Основные теории возникновения права

Основные теории происхождения и сущности права.

Гарантии соблюдения прав и свобод.

Ответственность.

Ответственность как элемент правового статуса человека и гражданина предполагает возможность применения к нему мер государственного принуждения в том случае, если он совершает противоправное деяние, предусмотренное законодательством России в качестве основания ответственности.

Юридическая ответственность может возникать только в случае нарушения субъектом правовых норм и осуществляется в строгом соответствии с ними. Она всегда связана с государственным принуждением и преследует цель защиты правопорядка, поскольку именно юридическая ответственность является тем средством, которое предотвращает либо блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезное поведение субъекта права.

Гарантии являются одним из важнейших элементов правового статуса, прежде всего потому, что они обеспечивают саму возможность его существования и реализации. Поэтому гарантии - это меры, обеспечивающие возможность реализации человеком принадлежащих ему прав и свобод. Гарантии могут быть политическими, экономическими, социальными и юридическими.

Политические, экономические и социальные гарантии следует отнести к определенным условиям жизни общества, мерам, предпринимаемым в соответствующей сфере жизни.

Политические гарантии зависят от уровня политического развития страны, организации власти в обществе, ее эффективности, осуществляемой ею политики. Политические гарантии включают в себя демократический характер государства, народовластие, обеспечение соблюдения прав и свобод со стороны государства.

Экономические гарантии - это меры, зависящие от экономического развития государства, его благосостояния; это степень предпринимательской свободы, развития рыночных отношений, уровень налогового бремени, доходов общества, развития социальной инфраструктуры, производственных мощностей и т. д.

Социальные гарантии относятся непосредственно к жизнедеятельности самого общества, зависят от уровня развития гражданского общества, менталитета граждан и т. д.

Наиболее важными для нас представляются юридические гарантии, то есть те гарантии, которые закрепляются в нормативно-правовых актах и, прежде всего, в Конституции. Более того, правовой статус человека и гражданина включает в себя только юридические гарантии.

Юридические гарантии - это правовые средства реализации и защиты прав человека и гражданина, юридические меры обеспечения выполнения обязанностей. Они закрепляются в нормативно-правовых актах и в зависимости от этого могут иметь различный уровень - конституционный, законодательный, подзаконный.

Среди конституционных гарантий можно выделить уголовно-правовые (ст. 47 - 52 Конституции РФ), гарантирование государственной и судебной защиты прав и свобод (ст. 45, 46 Конституции РФ), запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ) и т. д.

5. Правовые состояния - это юридические факты (факты, имеющие юридические последствия), не зависящие от действий конкретного физического лица, т.е. происходящие помимо его воли: рождение, вступление в брак и т. д.). Гражданство с правовой точки зрения также является правовым состоянием, причем наиболее важным для конституционного права.

Только все эти элементы в совокупности позволяют сформировать полное представление о правовом статусе, его пределах и видах.

20. Классификация прав человека: понятие, виды. Гарантии прав человека

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемамиего природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Примирительная теория права. Её придерживаются западные научные круги. Право возникло не для регулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникли договоры о примирении, затем определённые правила, которые устанавливали различные санкции, всё это усложнялось, и таким образом возникло право. внутри рода право возникнуть не могло, так как оно там не требовалось, конфликты внутри рода практически отсутствовали.

Регулятивная теория права – азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания естественного порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производств.

Сущность права как социального института заключается в его целевом назначении регулировать общественные отношения. В современной науке сущность права раскрывается посредством уяснения его значения для общества с использованием категории ценности. При этом ценность права понимается как способность данного социального института служить средством удовлетворения потребностей общества в целом и его отдельных членов.

Ценность права заключается в следующем: - обеспечивает согласованность общественным действиям. Это достигается путем унификации в правовых нормах образцов поведений субъектов общественных отношений в зависимости от набора стандартных факторов; - высокоэффективно, так как обеспечивается возможностью применения юридической ответственности к субъектам правоотношений, деятельность которых деструктивна для общества;

- способно целенаправленно развивать общественные отношения. В большинстве случаев право является квинтэссенцией общественного сознания отдельных, выдающихся и наиболее образованных личностей, развитие которого опережает общественное сознание. При этом в процессе создания правовых норм в них закладываются такие правила поведения, которые являются прогрессивными по сравнению с наличными вариантами поведения. В процессе правоприменения каждый член общества перенимает (воспринимает) заложенную в праве прогрессивную форму поведения и постепенно отказывается от использования устаревшей формы поведения, в результате чего общество прогрессирует;

- является мерой справедливости. Мониторинг законодательства отдельных государств может показать, насколько более широко в нем закреплены естественные права человека. Чем шире закреплены естественные права в праве позитивном, чем лучше работает механизм их обеспечения, тем более это общество может претендовать на то, чтобы его характеризовали как справедливое. При этом само право не делает общество справедливым, оно как зеркало. Несправедливое, репрессивное, дискриминационное позитивное право показывает наличие в данном обществе несправедливости;

- определяет меру свободы личности. Именно право закрепляет основы статуса личности, дает основания для реализации его свободы, одновременно ограничивая такие проявления свободы, которые влекут за собой несоразмерное ущемление прав других личностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: