцены жизни.

Основные признаки тоталитарного режима:

1) Сила и власть над законом. В процессе становления режима изменяется природа закона, который рассматривается как форма выражения насилия. Расширению властного воздействия способствовало создание громадного государственного аппарата. Власть узурпируется либо одним лицом, либо группой лиц.

2) Унификация и идеологизация общественной жизни. Сущность этого режима наиболее точно проявляется в объеме управления. Отсюда ключевой показатель тоталитарного режима — отсутствие независимых общественных организаций. Для включения граждан в свое идеологическое поле тоталитаризм создает детские, юношеские, взрослые организации, навязывая коллективные формы человеческой деятельности.

3) Государственно-бюрократическая монополия в экономике. Государство, его аппарат судит о ценности тех или иных планов, решений; отсутствие частной собственности приводит к тому, что государство является единственным работодателем.

4) Декларативность и ограниченность прав и свобод гражданина. Тоталитаризм основан на этатизме, источником прав и свобод является государство, которое дарует права и свободы в соответствии со своими целями. Тоталитаризм прикрывается внешней фразеологией (от имени народа).

5) Насилие и террор как средство контроля. Нетерпение, насилие — это перманентный способ осуществления государственной власти. Репрессии как форма политики применяются не только к тем, кто не согласен с творцами режима, но и к тем, кто выражает особое мнение.

6) Изоляция от внешнего мира. Запугивая вмешательством во внутренние дела, тоталитарный режим способствует объединению населения вокруг себя и создает благоприятную атмосферу для расправы с инакомыслящими.

Авторитарный режим как следующий подвид антидемократического режима возникает обычно, когда власти намерены приступить к серьезным реформам общественного строя. Этот режим является промежуточным между тоталитаризмом и демократией. Соответственно наблюдается нечеткость его основных признаков. К ним относятся:

1) Государственная власть не формируется и не контролируется народом (формально существуют представительные органы власти, но реальной, решающей роли они не играют).

2) Жизнь в стране направляется правящей элитой, в ее среде выделяется небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство.

3) Отсутствие государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и пр.

4) Управление осуществляется не столь жесткими средствами, как при тоталитаризме, оно централизованно.

5) Применение насилия для исполнения решений центральной власти (опора на полицейский и военный аппараты).

6) Оппозиция практически не допускается, однако формально существует многопартийность.

Политический режим обусловливает и остальные элементы формы государства, в первую очередь форму правления.

(См. подробнее: Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М.,1996. С.49‑54; Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб.пособие /Под ред. проф. В.Г.Стрекозова. М., 1993. С.96‑99.)





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 607; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10829 - | 8099 - или читать все...

Читайте также:

 

34.239.151.158 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.