Антонов А.И., Борисов ВА

Вентиляция в ПРУ. Основные требования.

Способы повышения защитных свойств ПРУ.

Для повышения защитных свойств в помещении заделывают оконные и лишние дверные проемы, насыпают слой грунта на перекрытие и делают, если нужно, грунтовую подсыпку снаружи у стен, выступающих выше поверхности земли. Герметизация помещений достигается тщательной заделкой трещин, щелей и отверстий в стенах и потолке, в местах примыкания оконных и дверных проемов, ввода отопительных и водопроводных труб; подгонкой дверей и обивкой их войлоком с уплотнением притвора валиком из войлока или другой мягкой плотной ткани

Естественная вентиляция в ПРУ, размещаемых на первых этажах зданий, должна осуществляться через проемы, устраиваемые в верхней части окон или в стенках, с учетом увеличения воздухоподачи в 1,5 раза против норм для чистой вентиляции убежищ. В противорадиационных укрытиях вместимостью более 50 человек должна быть принудительная вентиляция, хотя бы простейшего типа. Количество подаваемого воздуха должно рассчитываться применительно к режиму чистой вентиляции убежищ. Воздухозаборное устройство должно размещаться на высоте не менее 2-х метров.В ПРУ с принудительной вентиляцией общепромышленными вентиляторами следует предусматривать резервную вентиляцию из расчета 3 м. куб/ч на одного укрываемого (за счет ручных вентиляторов). При использовании электроручных вентиляторов ЭРВ-72 резерв не предусматривается. Очистку от пыли воздуха, подаваемого в ПРУ механической системой вентиляции, следует предусматривать в фильтрах с коэффициентом очистки не менее 0,8.

А 72 Лекции по демографии: Учебник для вузов.— М.: Академи­ческий Проект; Альма Матер, 2011. — 592 с.— (Gaudeamus).

ISBN 978-5-8291-1342-1 (Академический Проект)

ISBN 978-5-904993-12-2 (Альма Матер)

В основу учебника положены лекции, совместно читавшиеся авторами по курсу демографии на социологическом факультете и на факультете миро­вой политики МГУ. Студентам даются базовые знания, позволяющие само­стоятельно анализировать демографическую ситуацию в стране, неравно­мерность демографического положения в мире, современные тенденции воспроизводства населения и возможности воздействия на них не посред­ством принуждения, а свободно выбираемых мер демографической полити­ки. В связи с этим широко представлены данные социолого-демографических исследований, переписей населения, статистической отчетности, результаты прогнозов.

Главное отличие данного учебника от остальных заключается в том, что здесь представлена подробная статистическая информация по современным тенденциям воспроизводства населения в России — фактически это справоч­ное издание, позволяющее найти необходимые цифры по брачности, разво- димости, рождаемости, смертности и другим демографическим процессам.

Учебник рекомендуется не только для студентов и аспирантов, но так­же и для социальных ученых, предпринимателей, журналистов, политиков, работников государственного управления, —для всех, кто интересуется про­блемами научного объяснения демографических процессов и социологиче­ского понимания массового сознания (или массовой психологии), т. е. демо­графических установок и мотивов населения.

УДК 314 ББК 60.7

© Антонов А.И., Борисов В.А., 2011 © Оригинал-макет, оформление. ISBN 978-5-8291-1342-1 Академический Проект, 2011

ISBN 978-5-904993-12-2 © Альма Матер, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

Слова «демография», «демографический» в различных словосо­четаниях теперь нередко можно встретить в газетах, услышать по радио или по телевидению. Даже в быту стали говорить о «плохой демографии» у нас, имея в виду не саму науку, а состояние демогра­фических процессов в стране. Конечно, это слишком широкое упот­ребление наименования науки, ставшей столь популярной, к сожа­лению, из-за негативного разворота демографических событий. Однако следует отметить, что в последние годы расширяется (если судить по спросу на демографические учебники) преподавание демографии на социологических, экономических, юридических и других гуманитарных факультетах университетов. При этом в стра­не по-прежнему, как ни странно, нет ни одного учебного заведения, готовящего дипломированных демографов, и даже нет — при нали­чии государственной задачи по социально-экономическому воз­действию на население — ни одного демографического факультета, выпускающего специалистов по анализу демографического положе­ния в стране, проектированию программ, путей и средств демогра­фической политики.

Демографические проблемы теперь все чаще обсуждаются на заседаниях различных представительных комиссий. К сожалению, научный уровень обсуждения демографических вопросов на этих весьма важных заседаниях не всегда достаточно высок. До сих пор, например, планы жилищного строительства и расселения создают­ся и реализуются без участия демографов и без учета прогнозов и проектов семейной технологии жизни, разрабатываемых специа­листами по фамилистике1. Между тем сегодня назрела острая необ­

[1] К примеру, жилищное строительство в городах, сфокусированное на поли- функциональном пространстве, ведется без согласования с демографами, требую­щими учитывать в проектах многоэтажных домов критерии семейности и детности (гак, квартиры «экономического класса», ориентированные не на холостяков, а на полные семьи с детьми, должны иметь отдельные спальни для девочек, мальчиков, родителей, общую комнату-гостиную, а также подсобные помещения, учитываю­щие специфику семейной жизнедеятельности). Нынешние полифункциональные планировки квартир по-прежнему закрепляют малодетный стиль жизни и способс- гиуют сокращению рождаемости, тогда как, вероятно, в связи с малочисленностью семей с тремя и более детьми (6% от всех семей с детьми) не создаются специаль­ные проекты монофункциональных жилищ для семей среднедетных и многодетных (мять и более детей); тем более нет разработок малоэтажных домов и прилегающих к мим территорий, рассчитанных только на многодетные семьи.

ходимость общественного управления (на научной основе) демо­графическими процессами. Именно общественного, а не только государственного.

В первой половине 90-х гг. наша страна вступила в стадию депо­пуляции; без преувеличения можно сказать — демографической катастрофы. Эта катастрофа выражается в беспрецедентно низкой рождаемости (уровень которой сегодня вдвое ниже, чем в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны), в очень высоком уровне разводов, в растущей доле сожительств и в крайне низкой продолжительности жизни населения, особенно мужского и сель­ского. С 1992 г. население России не растет, а сокращается, причем очень быстрыми темпами, вследствие чего постоянное население сократилось примерно на 6,5 млн чел. или на 4,6 %. При этом надо учесть, что убыль населения почти наполовину компенсировалась миграционным притоком населения (в основном русских) из ближ­него зарубежья (5,8 млн).

За счет же собственно естественной убыли, т. е. превышения числа умерших над числом родившихся (без учета иммиграции), страна уменьшилась бы к 2008 г. на 12,3 млн чел. После 2010 г. пре­кратится временное улучшение ситуации 2005 — 2009 гг., вызванное временным же улучшением структуры населения и чуть более пол­ной (но, увы, микроскопической) реализацией массовой потребно­сти в двух детях, что привело к незначительному приросту числа де­тей на одну женщину до 1,47 в 2009 г. (10 лет назад этот показатель составлял 1,19). В дальнейшем в период 2010 —25 гг. и без то го крайне низкий уровень рождаемости вновь начнет снижаться (из-за вступ­ления в брачный и репродуктивный период депопуляционных поко­лений 90-х гг. с еще более низкими репродуктивными установка­ми) — вплоть до 1,0 и, вероятно, менее (если не будет проводиться политика, направленная на укрепление и резкое увеличение доли се­мей с 3 — 4 детьми), и значит, снова станет расти убыль населения.

Нужны какие-то меры для исправления положения, какие-то программы... Но какие именно меры, какие программы? Кто их должен разрабатывать? На что они должны быть нацелены? Мас­штабных исследований рождаемости в исключительных условиях депопуляции нет, как нет научных исследований, направленных на теоретическое обоснование активной демографической политики. Тем не менее в отдельных странах с неблагоприятной (из-за низкой рождаемости) демографической ситуацией предпринимались в разные времена определенные усилия по ее исправлению. В основ­ном применялись меры материальной поддержки семей с помо­щью различного рода пособий и льгот. Как свидетельствует исто­рия, эффективность этих мер, рассчитанных лишь на незначитель­ное повышение степени удовлетворения имевшейся у большинства населения потребности в детях, невелика.

Однако даже там, где ставилась задача массового распростра­нения семьи с 3 и 4 детьми, например в Швеции 30-х гг., она оказа­лась недостижимой. Это было связано с тем, что меры социальной политики по оказанию экономической помощи профессионально инятым женщинам вне семьи и по содержанию / воспитанию де­тей в дошкольных учреждениях не выходили за пределы системы государства «всеобщего благоденствия», поскольку сама эта систе­ма велферизма ослабляла институт семьи и мотивы рождения не­скольких детей в семье1.

Необходимы более глубокие целенаправленные изменения в культуре, во всем образе жизни общества с тем, чтобы повысить престиж семейной жизни, престиж семьи с несколькими детьми, который сегодня очень низок. Для этого (т. е. для широкого распро­странения потребности населения в трех-четырехдетной семье) требуется централизованная семейно-демографическая (а не со­циальная) политика с широкомасштабными программами социо­культурных, а не только экономических преобразований. Для раз­работки же подобных программ семейно-демографического ме­неджмента и маркетинга необходимы усилия многих ученых, представителей различных наук, в первую очередь социальных, гу­манитарных (но не только их). Одним демографам такая работа не под силу. Другими словами, нужны кадры специалистов по прове­дению активной демографической политики, причем подготовка их должна вестись на соответствующих факультетах.

В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы осуществляются под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих. В свою оче­редь, сами демографические процессы оказывают влияние на ход остальных общественных процессов. К примеру, низкий уровень рождаемости ведет к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе и к обострению проблемы «отцов и детей». Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях уровня занятости на рынке труда, уровня преступности, состояния здоровья детей и молодежи, кон­курсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведе­ния, в численности призывников, детей в школах и детсадах, в колебаниях числа роддомов, дошкольных учреждений и прочих ме­дицинских, образовательных, трудовых, военных учреждений; на­конец, в изменениях жилищной обеспеченности и качества жи­лищного строительства, в т.ч. качества планировки семейных квар­тир и др.

[1] См. подробнее об этом: Карлсон Аллан. Общество —семья —личность: соци­альный кризис Америки / Перевод под ред. А.И.Антонова. М., 2003. С. 40 — 46; Кар­лсон А. Шведский эксперимент в демографической политике. М.: ИРИСЭН, 2009. С. 126, 255, 271-274.

Знание демографии, умение читать демографическую инфор­мацию необходимо и предпринимателям. Для успеха своего дела они должны уметь прогнозировать спрос на производимые ими товары и оказываемые услуги. А этот спрос зависит от состава на­селения (и его будущих изменений) по полу, возрасту, от числа и размеров семей, числа детей в семье и т. п. В ряде развитых стран, особенно в США, демография для предпринимателей быстро про­грессирует в системе демографического маркетинга как отдельное направление демографической науки, которое даже получило осо­бое наименование — демографика (demographics). Эта ветвь демо­графии изучает состав потенциальных потребителей и тенденции изменения этого состава, а также влияние демографических изме­нений на состояние потребительского рынка.

Таким образом, некоторый уровень демографической образо­ванности становится сегодня необходимым любому человеку, ка­ким бы родом деятельности он ни занимался, в такой же степени, как и знакомство с другими гуманитарными предметами. Способ­ствовать демографическому образованию в вузах и демографиче­скому просвещению общественности и призван настоящий учеб­ник. Хотя он ориентирован в первую очередь на студентов социаль­ных и социологических факультетов, тем не менее здесь могут найти что-то полезное для себя все интересующиеся демографи­ческими аспектами нашей жизни.

Цель учебника — ознакомить читателя с основными поня­тиями, показателями и методами анализа демографических про­цессов, научить видеть действительное состояние и направление демографических тенденций в стране и в мире, научить понимать демографические проблемы своей страны, оценивать их остроту и вероятные перспективы, возможные социальные последствия. В соответствии с таковой адресностью учебника главное внимание сосредоточено на обсуждении проблем простого воспроизводства населения, поскольку его достижение является не только имманен­тным требованием демографии, но и служит демографическим кри­терием благополучия страны, государственного строя, политичес­кой системы. Демография не есть сумма демографических методов и технических приемов. На основе теорий изучаемых процессов она дает научное объяснение тенденциям, отклоняющимся от не­обходимого режима воспроизводства населения и, разумеется, не сводится к методам сбора и конструирования своих показателей.

Вместе с тем, поскольку социология (социологическая демо­графия) является основой научного объяснения центрального для демографии процесса снижения рождаемости (частоты рождений в населении), без изучения элементарных понятий репродуктивно­го поведения и методов социологического измерения потребности В в детях (репродуктивных установок, норм и мотивов) в настоящем

учебнике не обойтись. Только применение поведенческого под­хода позволяет правильно оценить демографическую ситуацию, тщательно проанализировать изменения коэффициентов рождае­мости, точно определить вклад в уровень рождаемости репродук­тивного поведения и структуры населения, а также вклад в интен­сивность рождаемости потребности в определенном числе детей и степени ее реализации.

Учебник создан на базе единого курса лекций по демографии, читавшихся авторами совместно в 2000 — 2005 гг. на факультетах мировой экономики и социологии МГУ им. М.В. Ломоносова, с уче­том публикаций авторов, в т. ч. совместных. В.А. Борисову (1933 — '.'005) принадлежат лекции по тематике демографической структу­ры и процессов воспроизводства населения, предмета и методов демографии, общих коэффициентов, источников информации о населении, рождаемости и смертности, а также прогнозировании демографических трендов (лекции № 1, 2, 3.1 —3.6, 4, 5, 7, 9, 10.1 —

10.2). Этот материал взят полностью из четвертого издания первого и постсоветской России учебника, написанного высококлассным профессионалом, известным демографом (см.: Борисов В.А. Демо­графия. Учебник для вузов. М., 1-е изд. — 1999, 2-е изд. — 2002, 3-е изд. — 2003, 4-е изд. — 2005).

А.И. Антоновым осуществлены добавления новых данных за '.'005 — 2010 гг. и в связи с этим произведена редакционная правка (там, где это было необходимо, например, в комментариях по про­грамме переписи 2010 г.) и обновлены цифры в соответствующих частях текста В.А. Борисова — в разделах 3, 4, 5, 7, 9, 10. Им также написаны лекции по вопросам репродуктивного и самосохрани- п'льного поведения, демографическим аспектам семейного цикла жизни, по методологии демографического прогнозирования (3.7 и 3.8; 6; 8; 10.3 и 10.4, а также «Предисловие»).

В соавторстве написаны: разделы 1.5 и 2.1.6, раздел по схеме демографического перехода в пятой лекции (5.18), лекция 11 по де­мографической политике (на основе раздела 4 монографии: Анто­нов А.И., Борисов В.А. Динамика населения России в XXI веке и приоритеты демографической политики. М., 2006), а также про­грамма учебного курса (вместе с программой семинарских заня­тий, экзаменационными тестами и литературой по курсу), написан­ных при участии В.М. Медкова и А.Б. Синельникова (Приложения № 2 — 5). Большую помощь в подготовке данного издания оказала кандидат социологических наук В.М. Карпова в связи с обновлени­ем и перерасчетом данных.

Остается добавить, что сегодня научное объяснение и понима- иие сокращения рождаемости и депопуляции невозможно без ана­лиза социального устройства жизни, государственных и обще- | I ионных институтов, без проникновения в суть человеческого 7

поведения, без применения поведенческого подхода к анализу вос­производства населения. Отсюда возникает необходимость в учеб­никах демографии, уделяющих много внимания социологическим методам исследования демографического поведения, анализу дан­ных социолого-демографических исследований. Настоящий учеб­ник представляет собой попытку ответить на потребность в научно­педагогической литературе такого рода.

Лекция 1:ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ДЕМОГРАФИИ

Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «де­мос» — народ и «графо» — пишу, т. е., если трактовать это словосо­четание буквально, оно будет означать «народоописание», или опи­сание населения. Но демография с самого начала своей истории никогда не ограничивалась лишь описанием, ее предмет всегда был шире и глубже, демографы тяготели к анализу и объяснению на­блюдаемых тенденций демографических процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: