Общая характеристика семьи религиозного права

Общая характеристика англо-саксонской правовой семьи

Англосаксонская правовая семья (семья общего права) — исторически сложилась в Англии, США и страна: британского доминиона (Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д.).

Специфика англосаксонского (общего) права состоит в отсутствии отраслей, урегулированных кодифицированными нормативными актами и наличии в качестве источников права громадного количества судебных (административных) решений - прецедентов, являющихся образцами для последующих аналогичных дел, рассматриваемых другими судами (административными органами). Кроме прецедентов источниками права в англосаксонской правовой семье являются юридические обычаи, законы (статуты), юридические доктрины.

Нормы англосаксонского (общего) права носят казуистический (индивидуальный) характер и представляют собой «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. В рамках данной правовой семьи приоритетное значение придается процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм реализации правового предписания.

Важным признаком англосаксонской правовой семьи выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве.

Англосаксонская правовая семья – система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Структура англосаксонской правовой семьи:

1) общее право;

2) «право справедливости»;

3) статутное право.

Основной источник системы общего права – правовой прецедент.

Вспомогательные и дополнительные источники права – статутное право и юридические обычаи.

Основатель права в англосаксонской правовой семье – суд

Религиозно-правовая семья (семья мусульманского права) рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (Божественного предначертания). В семью религиозно-традиционного (мусульманского) права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн и т.д).

Основным источником мусульманского права является Коран — священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами Коран содержит установления в достаточной степени юридического характера.

Производными источниками мусульманского права являются Сунна, Иджма, Кияс.

Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных рядом его последователей.

Иджма - конкретизация положений Корана в изложении авторитетных ученых-мусульманистов.

Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.

Для приспособления мусульманского права к практической жизни используются различные средства и методы: соглашения, рациональное (собственно юридическое) законодательство, не противоречащие религиозным нормам обычаи и т.д. В странах мусульманского права существовал и существует реальный дуализм организации и функционирования судопроизводства: наряду со специальными религиозными судами (кади), рассмотрение дел осуществляют суды опирающиеся в процессе судопроизводства на социально-правовые обычаи или законодательные акты (регламенты) изданные в порядке формально-юридической процедуры правотворчества.

Религиозная правовая семья – система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).

Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).

Основные источники мусульманского права:

1) Коран – священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;

2) Сунна – мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;

3) Иджма – соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;

4) Кияс – современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.

Основные источники индусского права:

1) Дхармашастры – религиозные правила поведения и древние законы;

2) Веды – священные тексты брахманизма;

3) Законы Ману – собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.

Творец права в религиозной правовой семье – Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: