Понятие и виды источников (форм) права
Форма права – совокупность определенных способов закрепления и внешнего выражения правовых норм.
Стороны формы права:
1) внутренняя – структура и система норм права в виде институтов и отраслей права;
2) внешняя – совокупность юридических источников, которые внешне формально закрепляют правовые явления.
Признаки форм права:
1) фиксирование и закрепление права;
2) источник правовой информации;
3) организация содержания права;
4) наличие официальных реквизитов и т. д.
Основные виды форм права:
1) правовой обычай – санкционированное государством обычное правило поведения, которое сложилось исторически ранее и вошло в привычку в результате длительного использования и повторения определенных действий;
2) правовой прецедент – это решение уполномоченного государственного (судебного) органа по определенному юридическому делу, которое принимается в качестве образца при последующем рассмотрении аналогичных дел;
3) нормативный договор – добровольно заключенный договор, который выражает общность интересов сторон, имеет нормативное содержание и влечет взаимную ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора;
|
|
4) правовая доктрина – принципы и нормы поведения, которые изложены в научных трудах наиболее авторитетных ученых и практиков и являются признанными государством в качестве общеобязательных;
5) нормативный правовой акт – официальный, властно–волевой акт–документ компетентного государственного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит нормы права.
Виды актов:
а) в зависимости от субъектов правотворческой деятельности:
– акты, принятые на референдуме;
– акты государственных органов;
– акты иных социальных организаций;
– совместные нормативно–правовые акты;
б) по срокам действия:
– акты неопределенно–длительного воздействия;
– временные акты;
в) в зависимости от сферы действия:
– общефедеральные;
– нормативные акты административно–территориальных единиц;
– акты органов местного самоуправления;
– локальные акты;
г) по юридической силе:
– законы;
– подзаконные акты.
Источники права – внешняя форма выражения правовых норм.
Виды правовых источников:
1) материальные;
2) идеальные;
3) юридические;
4) объективные;
5) субъективные;
6) главные;
7) второстепенные (дополнительные).
Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.
|
|
Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).
Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:
1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);
2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).
Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.
Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.
Существует несколько признаков закона:
1) закон – одно из основных источников права;
2) установлен особый порядок принятия;
3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);
4) регулирует важнейшие общественные отношения.
Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:
1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;
3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов.
Этот закон имеет следующие особенности:
1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;
2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;
3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;
4) особый порядок принятия.
Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.