Общая характеристика. Правовая система Сан-Марино относится в целом к романо-германскому типу, однако отличается от правовых систем других стран этой группы рядом специфических ч

Правовая система

Саудовская Аравия

Правовая система

Сан-Марино

Правовая система Сан-Марино относится в целом к романо-германскому типу, однако отличается от правовых систем других стран этой группы рядом специфических черт.

В Сан-Марино нет конституции в современном смысле, ее заменяет первый том Статутов (Leges Statutae - средневековые законы, написанные в 1295-1302 и 1317 гг., неоднократно пересматривавшиеся и окончательно оформленные в виде 6 книг в 1600 г.), который содержит многочисленные положения о политико-административном устройстве, законодательных, исполнительных и судебных органах.

Для сферы частного (гражданского и торгового) права Сан-Марино характерно сохранение традиционной системы jus commune, т.е. римского частного права, действовавшего в континентальной Европе до появления наполеоновских кодексов. Частно-правовые нормы Статутов дополняются местными обычаями и положениями Кодекса Юстиниана в качестве главного субсидиарного источник а. С середины XIX в. принимаются также современные законы по отдельным вопросам гражданского и торгового права: о залоге (1854), о векселях (1882, 1914), о банкротстве (1917), о компаниях (1942, 1946, 1950, 1962), об экспроприации для публичной пользы (1913, 1922), об аренде городского имущества (1950, 1966) и др.

Трудовое законодательство закрепляет право на объединение в профсоюзы, коллективные переговоры и забастовку, а также устанавливает 36-часовую неделю для госслужащих и 37,5-часовую для прочих работников.

Основной источник уголовного права - УК 1974 г. Смертная казнь была впервые отменена за все преступления в 1848 г. С 1853 по 1858 г. ее восстановили для исключительных случаев. Первый Уголовный кодекс Республики, введенный в 1865 г., не предусматривал смертной казни. Последний известный случай исполнения смертного приговора имел место в 1468 г. Максимальное тюремное заключение установлено в 35 лет.

Уголовное судопроизводство регулирует УПК 1878 г.


Саудовская Аравия - родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источник а права и до сих пор остается стержнем правовой системы.

Мусульманское право - одна из основных правовых систем современности, основной чертой которой является тесная связь с религиозным сознанием, нравственными и бытовыми предписаниями ислама. Практическое действие мусульманского права характеризуется сочетанием персонального (по многим вопросам личного статуса) и территориального принципов применения.

Мусульманско-правовая наука исходит из того, что единственным законодателем в полном смысле слова выступает Аллах, воля которого прямо отражается в установленных им правилах поведения или должна быть выявлена правоведами. Исходя из такого понимания мусульманская юриспруденция выделяет четыре основных источник а права: Коран - священное писание (которое по исламским представлениям представляет собой переданное через пророка Мухаммеда божественное откровение), сунна пророка (воплощена в хадисах - преданиях, передающих изречения пророка или рассказывающих о его поступках), иджма - единодушное мнение наиболее авторитетных правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной, а также - кияс, т.е. умозаключения, сделанные по аналогии.

В юридическом смысле ведущим формальным источник ом мусульманского права традиционно являлась доктрина (фикх) - произведения выдающихся мусульманских юристов, представляющих различные школы доктрины.

Мусульманское право иногда отождествляют с шариатом. Однако эти понятия полностью не совпадают, поскольку шариат наряду с правилами внешнего ("практического") поведения включает основы религиозной догматики и этические постулаты, обращенные к совести мусульман.

В течение многих столетий мусульманское право развивалось в рамках нескольких ведущих школ мусульманской доктрины. Начиная со второй половины XIX в. роль основного юридического источник а все чаще играет законодательство, которое выступает своего рода кодификацией положений мусульманско-правовой доктрины. Действие иных нормативных актов теоретически допускается при его непротиворечии точно сформулированным предписаниям Корана и сунны.

С момента возникновения ислама в VII в. н.э. и вплоть до образования Королевства Саудовской Аравии в 1932 г. мусульманское право являлось основой правовой системы страны, хотя и взаимодействовало с местными традициями и обычаями. Распространение власти Османской империи на некоторые районы Саудовской Аравии сопровождалось введением части османского законодательства, которое сохранялось в течение ряда лет и после образования Королевства. Некоторые из принятых до 1932 г. актов действуют в Саудовской Аравии до сих пор (например, выполняющий роль торгового кодекса Закон о торговом суде 1930 г.).

В настоящее время правовая система страны продолжает полностью ориентироваться на мусульманское право, что закреплено Основным низамом о власти, в соответствии с которым высшим законом страны являются Коран и сунна, а власть черпает свои полномочия из этих источник ов, стоящих над всеми принимаемыми в стране правовыми актами. С учетом этого принципа можно выделить три основных элемента правовой системы Саудовской Аравии. Первый представлен собственно мусульманским правом, которое остается в целом некодифицированным и действует в традиционной форме доктрины. Причем если до образования Королевства саудовским судам было предписано применять ханбалитскую доктрину (отвергает аналогию как источник права), то в настоящее время они не связаны каким-либо определенным толком. Вторым элементом правовой системы является законодательство, прямо закрепляющее мусульманско-правовые нормы (например, о закяте, вакфах или ведомстве жалоб). Наконец, третий элемент - нормативно-правовые акты, посвященные вопросам, которые традиционное мусульманское право не регулировало. Такие акты рассматриваются в качестве формы решения процедурных и организационных вопросов, необходимых для действия мусульманского права. Принятая в стране официальная концепция правотворчества исходит из того, что единственным законодателем является Аллах, воля которого выражена в шариате (Коране и сунне), а государство осуществляет нормотворческие функции лишь в его рамках. Поэтому действующие в стране правовые акты именуются низамами, т.е. регламентами, а принимающие их органы рассматриваются в качестве регламентарной власти.

Действие всех низамов поставлено в зависимость от их непротиворечия мусульманскому праву. Этот же принцип прослеживается в подходе к правам и свободам человека. Так, согласно Основному низаму о власти государство защищает права и свободы человека в соответствии с исламским шариатом, а саудовское общество строится на основе строгого следования всех его членов воле Аллаха, на их взаимном сотрудничестве в творении добра и благочестии, их тесной солидарности и недопущения раскола между ними, что предписано Кораном. Среди гарантированных Основным низамом о власти отсутствуют такие фундаментальные права, как свобода вероисповедания, выражения, собраний, политического участия.

В Саудовской Аравии действует структура, призванная следить за строгим соблюдением норм мусульманского права как государственными органами, так и подданными. К ней, например, относится Совет крупнейших улемов, возглавляемый генеральным муфтием Саудовской Аравии, а также Комитет по контролю за соблюдением предписаний шариата. Совет крупнейших улемов состоит из 20 улемов - высших религиозных теоретиков, особо почитаемых знатоков Корана. Этот орган уполномочен официально толковать мусульманское право, фактически создавая новые правовые нормы.

Принципиальная зависимость правовой системы Саудовской Аравии от мусульманского права не препятствует заимствованию законодательства западного образца, прежде всего, в сфере делового оборота, финансов, банковского дела, изобретательского и авторского права. В ряде областей (например, интеллектуальная собственность, международный коммерческий арбитраж) Саудовская Аравия целиком восприняла нормы международных конвенций и законодательства западных стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: