Афанасьева Елена Юрьевна
Содержание.
Дополнительная литература
Основная литература
Литература
1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011год и на плановый период 2012 и 2013 годов. (Одобрено Правительством Российской Федерации 05. 08. 2010 г.)
2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минфина России на 2010-2012 годы (11.11.2009)
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов.
5. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (08.07.2010)
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.,утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17. 11. 2008г. №1662-р.
8. Кабир Л.С. Финансовая политика государства и предприятия: Учебно-методический комплекс ВГНА- М.: 2009
2. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. Т1, 2.- К.: Эльга, Ника-Центр, «Книжный мир», 2010
3. Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. Курс лекций. – М., 2011
4. Виноградов Д.В. Финансово-денежная экономика: учебное пособие; Гос-ун-т- Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ,2009
5. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2009
6. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011
7. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой – М.: Финансы и статистика, 2006.
Организационно-методический раздел.. 3
Учебная программа дисциплины «Финансовая политика государства и предприятия».. 5
Распределение часов дисциплины по темам и видам работ.. 5
Содержание учебной дисциплины... 7
Вопросы для самопроверки.. 13
Примерная тематика рефератов по дисциплине.. 16
Вопросы к зачету.. 17
Литература.. 19
Финансовая политика государства и предприятия
Учебная программа
Специальность 080105 «Финансы и кредит»
Редактор
При подготовке рукописи к изданию
использована СПС Консультант Плюс
- Содержание и значение финансовой политики.
- Финансовая политика государства на современном этапе.
1. Исторические корни слова политика - это образ действия кого-либо, направленный на достижение чего-либо.
Финансовая политика государства - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.
Финансовая политика призвана обеспечить нормальное функционирование финансовой системы страны.
Финансовая политика складывается из следующих звеньев:
1. выработки научно обоснованной концепции (концепция – главная идея) развития финансов.
2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.
3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. Выбор долговременных целей финансовой политики необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития страны.
Финансовая тактика (совокупность приемов и способов) направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременной перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии, финансовая тактика отличается гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий.
С развитием государства изменяется и тип финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики, интересами правящих партий и социальных групп.
Анализ финансовой политики, применявшейся различными государствами, позволяет выделить три ее типа:
· классическая
· регулирующая
· планово-директивная
Классический вариант был основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х г. г. ХХ века. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Риккардо. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и к расходам на управление.
В конце 20-х г. г. ХХ века, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем, наметился переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он исходил из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основным инструментом вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. При этом государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в развитых странах. Она обеспечила в 30-60-х г.г. ХХ века стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих плановую систему управления экономикой. Плановая система основана на государственной собственности на средства производства и позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в т.ч. и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80 % их чистого дохода.
Финансы, а значит и финансовая политика связаны с перераспределением в денежной форме создаваемого продукта в обществе, поэтому финансовая политика государства есть искусство перераспределения, а значит, она должна быть направлена на создание условий для увеличения базы распределения, т.е. ВВП.
Таким образом, важнейшей целью финансовой политики государства, должно быть увеличение финансовых ресурсов на базе экономического роста.
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она должна оцениваться в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленной цели.