Основные вопросы темы. I. Понятие и структура политической и правовой систем общества

I. Понятие и структура политической и правовой систем общества.

II. Юридическая практика как элемент правовой системы.

III. Взаимодействие государства и иных элементов политической организации общества.

I. Политическая система общества — это механизм организации и функционирования политической власти. Структура политической системы означает построение ее частей. К их числу можно отнести политические организации, политические отношения, политическую идеологию и политическую деятельность.

Политическая организация — это совокупность государственных, общественных организаций, при помощи которых осуществляется управление общественными делами. Основные элементы политической организации: государство, политические партии, массовые национальные и общественные движения; общественные организации, в том числе и различные церковные организации; профессиональные союзы, органы местного самоуправления, трудовые коллективы.

Политические отношения, т.е. взаимодействие субъектов политики и власти, при котором происходит их объединение или разобщение; передача идей, взглядов; обмен ресурсами (информацией, знаниями); передача волевых побуждений от одного субъекта к другому. Главные взаимосвязи, определяющие политические отношения: между государством и обществом; властью и народом; классами, социальными группами и слоями общества; внутри групп и на уровне межиндивидуального общения.

Политическая идеология — это отражение политической жизни в теориях, взглядах, представлениях, чувствах и настроениях, политических традициях и установках. Политическая идеология существует на двух уровнях: теоретическом, включающем доктрины, программы, политические решения, и общественно-психологическом, состоящем из взглядов, представлений, иллюзий, предрассудков, чувств, настроений, убеждений, стереотипов, традиций.

Политическая деятельность представляет одну из форм функционирования политической системы. Структура политической деятельности включает субъект процесса (реальная власть или ее носитель, кому власть делегирована); объект процесса, который должен быть создан; средства, методы, исполнители, ресурсы (материальные и финансовые средства, а также идеальные — наука, знание, настроение масс и др.).

Важнейшими функциями политической системы являются: определение целей развития общества, его политическое объединение, регулирование режима политической деятельности, легитимация политического режима и др.

В современных условиях различают два основных вида политических систем: демократическую и антидемократическую. Первая связана с вещными отношениями и имеет предпосылкой построение ее по рыночному типу. Вторая — определяется единственной правящей партией, проводящей свою политику через общественные организации и население.

II. Определение и структура правовой системы общества изложены в “Теории права” тема “Сущность права. Право и государство.” С точки зрения теории государства рассмотрим такой правовой элемент, как юридическая практика, которая понимается как деятельность компетентных субъектов по принятию, применению, толкованию, отмене юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Признаки юридической практики:

· строится на основе норм права;

· представляет собой составную часть правовой культуры общества;

· консолидирует правовую систему;

· порождает соответствующие юридические последствия.

Структура юридической практики:

1) юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий;

2) социально-правовой опыт (статическая сторона), который включает устоявшиеся, выработанные в ходе практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны юридической деятельности.

В зависимости:

· от характера, способа преобразования общественных отношений юридическая практика бывает: правотворческая, правоприменительная, интерпретационная;

· от субъектов: законодательная, исполнительная, судебная, следственная, нотариальная и т.п.;

· от функциональной роли: регулятивная, охранительная.

Правовую систему не следует смешивать с юридической надстройкой. Последняя — составная часть правовой системы, включающая в себя правовые взгляды, правовые нормы, правовые отношения, правовые процессы. Юридическая надстройка выражает, подчеркивает место правовых явлений по отношению к базисным отношениям. Правовая система не только шире по объему, количеству, входящих в нее элементов, но и иная по функциональному назначению, так как выражает внутренние связи правовых явлений, их структуру и организацию.

Правовая система, служащая нормативной базой функционирования элементов политической системы, создает гарантии не только надлежащего правопорядка, но и политической устойчивости и стабильности общества. Правовая система со временем меняется, как изменяется и перечень ее элементов, и наши представления о ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: