Вентиляция в ПРУ. Основные требования.
Способы повышения защитных свойств ПРУ.
Для повышения защитных свойств в помещении заделывают оконные и лишние дверные проемы, насыпают слой грунта на перекрытие и делают, если нужно, грунтовую подсыпку снаружи у стен, выступающих выше поверхности земли. Герметизация помещений достигается тщательной заделкой трещин, щелей и отверстий в стенах и потолке, в местах примыкания оконных и дверных проемов, ввода отопительных и водопроводных труб; подгонкой дверей и обивкой их войлоком с уплотнением притвора валиком из войлока или другой мягкой плотной ткани
Естественная вентиляция в ПРУ, размещаемых на первых этажах зданий, должна осуществляться через проемы, устраиваемые в верхней части окон или в стенках, с учетом увеличения воздухоподачи в 1,5 раза против норм для чистой вентиляции убежищ. В противорадиационных укрытиях вместимостью более 50 человек должна быть принудительная вентиляция, хотя бы простейшего типа. Количество подаваемого воздуха должно рассчитываться применительно к режиму чистой вентиляции убежищ. Воздухозаборное устройство должно размещаться на высоте не менее 2-х метров.В ПРУ с принудительной вентиляцией общепромышленными вентиляторами следует предусматривать резервную вентиляцию из расчета 3 м. куб/ч на одного укрываемого (за счет ручных вентиляторов). При использовании электроручных вентиляторов ЭРВ-72 резерв не предусматривается. Очистку от пыли воздуха, подаваемого в ПРУ механической системой вентиляции, следует предусматривать в фильтрах с коэффициентом очистки не менее 0,8.
А 72 Лекции по демографии: Учебник для вузов.— М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. — 592 с.— (Gaudeamus).
ISBN 978-5-8291-1342-1 (Академический Проект)
ISBN 978-5-904993-12-2 (Альма Матер)
В основу учебника положены лекции, совместно читавшиеся авторами по курсу демографии на социологическом факультете и на факультете мировой политики МГУ. Студентам даются базовые знания, позволяющие самостоятельно анализировать демографическую ситуацию в стране, неравномерность демографического положения в мире, современные тенденции воспроизводства населения и возможности воздействия на них не посредством принуждения, а свободно выбираемых мер демографической политики. В связи с этим широко представлены данные социолого-демографических исследований, переписей населения, статистической отчетности, результаты прогнозов.
Главное отличие данного учебника от остальных заключается в том, что здесь представлена подробная статистическая информация по современным тенденциям воспроизводства населения в России — фактически это справочное издание, позволяющее найти необходимые цифры по брачности, разво- димости, рождаемости, смертности и другим демографическим процессам.
Учебник рекомендуется не только для студентов и аспирантов, но также и для социальных ученых, предпринимателей, журналистов, политиков, работников государственного управления, —для всех, кто интересуется проблемами научного объяснения демографических процессов и социологического понимания массового сознания (или массовой психологии), т. е. демографических установок и мотивов населения.
УДК 314 ББК 60.7
© Антонов А.И., Борисов В.А., 2011 © Оригинал-макет, оформление. ISBN 978-5-8291-1342-1 Академический Проект, 2011
ISBN 978-5-904993-12-2 © Альма Матер, 2011
ПРЕДИСЛОВИЕ
Слова «демография», «демографический» в различных словосочетаниях теперь нередко можно встретить в газетах, услышать по радио или по телевидению. Даже в быту стали говорить о «плохой демографии» у нас, имея в виду не саму науку, а состояние демографических процессов в стране. Конечно, это слишком широкое употребление наименования науки, ставшей столь популярной, к сожалению, из-за негативного разворота демографических событий. Однако следует отметить, что в последние годы расширяется (если судить по спросу на демографические учебники) преподавание демографии на социологических, экономических, юридических и других гуманитарных факультетах университетов. При этом в стране по-прежнему, как ни странно, нет ни одного учебного заведения, готовящего дипломированных демографов, и даже нет — при наличии государственной задачи по социально-экономическому воздействию на население — ни одного демографического факультета, выпускающего специалистов по анализу демографического положения в стране, проектированию программ, путей и средств демографической политики.
Демографические проблемы теперь все чаще обсуждаются на заседаниях различных представительных комиссий. К сожалению, научный уровень обсуждения демографических вопросов на этих весьма важных заседаниях не всегда достаточно высок. До сих пор, например, планы жилищного строительства и расселения создаются и реализуются без участия демографов и без учета прогнозов и проектов семейной технологии жизни, разрабатываемых специалистами по фамилистике1. Между тем сегодня назрела острая необ
[1] К примеру, жилищное строительство в городах, сфокусированное на поли- функциональном пространстве, ведется без согласования с демографами, требующими учитывать в проектах многоэтажных домов критерии семейности и детности (гак, квартиры «экономического класса», ориентированные не на холостяков, а на полные семьи с детьми, должны иметь отдельные спальни для девочек, мальчиков, родителей, общую комнату-гостиную, а также подсобные помещения, учитывающие специфику семейной жизнедеятельности). Нынешние полифункциональные планировки квартир по-прежнему закрепляют малодетный стиль жизни и способс- гиуют сокращению рождаемости, тогда как, вероятно, в связи с малочисленностью семей с тремя и более детьми (6% от всех семей с детьми) не создаются специальные проекты монофункциональных жилищ для семей среднедетных и многодетных (мять и более детей); тем более нет разработок малоэтажных домов и прилегающих к мим территорий, рассчитанных только на многодетные семьи.
ходимость общественного управления (на научной основе) демографическими процессами. Именно общественного, а не только государственного.
В первой половине 90-х гг. наша страна вступила в стадию депопуляции; без преувеличения можно сказать — демографической катастрофы. Эта катастрофа выражается в беспрецедентно низкой рождаемости (уровень которой сегодня вдвое ниже, чем в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны), в очень высоком уровне разводов, в растущей доле сожительств и в крайне низкой продолжительности жизни населения, особенно мужского и сельского. С 1992 г. население России не растет, а сокращается, причем очень быстрыми темпами, вследствие чего постоянное население сократилось примерно на 6,5 млн чел. или на 4,6 %. При этом надо учесть, что убыль населения почти наполовину компенсировалась миграционным притоком населения (в основном русских) из ближнего зарубежья (5,8 млн).
За счет же собственно естественной убыли, т. е. превышения числа умерших над числом родившихся (без учета иммиграции), страна уменьшилась бы к 2008 г. на 12,3 млн чел. После 2010 г. прекратится временное улучшение ситуации 2005 — 2009 гг., вызванное временным же улучшением структуры населения и чуть более полной (но, увы, микроскопической) реализацией массовой потребности в двух детях, что привело к незначительному приросту числа детей на одну женщину до 1,47 в 2009 г. (10 лет назад этот показатель составлял 1,19). В дальнейшем в период 2010 —25 гг. и без то го крайне низкий уровень рождаемости вновь начнет снижаться (из-за вступления в брачный и репродуктивный период депопуляционных поколений 90-х гг. с еще более низкими репродуктивными установками) — вплоть до 1,0 и, вероятно, менее (если не будет проводиться политика, направленная на укрепление и резкое увеличение доли семей с 3 — 4 детьми), и значит, снова станет расти убыль населения.
Нужны какие-то меры для исправления положения, какие-то программы... Но какие именно меры, какие программы? Кто их должен разрабатывать? На что они должны быть нацелены? Масштабных исследований рождаемости в исключительных условиях депопуляции нет, как нет научных исследований, направленных на теоретическое обоснование активной демографической политики. Тем не менее в отдельных странах с неблагоприятной (из-за низкой рождаемости) демографической ситуацией предпринимались в разные времена определенные усилия по ее исправлению. В основном применялись меры материальной поддержки семей с помощью различного рода пособий и льгот. Как свидетельствует история, эффективность этих мер, рассчитанных лишь на незначительное повышение степени удовлетворения имевшейся у большинства населения потребности в детях, невелика.
Однако даже там, где ставилась задача массового распространения семьи с 3 и 4 детьми, например в Швеции 30-х гг., она оказалась недостижимой. Это было связано с тем, что меры социальной политики по оказанию экономической помощи профессионально инятым женщинам вне семьи и по содержанию / воспитанию детей в дошкольных учреждениях не выходили за пределы системы государства «всеобщего благоденствия», поскольку сама эта система велферизма ослабляла институт семьи и мотивы рождения нескольких детей в семье1.
Необходимы более глубокие целенаправленные изменения в культуре, во всем образе жизни общества с тем, чтобы повысить престиж семейной жизни, престиж семьи с несколькими детьми, который сегодня очень низок. Для этого (т. е. для широкого распространения потребности населения в трех-четырехдетной семье) требуется централизованная семейно-демографическая (а не социальная) политика с широкомасштабными программами социокультурных, а не только экономических преобразований. Для разработки же подобных программ семейно-демографического менеджмента и маркетинга необходимы усилия многих ученых, представителей различных наук, в первую очередь социальных, гуманитарных (но не только их). Одним демографам такая работа не под силу. Другими словами, нужны кадры специалистов по проведению активной демографической политики, причем подготовка их должна вестись на соответствующих факультетах.
В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы осуществляются под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих. В свою очередь, сами демографические процессы оказывают влияние на ход остальных общественных процессов. К примеру, низкий уровень рождаемости ведет к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе и к обострению проблемы «отцов и детей». Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях уровня занятости на рынке труда, уровня преступности, состояния здоровья детей и молодежи, конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения, в численности призывников, детей в школах и детсадах, в колебаниях числа роддомов, дошкольных учреждений и прочих медицинских, образовательных, трудовых, военных учреждений; наконец, в изменениях жилищной обеспеченности и качества жилищного строительства, в т.ч. качества планировки семейных квартир и др.
[1] См. подробнее об этом: Карлсон Аллан. Общество —семья —личность: социальный кризис Америки / Перевод под ред. А.И.Антонова. М., 2003. С. 40 — 46; Карлсон А. Шведский эксперимент в демографической политике. М.: ИРИСЭН, 2009. С. 126, 255, 271-274.
Знание демографии, умение читать демографическую информацию необходимо и предпринимателям. Для успеха своего дела они должны уметь прогнозировать спрос на производимые ими товары и оказываемые услуги. А этот спрос зависит от состава населения (и его будущих изменений) по полу, возрасту, от числа и размеров семей, числа детей в семье и т. п. В ряде развитых стран, особенно в США, демография для предпринимателей быстро прогрессирует в системе демографического маркетинга как отдельное направление демографической науки, которое даже получило особое наименование — демографика (demographics). Эта ветвь демографии изучает состав потенциальных потребителей и тенденции изменения этого состава, а также влияние демографических изменений на состояние потребительского рынка.
Таким образом, некоторый уровень демографической образованности становится сегодня необходимым любому человеку, каким бы родом деятельности он ни занимался, в такой же степени, как и знакомство с другими гуманитарными предметами. Способствовать демографическому образованию в вузах и демографическому просвещению общественности и призван настоящий учебник. Хотя он ориентирован в первую очередь на студентов социальных и социологических факультетов, тем не менее здесь могут найти что-то полезное для себя все интересующиеся демографическими аспектами нашей жизни.
Цель учебника — ознакомить читателя с основными понятиями, показателями и методами анализа демографических процессов, научить видеть действительное состояние и направление демографических тенденций в стране и в мире, научить понимать демографические проблемы своей страны, оценивать их остроту и вероятные перспективы, возможные социальные последствия. В соответствии с таковой адресностью учебника главное внимание сосредоточено на обсуждении проблем простого воспроизводства населения, поскольку его достижение является не только имманентным требованием демографии, но и служит демографическим критерием благополучия страны, государственного строя, политической системы. Демография не есть сумма демографических методов и технических приемов. На основе теорий изучаемых процессов она дает научное объяснение тенденциям, отклоняющимся от необходимого режима воспроизводства населения и, разумеется, не сводится к методам сбора и конструирования своих показателей.
Вместе с тем, поскольку социология (социологическая демография) является основой научного объяснения центрального для демографии процесса снижения рождаемости (частоты рождений в населении), без изучения элементарных понятий репродуктивного поведения и методов социологического измерения потребности В в детях (репродуктивных установок, норм и мотивов) в настоящем
учебнике не обойтись. Только применение поведенческого подхода позволяет правильно оценить демографическую ситуацию, тщательно проанализировать изменения коэффициентов рождаемости, точно определить вклад в уровень рождаемости репродуктивного поведения и структуры населения, а также вклад в интенсивность рождаемости потребности в определенном числе детей и степени ее реализации.
Учебник создан на базе единого курса лекций по демографии, читавшихся авторами совместно в 2000 — 2005 гг. на факультетах мировой экономики и социологии МГУ им. М.В. Ломоносова, с учетом публикаций авторов, в т. ч. совместных. В.А. Борисову (1933 — '.'005) принадлежат лекции по тематике демографической структуры и процессов воспроизводства населения, предмета и методов демографии, общих коэффициентов, источников информации о населении, рождаемости и смертности, а также прогнозировании демографических трендов (лекции № 1, 2, 3.1 —3.6, 4, 5, 7, 9, 10.1 —
10.2). Этот материал взят полностью из четвертого издания первого и постсоветской России учебника, написанного высококлассным профессионалом, известным демографом (см.: Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. М., 1-е изд. — 1999, 2-е изд. — 2002, 3-е изд. — 2003, 4-е изд. — 2005).
А.И. Антоновым осуществлены добавления новых данных за '.'005 — 2010 гг. и в связи с этим произведена редакционная правка (там, где это было необходимо, например, в комментариях по программе переписи 2010 г.) и обновлены цифры в соответствующих частях текста В.А. Борисова — в разделах 3, 4, 5, 7, 9, 10. Им также написаны лекции по вопросам репродуктивного и самосохрани- п'льного поведения, демографическим аспектам семейного цикла жизни, по методологии демографического прогнозирования (3.7 и 3.8; 6; 8; 10.3 и 10.4, а также «Предисловие»).
В соавторстве написаны: разделы 1.5 и 2.1.6, раздел по схеме демографического перехода в пятой лекции (5.18), лекция 11 по демографической политике (на основе раздела 4 монографии: Антонов А.И., Борисов В.А. Динамика населения России в XXI веке и приоритеты демографической политики. М., 2006), а также программа учебного курса (вместе с программой семинарских занятий, экзаменационными тестами и литературой по курсу), написанных при участии В.М. Медкова и А.Б. Синельникова (Приложения № 2 — 5). Большую помощь в подготовке данного издания оказала кандидат социологических наук В.М. Карпова в связи с обновлением и перерасчетом данных.
Остается добавить, что сегодня научное объяснение и понима- иие сокращения рождаемости и депопуляции невозможно без анализа социального устройства жизни, государственных и обще- | I ионных институтов, без проникновения в суть человеческого 7
поведения, без применения поведенческого подхода к анализу воспроизводства населения. Отсюда возникает необходимость в учебниках демографии, уделяющих много внимания социологическим методам исследования демографического поведения, анализу данных социолого-демографических исследований. Настоящий учебник представляет собой попытку ответить на потребность в научнопедагогической литературе такого рода.
Лекция 1:ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ДЕМОГРАФИИ
Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» — народ и «графо» — пишу, т. е., если трактовать это словосочетание буквально, оно будет означать «народоописание», или описание населения. Но демография с самого начала своей истории никогда не ограничивалась лишь описанием, ее предмет всегда был шире и глубже, демографы тяготели к анализу и объяснению наблюдаемых тенденций демографических процессов.