Предмет и методология теории

Теория государства и права не изучает правовые системы отдельных государств, те или иные отрасли, институты права. Ее предмет - те общие черты и закономерности, ко­торые характерны в целом для такого самостоятельного об­щественного явления, каким является право, которые свойственны всем правовым системам мира. Эта наука ис­следует весь совокупный, свойственный каждому ре­гиону мира механизм государ­ственно-правового регулиро­вания общественных отноше­ний, определяет основные пути и тенденции его разви­тия.

Государство изучается пра­воведением как правообра­зующая и правообеспечитель­ная сила. Теория государства и права анализирует его пра­вовые свойства и аспекты. Те же закономерности государ­ства, которые не связаны не­посредственно с правом (на­пример, сущность государст­венной власти, связь государ­ства с идеологией) не явля­ются предметом теории госу­дарства и права. Они входят в общий предмет политологии.

Право и государство сущест­вуют в тесной связи друг с другом и органическом един­стве. Их раздельное существо­вание практически немыс­лимо.

Позитивное право создается или санкционируется государ­ством посредством деятельно­сти правотворческих органов, обеспечивается в своем осу­ществлении принудительной силой государства. Государ­ство также организует испол­нение правовых предписаний, обеспечивает реальность их действия, создает эффектив­ный механизм правореализа­ции.

Законы же и другие источ­ники права устанавливают ос­новы взаимоотношений лич­ности с государством и его органами, закрепляют и охра­няют права и свободы чело­века и гражданина, формы правления, государственного устройства, политический ре­жим, определяют структуру и компетенцию органов госу­дарства, полномочия общест­венных объединений и юри­дических лиц.

Можно наметить две само­стоятельные части теории государства и права. Одна из них - философско-методоло­гическая часть. В нее входят наиболее общие принципи­альные основы изучения права и государства.

Другую часть теории госу­дарства и права можно было бы назвать в условном смысле конкретно-аналитической. В ней анализируются и опреде­ляются основные понятия, на­пример, функции государства, его механизм, правосознание, юридическая культура, нормы и источники права, право­творчество, система права, применение и толкование юридических норм, правоот­ношения, правонарушения, законность и правопорядок и др.

Наряду с предметом у каж­дой науки есть также и свой самостоятельный метод. Если предмет отвечает на вопрос, что изучает соответствующая наука, то ее метод представ­ляет собой совокупность приемов, способов, с помо­щью которых этот предмет исследуется.

Методы, используемые в юридической науке, – фило­софский (общемировоззренче­ский) метод, а также общена­учные и частнонаучные (спе­циальные) методы.

Материалистический под­ход определяет, что государ­ство и право - не нечто выду­манное великими мыслите­лями и правителями, что их сущность объективно предо­пределяется социально-эко­номическим строем общества, уровнем его материального и культурного развития.

Диалектика предполагает постоянную борьбу между но­вым и старым, отживающим и нарождающимся, отрицание отрицания как этапы движе­ния элементов природы и об­щества, понимание того, что абстрактной истины нет, она всегда конкретна, что истин­ность выводов науки проверя­ется практикой, что законом поступательного развития го­сударства и права является единство и борьба противо­положностей.

Общенаучные методы: логи­ческий, исторический, сис­темно-структурный, сравни­тельный, методы конкретно-социологических исследова­ний.

Логический использует приемы анализа и синтеза, ин­дукции и дедукции, гипотеза, сравнение, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот, аналогия и др.

Использование сравнитель­ного метода в правоведении послужило основанием для создания правовой компара­тивистики, которую некото­рые исследователи считают самостоятельной отраслью юридической науки.

Частнонаучные (специаль­ные) методы:

1) метод социального экспе­римента - организация прак­тической проверки действия проектируемых норм для оп­ределения целесообразности и эффективности предполагае­мых мер. Он применялся, на­пример, для проверки дейст­венности создания в стране суда присяжных, введения свободных экономических зон с льготным таможенным и на­логовым режимами;

2) статистический метод - системно-количественные способы получения, обра­ботки, анализа и обнародова­ния количественных данных о состоянии и динамике разви­тия тех или иных государст­венно-правовых явлений. Это массовые статистические на­блюдения, методы группиро­вок, средних величин, индек­сов и др.

3) метод моделирования - исследование государственно-правовых категорий (норм, институтов, функций, процес­сов) с помощью создания мо­делей.

4) математический метод связан с использованием ко­личественно-цифровых харак­теристик и применяется глав­ным образом в криминали­стике, при производстве раз­ного рода судебных и иных правовых экспертиз;

5) ряд теоретиков выделяют в качестве самостоятельного метода так называемый ки­бернетический. Он сводится в основном к использованию как технических возможно­стей кибернетики, компью­терной технологии, так и ее понятий - прямая и обратная связь, оптимальность и т.д. Такой метод применяется для разработки автоматизирован­ных систем управления, полу­чения, обработки, хранения и поиска правовой информации, определения эффективности правового регулирования, систематизированного учета нормативных актов и т.д.

4. Социально-исторические предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества. Общество - это определенный тип отношений и связей между людьми (экономических, политических, духовных, юридических и т.д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Упорядочение общественных отношений происходит при помощи публичной власти. Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов. Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается "ради прекрасной жизни".

Первоначально, на заре возникновения, социальная организация основывалась на присваивающей экономике. Постепенное развитие привело к тому, что в результате «неолитической революции» начался процесс перехода общества от присваивающей экономики к производящей: земледелие, скотоводство, металлургия и металлообработка (несколько тысячелетий). Продукты земледелия и скотоводства, производимые первоначально для собственных нужд, начали производиться в количестве, превышающем потребности самих производителей.

Это дало толчок к дальнейшему развитию производительных сил, в связи с чем возник избыток продукта (прибавочный продукт), начался процесс первоначального накопления капитала, появления частной собственности, привлечение доп.рабочей силы для развития своего производства. Развивались обменные отношения между товаропроизводителями. Продолжался дальнейший процесс общественного разделения труда и его специализации по отдельным отраслям производства. Возникают города. Постепенно с развитием имущественных отношений начала усложняться структура общества. Появились социальные группы, общности, имеющие свои интересы и особенности: военные вожди и жрецы, сословия ремесленников и купцов.

Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и функции управления (обеспечение порядка в обществе, охрана собственности). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции. Известный русский юрист П.И. Новгородцев писал, что "государство не есть только классовое господство, это прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни".

5. Теории происхождения государства стали возникать вместе с государством, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа, общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Михайловский. Видный историк Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах плеяды мыслителей XVII--XVIII вв. Гроция, Спинозы, Радищева (Россия), Гоббса, Локка (Англия), Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие. Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, - основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Также договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости.

Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Гегель. Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).

Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней -- быть достойным членом государства. Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.

Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а, в конечном счете, против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Все действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX - начале XX вв. Ее основоположники Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,- война и завоевание. Так, австрийский государствовед Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. Ф.Энгельс жестко критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы.

Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если этих условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

Марксистская теория происхождения государства отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для нее характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом.

6. Понятие «государство»: это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.

Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство - это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений.

В публичном смысле государство - универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка.

В функциональном смысле государство - способ регулирования и упорядочения общественных отношений.

Назначение и сущность государства состоят в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти - в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.

Признаки: наличие населения (гражданство) - единый общий интерес, публично-правовой союз граждан с государством, территории - территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства, публичной власти - для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления, его профессиональная деятельность; публичная власть является представительной, осуществляет свою деятельность от имени народа; признаком публичной власти является ее легитимность - признание ее народом права управлять им и подчиняться ей. Необходимо отличать легитимность власти от ее легальности; суверенитет - верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере, государственный суверенитет - это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа; системы права, налоговая и финансовая система.

7. Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть - управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Эффект власти в значительной степени действует в согласии с управляемыми людьми. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам, и во-вторых, властными полномочиями других государств.

Сама цель упорядочения общественных отношений (стремление к порядку) может достигаться и антиправовыми средствами. Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод, своей личности. Из этого следует, что сама власть нуждается в таком ценностном регуляторе, как право. Право - основа власти, основа деятельности государства, то есть организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность - в рамках права (правового закона).

Государственная власть, в свою очередь, характеризуется следующими признаками. Во-первых, для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления, который призван осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов. Осуществление государственных управленческих функций является их профессиональной деятельностью. Во-вторых, публичная власть является представительной. Она осуществляет свою деятельность от имени народа. В-третьих, признаком публичной власти является ее легитимность. Феномен легитимности государственной власти - признание ее народом права управлять им и подчиняться ей. Необходимо отличать легитимность власти от ее легальности. Не всякая легальная власть является легитимной.

8. Территория государства – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени / уменьшаться в результате поражения в войне, или увеличиваться в процессе экспансии, или изменяться в процессе экспансии, или изменяться в соответствии с договорами о делимитации границы /. Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Она может проходить по суше, водному и воздушному пространству, континентальному шельфу и т.д. / На территории государства проживает население, где в полной мере действует власть политическая.

Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как,,подданный “,,,гражданин“,,, лицо без гражданства“,, иностранец“. Гражданин -устойчивая правовая связь лица с конкретным государством. В монархических государствах, как правило, термину “гражданство” соответствует термин “подданство”. Приобретение “ гражданства ” происходит, как правило, по рождению / на основе “ права крови ”, т.е. национальной принадлежности родителей, как в Дании, Афганистане и т.д., или “ права почвы ” - по месту рождения, как в США, Аргентине/, а также в порядке натурализации, т.е. приёма в гражданство. Процедура натурализации производится на основании личного прошения или в силу особых заслуг той или иной личности перед государством. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать её от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

9. Население, народ. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей прежде всего должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права.

Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

Гражданин – это личность, действующая в политической жизни. В статье 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" содержится норма-дефиниция, которая определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Это означает отказ от прежней, соответствующей тоталитарному строю государства формулировки понятия гражданства как принадлежности лица государству. Такое определение отличается и от того, которое существовало в Законе о гражданстве 1990 г. (оно характеризовало гражданство как политико-правовую связь лица с государством).

Со времен Аристотеля слово "гражданин" означало юридически обобщенное понятие человека, но не личности. Римское слово civis (гражданин) употреблялось для именования члена римской гражданской общины (civitas). В древнерусском языке оно ассоциировалось со словом "горожанин". С конца XVII в. гражданами стали называть штатских, невоенных людей. В эпоху Петра I понятие "гражданин" означало не только принадлежность человека к государству, но и определяло человека как члена общества. После Великой Французской революции употребление терминов "свобода", "общество", "гражданин", "личность" (в значении "равноправный член общества") было запрещено, поскольку их считали крамольными.

Принцип гражданской прерогативы – наличие большего объема прав у гражданина (подданного), чем у лиц без гражданства и иностранных граждан.

10. Государственный суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

Верховенство государственной власти внутри страны означает:

- распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;

- только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;

- возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и независимость государственной власти выражаются в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет - источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую системы страны.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа.

Следовательно, государственный суверенитет - это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.

На современном этапе развития цивилизации государственный суверенитет имеет свои пределы, которые во внутренней жизни государства определяются притязаниями других субъектов права, а в международных отношениях - рамками международного права. В настоящее время в современном интегрированном мире все чаще признается, что международное право, международное сообщество и международные организации могут и должны вмешиваться во внутренние дела государств, если власть грубо нарушает права и свободы человека, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Это зафиксировано в целом ряде межгосударственных соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других. Ярким примером этого является ограничение суверенитета государств Европейского союза рамками права Европейского союза.

11. Типологии государств. С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит их группировка с помощью обобщенной и идеализированной модели или типа.
Строится типология в основном с позиции двух подходов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: