Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Антонов А.И., Борисов ВА




Вентиляция в ПРУ. Основные требования.

Способы повышения защитных свойств ПРУ.

Для повышения защитных свойств в помещении заделывают оконные и лишние дверные проемы, насыпают слой грунта на перекрытие и делают, если нужно, грунтовую подсыпку снаружи у стен, выступающих выше поверхности земли. Герметизация помещений достигается тщательной заделкой трещин, щелей и отверстий в стенах и потолке, в местах примыкания оконных и дверных проемов, ввода отопительных и водопроводных труб; подгонкой дверей и обивкой их войлоком с уплотнением притвора валиком из войлока или другой мягкой плотной ткани

Естественная вентиляция в ПРУ, размещаемых на первых этажах зданий, должна осуществляться через проемы, устраиваемые в верхней части окон или в стенках, с учетом увеличения воздухоподачи в 1,5 раза против норм для чистой вентиляции убежищ. В противорадиационных укрытиях вместимостью более 50 человек должна быть принудительная вентиляция, хотя бы простейшего типа. Количество подаваемого воздуха должно рассчитываться применительно к режиму чистой вентиляции убежищ. Воздухозаборное устройство должно размещаться на высоте не менее 2-х метров.В ПРУ с принудительной вентиляцией общепромышленными вентиляторами следует предусматривать резервную вентиляцию из расчета 3 м. куб/ч на одного укрываемого (за счет ручных вентиляторов). При использовании электроручных вентиляторов ЭРВ-72 резерв не предусматривается. Очистку от пыли воздуха, подаваемого в ПРУ механической системой вентиляции, следует предусматривать в фильтрах с коэффициентом очистки не менее 0,8.

А 72 Лекции по демографии: Учебник для вузов.— М.: Академи­ческий Проект; Альма Матер, 2011. — 592 с.— (Gaudeamus).

ISBN 978-5-8291-1342-1 (Академический Проект)

ISBN 978-5-904993-12-2 (Альма Матер)

В основу учебника положены лекции, совместно читавшиеся авторами по курсу демографии на социологическом факультете и на факультете миро­вой политики МГУ. Студентам даются базовые знания, позволяющие само­стоятельно анализировать демографическую ситуацию в стране, неравно­мерность демографического положения в мире, современные тенденции воспроизводства населения и возможности воздействия на них не посред­ством принуждения, а свободно выбираемых мер демографической полити­ки. В связи с этим широко представлены данные социолого-демографических исследований, переписей населения, статистической отчетности, результаты прогнозов.

Главное отличие данного учебника от остальных заключается в том, что здесь представлена подробная статистическая информация по современным тенденциям воспроизводства населения в России — фактически это справоч­ное издание, позволяющее найти необходимые цифры по брачности, разво- димости, рождаемости, смертности и другим демографическим процессам.




Учебник рекомендуется не только для студентов и аспирантов, но так­же и для социальных ученых, предпринимателей, журналистов, политиков, работников государственного управления, —для всех, кто интересуется про­блемами научного объяснения демографических процессов и социологиче­ского понимания массового сознания (или массовой психологии), т. е. демо­графических установок и мотивов населения.

УДК 314 ББК 60.7

© Антонов А.И., Борисов В.А., 2011 © Оригинал-макет, оформление. ISBN 978-5-8291-1342-1 Академический Проект, 2011

ISBN 978-5-904993-12-2 © Альма Матер, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

Слова «демография», «демографический» в различных словосо­четаниях теперь нередко можно встретить в газетах, услышать по радио или по телевидению. Даже в быту стали говорить о «плохой демографии» у нас, имея в виду не саму науку, а состояние демогра­фических процессов в стране. Конечно, это слишком широкое упот­ребление наименования науки, ставшей столь популярной, к сожа­лению, из-за негативного разворота демографических событий. Однако следует отметить, что в последние годы расширяется (если судить по спросу на демографические учебники) преподавание демографии на социологических, экономических, юридических и других гуманитарных факультетах университетов. При этом в стра­не по-прежнему, как ни странно, нет ни одного учебного заведения, готовящего дипломированных демографов, и даже нет — при нали­чии государственной задачи по социально-экономическому воз­действию на население — ни одного демографического факультета, выпускающего специалистов по анализу демографического положе­ния в стране, проектированию программ, путей и средств демогра­фической политики.



Демографические проблемы теперь все чаще обсуждаются на заседаниях различных представительных комиссий. К сожалению, научный уровень обсуждения демографических вопросов на этих весьма важных заседаниях не всегда достаточно высок. До сих пор, например, планы жилищного строительства и расселения создают­ся и реализуются без участия демографов и без учета прогнозов и проектов семейной технологии жизни, разрабатываемых специа­листами по фамилистике1. Между тем сегодня назрела острая необ­

[1] К примеру, жилищное строительство в городах, сфокусированное на поли- функциональном пространстве, ведется без согласования с демографами, требую­щими учитывать в проектах многоэтажных домов критерии семейности и детности (гак, квартиры «экономического класса», ориентированные не на холостяков, а на полные семьи с детьми, должны иметь отдельные спальни для девочек, мальчиков, родителей, общую комнату-гостиную, а также подсобные помещения, учитываю­щие специфику семейной жизнедеятельности). Нынешние полифункциональные планировки квартир по-прежнему закрепляют малодетный стиль жизни и способс- гиуют сокращению рождаемости, тогда как, вероятно, в связи с малочисленностью семей с тремя и более детьми (6% от всех семей с детьми) не создаются специаль­ные проекты монофункциональных жилищ для семей среднедетных и многодетных (мять и более детей); тем более нет разработок малоэтажных домов и прилегающих к мим территорий, рассчитанных только на многодетные семьи.

ходимость общественного управления (на научной основе) демо­графическими процессами. Именно общественного, а не только государственного.

В первой половине 90-х гг. наша страна вступила в стадию депо­пуляции; без преувеличения можно сказать — демографической катастрофы. Эта катастрофа выражается в беспрецедентно низкой рождаемости (уровень которой сегодня вдвое ниже, чем в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны), в очень высоком уровне разводов, в растущей доле сожительств и в крайне низкой продолжительности жизни населения, особенно мужского и сель­ского. С 1992 г. население России не растет, а сокращается, причем очень быстрыми темпами, вследствие чего постоянное население сократилось примерно на 6,5 млн чел. или на 4,6 %. При этом надо учесть, что убыль населения почти наполовину компенсировалась миграционным притоком населения (в основном русских) из ближ­него зарубежья (5,8 млн).

За счет же собственно естественной убыли, т. е. превышения числа умерших над числом родившихся (без учета иммиграции), страна уменьшилась бы к 2008 г. на 12,3 млн чел. После 2010 г. пре­кратится временное улучшение ситуации 2005 — 2009 гг., вызванное временным же улучшением структуры населения и чуть более пол­ной (но, увы, микроскопической) реализацией массовой потребно­сти в двух детях, что привело к незначительному приросту числа де­тей на одну женщину до 1,47 в 2009 г. (10 лет назад этот показатель составлял 1,19). В дальнейшем в период 2010 —25 гг. и без то го крайне низкий уровень рождаемости вновь начнет снижаться (из-за вступ­ления в брачный и репродуктивный период депопуляционных поко­лений 90-х гг. с еще более низкими репродуктивными установка­ми) — вплоть до 1,0 и, вероятно, менее (если не будет проводиться политика, направленная на укрепление и резкое увеличение доли се­мей с 3 — 4 детьми), и значит, снова станет расти убыль населения.

Нужны какие-то меры для исправления положения, какие-то программы... Но какие именно меры, какие программы? Кто их должен разрабатывать? На что они должны быть нацелены? Мас­штабных исследований рождаемости в исключительных условиях депопуляции нет, как нет научных исследований, направленных на теоретическое обоснование активной демографической политики. Тем не менее в отдельных странах с неблагоприятной (из-за низкой рождаемости) демографической ситуацией предпринимались в разные времена определенные усилия по ее исправлению. В основ­ном применялись меры материальной поддержки семей с помо­щью различного рода пособий и льгот. Как свидетельствует исто­рия, эффективность этих мер, рассчитанных лишь на незначитель­ное повышение степени удовлетворения имевшейся у большинства населения потребности в детях, невелика.

Однако даже там, где ставилась задача массового распростра­нения семьи с 3 и 4 детьми, например в Швеции 30-х гг., она оказа­лась недостижимой. Это было связано с тем, что меры социальной политики по оказанию экономической помощи профессионально инятым женщинам вне семьи и по содержанию / воспитанию де­тей в дошкольных учреждениях не выходили за пределы системы государства «всеобщего благоденствия», поскольку сама эта систе­ма велферизма ослабляла институт семьи и мотивы рождения не­скольких детей в семье1.

Необходимы более глубокие целенаправленные изменения в культуре, во всем образе жизни общества с тем, чтобы повысить престиж семейной жизни, престиж семьи с несколькими детьми, который сегодня очень низок. Для этого (т. е. для широкого распро­странения потребности населения в трех-четырехдетной семье) требуется централизованная семейно-демографическая (а не со­циальная) политика с широкомасштабными программами социо­культурных, а не только экономических преобразований. Для раз­работки же подобных программ семейно-демографического ме­неджмента и маркетинга необходимы усилия многих ученых, представителей различных наук, в первую очередь социальных, гу­манитарных (но не только их). Одним демографам такая работа не под силу. Другими словами, нужны кадры специалистов по прове­дению активной демографической политики, причем подготовка их должна вестись на соответствующих факультетах.

В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы осуществляются под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих. В свою оче­редь, сами демографические процессы оказывают влияние на ход остальных общественных процессов. К примеру, низкий уровень рождаемости ведет к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе и к обострению проблемы «отцов и детей». Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях уровня занятости на рынке труда, уровня преступности, состояния здоровья детей и молодежи, кон­курсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведе­ния, в численности призывников, детей в школах и детсадах, в колебаниях числа роддомов, дошкольных учреждений и прочих ме­дицинских, образовательных, трудовых, военных учреждений; на­конец, в изменениях жилищной обеспеченности и качества жи­лищного строительства, в т.ч. качества планировки семейных квар­тир и др.

[1] См. подробнее об этом: Карлсон Аллан. Общество —семья —личность: соци­альный кризис Америки / Перевод под ред. А.И.Антонова. М., 2003. С. 40 — 46; Кар­лсон А. Шведский эксперимент в демографической политике. М.: ИРИСЭН, 2009. С. 126, 255, 271-274.

Знание демографии, умение читать демографическую инфор­мацию необходимо и предпринимателям. Для успеха своего дела они должны уметь прогнозировать спрос на производимые ими товары и оказываемые услуги. А этот спрос зависит от состава на­селения (и его будущих изменений) по полу, возрасту, от числа и размеров семей, числа детей в семье и т. п. В ряде развитых стран, особенно в США, демография для предпринимателей быстро про­грессирует в системе демографического маркетинга как отдельное направление демографической науки, которое даже получило осо­бое наименование — демографика (demographics). Эта ветвь демо­графии изучает состав потенциальных потребителей и тенденции изменения этого состава, а также влияние демографических изме­нений на состояние потребительского рынка.

Таким образом, некоторый уровень демографической образо­ванности становится сегодня необходимым любому человеку, ка­ким бы родом деятельности он ни занимался, в такой же степени, как и знакомство с другими гуманитарными предметами. Способ­ствовать демографическому образованию в вузах и демографиче­скому просвещению общественности и призван настоящий учеб­ник. Хотя он ориентирован в первую очередь на студентов социаль­ных и социологических факультетов, тем не менее здесь могут найти что-то полезное для себя все интересующиеся демографи­ческими аспектами нашей жизни.

Цель учебника — ознакомить читателя с основными поня­тиями, показателями и методами анализа демографических про­цессов, научить видеть действительное состояние и направление демографических тенденций в стране и в мире, научить понимать демографические проблемы своей страны, оценивать их остроту и вероятные перспективы, возможные социальные последствия. В соответствии с таковой адресностью учебника главное внимание сосредоточено на обсуждении проблем простого воспроизводства населения, поскольку его достижение является не только имманен­тным требованием демографии, но и служит демографическим кри­терием благополучия страны, государственного строя, политичес­кой системы. Демография не есть сумма демографических методов и технических приемов. На основе теорий изучаемых процессов она дает научное объяснение тенденциям, отклоняющимся от не­обходимого режима воспроизводства населения и, разумеется, не сводится к методам сбора и конструирования своих показателей.

Вместе с тем, поскольку социология (социологическая демо­графия) является основой научного объяснения центрального для демографии процесса снижения рождаемости (частоты рождений в населении), без изучения элементарных понятий репродуктивно­го поведения и методов социологического измерения потребности Вв детях (репродуктивных установок, норм и мотивов) в настоящем

учебнике не обойтись. Только применение поведенческого под­хода позволяет правильно оценить демографическую ситуацию, тщательно проанализировать изменения коэффициентов рождае­мости, точно определить вклад в уровень рождаемости репродук­тивного поведения и структуры населения, а также вклад в интен­сивность рождаемости потребности в определенном числе детей и степени ее реализации.

Учебник создан на базе единого курса лекций по демографии, читавшихся авторами совместно в 2000 — 2005 гг. на факультетах мировой экономики и социологии МГУ им. М.В. Ломоносова, с уче­том публикаций авторов, в т. ч. совместных. В.А. Борисову (1933 — '.'005) принадлежат лекции по тематике демографической структу­ры и процессов воспроизводства населения, предмета и методов демографии, общих коэффициентов, источников информации о населении, рождаемости и смертности, а также прогнозировании демографических трендов (лекции № 1, 2, 3.1 —3.6, 4, 5, 7, 9, 10.1 —

10.2). Этот материал взят полностью из четвертого издания первого и постсоветской России учебника, написанного высококлассным профессионалом, известным демографом (см.: Борисов В.А. Демо­графия. Учебник для вузов. М., 1-е изд. — 1999, 2-е изд. — 2002, 3-е изд. — 2003, 4-е изд. — 2005).

А.И. Антоновым осуществлены добавления новых данных за '.'005 — 2010 гг. и в связи с этим произведена редакционная правка (там, где это было необходимо, например, в комментариях по про­грамме переписи 2010 г.) и обновлены цифры в соответствующих частях текста В.А. Борисова — в разделах 3, 4, 5, 7, 9, 10. Им также написаны лекции по вопросам репродуктивного и самосохрани- п'льного поведения, демографическим аспектам семейного цикла жизни, по методологии демографического прогнозирования (3.7 и 3.8; 6; 8; 10.3 и 10.4, а также «Предисловие»).

В соавторстве написаны: разделы 1.5 и 2.1.6, раздел по схеме демографического перехода в пятой лекции (5.18), лекция 11 по де­мографической политике (на основе раздела 4 монографии: Анто­нов А.И., Борисов В.А. Динамика населения России в XXI веке и приоритеты демографической политики. М., 2006), а также про­грамма учебного курса (вместе с программой семинарских заня­тий, экзаменационными тестами и литературой по курсу), написан­ных при участии В.М. Медкова и А.Б. Синельникова (Приложения № 2 — 5). Большую помощь в подготовке данного издания оказала кандидат социологических наук В.М. Карпова в связи с обновлени­ем и перерасчетом данных.

Остается добавить, что сегодня научное объяснение и понима- иие сокращения рождаемости и депопуляции невозможно без ана­лиза социального устройства жизни, государственных и обще- | I ионных институтов, без проникновения в суть человеческого 7

поведения, без применения поведенческого подхода к анализу вос­производства населения. Отсюда возникает необходимость в учеб­никах демографии, уделяющих много внимания социологическим методам исследования демографического поведения, анализу дан­ных социолого-демографических исследований. Настоящий учеб­ник представляет собой попытку ответить на потребность в научно­педагогической литературе такого рода.

Лекция 1 :ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ДЕМОГРАФИИ

Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «де­мос» — народ и «графо» — пишу, т. е., если трактовать это словосо­четание буквально, оно будет означать «народоописание», или опи­сание населения. Но демография с самого начала своей истории никогда не ограничивалась лишь описанием, ее предмет всегда был шире и глубже, демографы тяготели к анализу и объяснению на­блюдаемых тенденций демографических процессов.





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 1311; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 9081 - | 7269 - или читать все...

Читайте также:

  1. JS Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М., 1995. С. 25
  2. Антон Антонович Дельвиг (1798 - 1831) – поэт и издатель
  3. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000. С. 107-108
  4. Борисов
  5. ВВЕДЕНИЕ. См.: Семьяи семейная политика в Псковской области / Под ред. Н.В. Васильевой и В.Н. Архангельского. Псков, 1994.С. 180-181; см. также: Борисов В.А.Цит. соч
  6. Дополнительная. 1. Антонов Д.Н. Об архивном нестроении в работе с документами личного происхождения//Отечественные архивы. 1992.№5. С.121-123
  7. Ивана Антоновича (1730-1741)
  8. История вопроса. Об авторе: Виктор Борисович Супян - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института США и Канады РАН
  9. Лекция 13. Эволюция и перспективы развития демографических процессов в России. 1. Антонов А. И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадка семьи и депопуляции. –
  10. Попова А.И., Дроздов Н.И., Шилова М.И., Иванов В.П., Самотик Л.Г
  11. Татьяна Борисовна Перфилова


 

3.215.182.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.