Норма права: понятие, структура, виды

Действие актов по кругу лиц

Действие нормативных актов по кругу лиц. Выяснить действие того или иного нормативного акта по кругу лиц - это значит определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания.

В одних случаях различия в действии норм права по лицам предопределены уже различиями действия норм в пространстве. Обычно нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, юридических лиц, государственных органов, организаций), находящихся на данной территории. Однако сферы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, например, нормы обязательного на всей территории России избирательного Закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных граждан, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

Специфика различных отраслей хозяйства обусловливает появление норм, действие которых распространяется лишь на работников данной отрасли. Известны, например, установленные законом льготы в пенсионном обеспечении для работников угольной и металлургической промышленности. Нормативные акты могут распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые занимают определенное должностное положение. Так, уголовную ответственность за получение взятки (ст. 290 УК РФ) могут нести только должностные лица, признанные таковыми в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ.

Общим принципом российского законодательства является то, что под его действие подпадают как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, существуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношения может выступать только гражданин России. Так, служба в Вооруженных Силах России - это обязанность исключительно ее граждан. Поэтому предписания Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. адресованы только гражданам Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г. иностранные граждане не могут принимать участия во всенародном голосовании. Во-вторых, исключение делается для тех иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам, заключенным Россией, пользуются дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности). На таких лиц (а это - послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала и т.д.) не распространяются Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Понятие.

Правовая норма - это исходный элемент, первичная "клеточка" права, это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.

Норма права - государственное повеление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны или могут вести себя в конкретной жизненной обстановке.

В отличие от нормы права так называемый индивидуальный правовой акт (например, решение арбитражного суда по конкретному делу, договор дарения), основываясь на норме, разрешает тот или иной конкретный случай, имеет разовое значение, касается индивидуально определенных лиц или иных субъектов права.

По отношению к одному лицу правовая норма - правило поведения обычно выступает в форме требования совершить определенное положительное действие (позитивная обязанность), запрещения тех или иных поступков (негативная обязанность) либо предоставления возможности вести себя соответствующим образом (правомочие). При этом она устанавливает для одной стороны должное поведение, охраняемое принудительной силой государства, а для другой - гарантированное государством возможное поведение, для одной стороны обязанность, а для другой - правомочие. В этом и заключается двусторонний, предоставительно-обязывающий характер правовой нормы.

Правовые нормы всегда существуют в определенном формально закрепленном виде.

Структура норм права.

Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Эта проблема пока еще не нашла единообразного разрешения в юридической науке. Ряд теоретиков полагают, что нормы права делятся на три части: гипотеза - указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться; диспозиция - определение самого правила поведения (юридической обязанности либо правомочия) и санкция - меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции. Другие же, в том числе и автор настоящей главы, придерживаются иной точки зрения.

Специализация норм, различие их характера и назначения в регулировании предопределяют тот факт, что отдельные нормы имеют несовпадающие части, что нет единой универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам.

Право направлено на выполнение двух основных задач: это положительное регулирование отношений, регламентирование правомерных поступков, а также охрана правовых предписаний от нарушений. Наличие указанных задач предопределяет разделение всех норм - правил поведения на два основных вида - нормы позитивного регулирования и правоохранительные нормы.

Указанные виды норм, выполняя разные функции в правовом регулировании, имеют несовпадающую структуру. Так, нормы положительного регулирования состоят из двух самостоятельных частей - гипотезы и диспозиции. Гипотеза указывает на условия, при наличии которых норма должна осуществляться, определяет сферу ее действия. Диспозиция формулирует права и обязанности участников общественных отношений (что они могут или должны делать) в условиях, предусмотренных гипотезой нормы.

Правоохранительная норма также состоит из двух элементов: диспозиция (указание на правонарушение, его признаки) и санкция (меры юридической ответственности за правонарушение, предусмотренное в диспозиции).

Санкции, сформулированные в правоохранительных нормах, бывают различных видов. Одни из них предусматривают меры "штрафного", карательного свойства. Другие санкции определяют меры, принимаемые органами государства в целях, прежде всего, восстановления нарушенного правопорядка. Таковы принудительное исполнение невыполненной обязанности (например, взыскание долга), возложение обязанности возместить причиненный имущественный ущерб, отмена незаконного акта, признание сделки недействительной и др.

Виды норм права.

Одно из оснований классификации - это деление правовых норм по отраслям права (нормы конституционного, административного, уголовного права и т.п.). Можно выделить также нормы материального и процессуального права. Выше говорилось о наличии норм позитивного регулирования и правоохранительных норм.

От того, насколько точно и определенно указаны в гипотезе фактические обстоятельства случая, правовые нормы можно разделить на определенные и относительно-определенные. В норме с определенной гипотезой условия ее реализации настолько ясны и очевидны, что в каждом случае применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие (достижение определенного возраста и наличие трудового стажа для получения пенсии). В норме с относительно-определенной гипотезой наличие или отсутствие условий реализации нормы не является для всех очевидным и определяется в каждом конкретном случае компетентным органом. В данном случае недостаточны только простая констатация и проверка таких условий, а нужно их официальное установление (например, крайняя незначительность нарушения должником обеспеченного залогом обязательства, а также явное несоответствие размера требований залогодержателя и стоимости заложенного имущества - ч. 2 ст. 348 ГК РФ, существенное нарушение договора - ч. 2 ст. 450 ГК РФ).

Весьма важно деление правовых норм по степени определенности их диспозиций на абсолютно-определенные, относительно-определенные и бланкетные. Нормы с абсолютно-определенной диспозицией точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон. Нормы с относительно-определенной диспозицией, устанавливая права и обязанности субъектов, дают им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае, в пределах нормы проявлять инициативу, самодеятельность заинтересованных лиц и органов. Бланкетная норма называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Что же касается конкретного содержания этих правил, то они даются в специальных нормативных актах отдельно от данной нормы.

Правоохранительные нормы, содержащие юридические санкции, могут делиться на виды в зависимости от степени определенности их санкций. Абсолютно-определенные санкции точно указывают, какую меру воздействия должен применить орган государства к правонарушителю (выговор, лишение воинского звания, принудительное взыскание долга и др.). Относительно-определенные санкции допускают пределы применения государственными органами различных мер правового воздействия с учетом тяжести совершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела.

Они либо содержат указание на минимум и максимум наказания, взыскания (например, от 3 до 5 лет лишения свободы) либо (а также наряду с этим) указывают на несколько видов наказания, взыскания, одно из которых может быть применено к правонарушителю (например, лишение свободы или исправительные работы). Последний вид относительно-определенной санкции нередко называют альтернативной санкцией. Существуют и так называемые кумулятивные санкции, которые допускают (или обязывают) применение к правонарушителям кроме основного также дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб, штраф с конфискацией имущества и т.п.).

В правовой системе имеются нормы, которые устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений (нормы основного регулирующего действия). Наряду с ними имеются также нормы, предусматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта (нормы вспомогательного действия).

В зависимости от действия в пространстве нормы делятся на нормы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего данную норму, и нормы местного действия. По действию во времени различаются нормы постоянного действия и временные, вступающие в действие автоматически или в определенный указанный в акте срок; нормы, имеющие обратную силу и не имеющие таковой.

По действию норм права по лицам они разделяются на общие (касаются всех граждан или всех органов и организаций, юридических лиц), специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций (например, на военнослужащих, пенсионеров, органы Министерства финансов и т.п.), исключительные, исключающие конкретный вид субъектов из общего регулирования (дипломатический иммунитет для полномочных представителей других государств), и нормы, касающиеся конкретного субъекта права (например, Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.).

Имеет большое значение деление правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие определяют правомочия граждан и других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать определенным образом. Обязывающие нормы возлагают на субъектов права обязанности совершать какие-то положительные действия. Это предусмотренная законом необходимость активного поведения. Запрещающие нормы устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые вредны обществу.

Имеются в системе права так называемые диспозитивные нормы и императивные (категорические) нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: