29.
Хрисовул (греч. chrysobullon, буквально— золотая печать), тип византийских императорских грамот. Отличался от др. видов грамот большей торжественностью оформления. Император собственноручно пурпурными чернилами вписывал несколько слов, ставил подпись и дату. Хрисовулы скреплялись печатью (иногда золотой) на шёлковом шнуре. В форме хрисовулов публиковались законы, государственные договоры с др. державами, важнейшие жалованные грамоты. Хрисовулы сохранились преимущественно в копиях. Форма хрисовулов была использована также в средневековых болгарской и сербской канцеляриях.
Номокано́н (греч. Νομοκανών — закон-правило) — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI—VII веках и впоследствии дополненные. Древнейший из номоканонов приписывают Иоанну III Схоластику, константинопольскому патриарху VI в.
Кодекс Феодосия
первый законодательный сборник конституций (см.) римских императоров (К. Грегориана и Гермогениана — частные издания), изданный императором Феодосием II 15 февраля 438 г., вступивший в силу с 1 января 439 г
Свод Юстиниана - систематическое изложение римского и византийского права, предпринятое по приказу императора Юстиниана в VI в. Основной задачей кодификации, проведенной Юстинианом, было упорядочить применение римского права в Византии, в том числе согласовать его с новым византийским законодательством. Римский правовой материал был очищен от многих устаревших норм и институтов и дополнен новыми, отражающими процесс феодализации византийского общества.Основная часть Свод Юстиниана была составлена небольшой комиссией из авторитетных юристов в 529-534 гг. Изначально Свод Юстиниана включал три части: а) официальный учебник римского частного права (Институции): б) сборник извлечений из сочинений римских юристов (латинское название - Дигесты, и греческое - Пандекты); в) сборник распоряжений (конституций) римских императоров от Андриана (II в.) до самого Юстиниана,касающихся административного, уголовного, финансового, церковного и частного права (Кодекс Юстиниана). С изданием последнего были отменены все предшествующие.правовые акты императоров.Последняя, четвертая часть Свод Юстиниана- новеллы - представляет собой сборник законов, изданных в Византийской империи в 534-556 гг. в дополнение к основному тексту кодификации.Законодательство Юстиниана завершило развитие римского права. По издании своих сборников Юстиниан запретил юристам издание всяких их толкований, допустив лишь составление указателей и переводов с латинского на греческий, и этим прекратил дальнейшее развитие юриспруденции. Составные части Свод Юстиниана сохранились лишь в рукописях, обращавшихся среди средневековых ученых-юристов. Полный текст Свод Юстиниана на латинском языке, без греческих текстов, стал известен на Западе только в XII в. В 1583 г. все четыре части Свод Юстиниана появляются в издании Дионисия Готоф-реда, под названием Corpus juris civilis (Свод гражданского (цивильного) права), сохраняющимся за ними до настоящего времени.Кодификация Юстиниана оказала влияние на развитие права многих европейских стран, создав предпосылки для последующей рецепции римского права. Свод Юстиниана действовал вплоть до падения Византийской империи в 1453 г. Свод Юстиниана являлся вспомогательным источником права в одной из частей Российской Империи - Бессарабии (ныне Молдова) вплоть до начала XX в. В ряде стран, чья правовая система основана на римско-голландском праве (ЮАР, Ботсвана, Зимбабве), на Свод Юстиниана ссылаются как на авторитетный источник права до сих пор..Додонов В.Н.
Теория государства и права находится в тесной связи и взаимодействии с многими другими, в первую очередь общественными, науками, поскольку в той или иной степени они также изучают различные системы государства и права.
Выводы одних наук служат методологической базой для изучения государства и права, кладутся в основу их теоретического осмысления. Теория государства и права опирается на такие выводы. Это касается философии, экономической науки, социологии.
Философия как наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и человеческого познания, физического, социального и духовного бытия направляет теоретическую мысль, определяет основные выводы в процессе исследования проблем возникновения, сущности и путей развития государства и права. Все юридические науки базируются на материальных основах познания мироздания. Активно используется в государственно-правовых исследованиях диалектический метод познания, такие философские категории, как сущность и явление, содержание и форма, целое и единичное, анализ и синтез, система и структура и др.
Экономическая наука, изучающая закономерности материального базиса общества, формы собственности, средства и способы производства, формулирует фундаментальные идеи о приоритете экономических факторов в трактовке государственно-правовых явлений, о роли производства, товарно-денежных отношений, форм собственности и распределения общественного продукта в формировании государства и права, в определении их сущности и роли в общественной жизни.
Социология - это наука об обществе как целостной системе, отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах, о личности как основной ценности современного общества. Она помогает рассматривать государство и право в качестве составных частей организации социальных связей и взаимоотношений. Ряд теоретиков выдвигают идеи о существовании особой отрасли юридической науки, называемой " социология права ". Ее предмет - проблемы взаимосвязи права с другими социальными явлениями.
Политология - это наука о политике, составных частях политической системы (политические партии, средства массовой информации и др.), соотношении власти и личности, коллективов людей, нормах политической этики и др. Теория государства и права дает материал для характеристики государства и права как неотъемлемых частей политической системы общества.
Психология как наука о психическом отражении действительности в процессе жизни и деятельности человека тесно связана с поведением людей, мотивами и характером их поступков. Право, как известно, устанавливает нормы поведения, регулирует деяния людей (позитивное обязывание, запрет, правомочия), разделяет их на правомерные, неправомерные (правонарушения) и безразличные для права. Таким образом, и психология, и теория государства и права довольно близки друг другу и их сотрудничество помогает эффективно решать проблемы и той и другой науки.
Под этикой обычно понимается наука о морали (нравственности) как форме общественного сознания. Моральные нормы наряду с правовыми являются основными инструментами регулирования общественных отношений. Они близки по содержанию и социальной направленности.
Герменевтика как наука о толковании и анализе письменных текстов активно используется в правоведении, поскольку источники (формы) права внешне выражаются в современной юриспруденции, как правило, в определенных письменных документах официального характера (нормативные акты, судебные прецеденты, нормативные договоры и др.), для которых их внешнее текстовое выражение имеет особое значение.