Федеральный закон о Всероссийской переписи населения от 25. 01. 2002 №8-фз

Заключение

Очевидно, что Российская Федерация сейчас находится в стадии демографического кризиса, преодолеть который будет непросто. Подводя общие итоги, необходимо отметить, все меры преодоления демографического кризиса несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне.Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.С целью определения стратегии государственной социально-демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально-демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.Кроме того, требуется разработка Правительством Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса. В Программе целесообразно предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения; повышение уровня здоровья и качества жизни россиян, обеспечение государственных гарантий гражданам на бесплатную медицинскую помощь, объемы и условия его получения; формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного поведения, здоровой и продолжительной жизни, всемерное укрепление института семьи, другие меры, способствующие коренному улучшению демографической ситуации в России.Для разрешения опасной демографической проблемы России должна не только возрастать рождаемость, но и снижаться смертность её граждан. Одни призывы российских властей к «электорату» как можно больше плодиться и размножаться не позволят справиться с этой проблемой, если одновременно не будет существенно увеличиваться продолжительность активной человеческой жизни. Но для роста положительного сальдо демографического баланса именно государство своей политикой должно обеспечивать возникновение необходимых для этого условий - социально-экономических, экологических и прочих. Важное место в этом ряду занимает качественное медицинское обслуживание населения – значимый фактор устойчивого экономического развития и безопасности страны.

[1] [1] стр. 51

[2] [1] стр. 54

[3] [1] стр. 59

[4] [1] стр. 72

[5][1] стр. 76

[6] [1] стр. 83

[7] [1] стр. 89

[8] [1] стр. 94

[9] [4] стр. 316

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально - экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.

Статья 1. Всероссийская перепись населения и основные принципы ее проведения

1. Всероссийская перепись населения (далее также - перепись населения) представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений.

2. Всероссийская перепись населения проводится с соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища.

3. Сведения, полученные в ходе Всероссийской переписи населения, не могут быть использованы в целях причи­нения имущественного и морального вреда человеку и гражданину, затруднения реализации его прав и свобод.

4. Участие во Всероссийской переписи населения является общественной обязанностью человека и гражданина.

Статья 2. Правовая основа Всероссийской переписи населения

Правовой основой Всероссийской переписи населения являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Периодичность проведения, срок проведения и дата Всероссийской переписи населения

1. Всероссийская перепись населения проводится не реже чем один раз в десять лет.

2. Срок проведения Всероссийской переписи населения представляет собой период, в течение которого осуществляется сбор сведений о населении. Дата Всероссийской переписи населения представляет собой момент (год, месяц, день и час), на который осуществляются сбор сведений о населении и его учет.

3. Срок проведения и дата Всероссийской переписи населения устанавливаются Правительством РФ.

Статья 4. Лица, подлежащие Всероссийской переписи населения

1. Всероссийской переписи населения подлежат:

1) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

2) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, но находящиеся на дату Всероссийской переписи населения за пределами Российской Федерации.

2. Всероссийской переписи населения не подлежат иностранные граждане, обладающие иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 5. Организация проведения Всероссийской переписи населения

1. В целях проведения Всероссийской переписи населения Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями определяет:

1) федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения и ее методологическое обеспечение (далее - федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения);

2) федеральные органы исполнительной власти, ответственные за:

· организацию и методическое обеспечение работ по изготовлению картографических материалов (схематические планы городских и сельских поселений, карты административных районов), необходимых для проведения Всероссийской переписи населения;

· проведение переписи отдельных категорий населения;

· обеспечение безопасности лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, сохранности переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения;

3) особенности организации и проведения переписи населения на отдельных территориях РФ.

2. Федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством РФ в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, при осуществлении своих полномочий по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ. Координация деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ может быть возложена на специальный орган (комиссию), создаваемый в этих целях Правительством РФ.

3. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями оказывают содействие федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, в осуществлении его полномочий:

1) уточняют перечень и границы муниципальных образований, обеспечивают наличие в муниципальных образованиях указателей с названиями улиц, номерами домов и квартир;

2) предоставляют необходимые картографические материалы;

3) предоставляют помещения, оборудованные средствами связи и пригодные для работы лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения, транспортные средства, средства связи, а также необходимые сведения и материалы.

4. Органы местного самоуправления оказывают содействие федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, в привлечении граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору сведений о населении.

Статья 6. Сведения о населении и порядок их сбора

1. Сведения о населении могут содержать следующие данные о лицах, подлежащих Всероссийской переписи населения:

· пол;

· возраст (дата рождения);

· гражданство (состояние в гражданстве, наличие двойного гражданства, наименование государства или государств, гражданином которых является опрашиваемое лицо);

· национальная принадлежность;

· владение языками (родной язык, русский язык, другой язык или другие языки);

· образование общее (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее) и профессиональное (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное);

· состояние в браке;

· количество детей;

· родственные отношения с проживающими совместно лицами;

· место рождения (наименование государства, субъекта Российской Федерации);

· место жительства и (или) место пребывания (наименование государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, городского, сельского поселения);

· жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства жилого помещения);

· источники средств к существованию (доход от трудовой деятельности или иного занятия, пенсия, в том числе пенсия по инвалидности, стипендия, пособие, другой вид государственного обеспечения, иной источник средств к существованию);

· занятость (наличие работы или иного занятия, являющихся источниками средств к существованию, либо их отсутствие).

О лицах, временно находящихся на территории РФ, но постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется сбор сведений, касающихся цели их приезда в Российскую Федерацию.

2. Сбор сведений о населении, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, а равно принуждение опрашиваемых лиц предоставить о себе указанные сведения не допускается.

3. Сбор сведений о населении осуществляется путем опроса населения и заполнения переписных листов при обходе жилых и иных помещений, в которых проживают (пребывают) опрашиваемые лица. Сбор указанных сведений также может осуществляться либо с использованием средств связи, либо в специальных помещениях, предоставляемых для этих целей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

4. Опрос населения осуществляется на русском языке. В республиках, входящих в состав РФ, опрос населения может осуществляться на государственном языке соответствующей республики. В местах компактного проживания коренных малочисленных народов опрос населения может осуществляться на языке соответствующего коренного малочисленного народа. В случае, если опрашиваемое лицо не владеет языком, на котором осуществляется опрос, ему обеспечивается право на пользование услугами переводчика.

5. Переписные листы заполняются лицами, осуществляющими сбор сведений о населении, на русском языке со слов опрашиваемых.

Статья 7. Переписные листы и иные документы Всероссийской переписи населения

1. Переписной лист представляет собой документ установленного образца, содержащий полученные в ходе проведения Всероссийской переписи населения сведения о лицах, находящихся на дату ее проведения на территории Российской Федерации.

2. Бланки переписных листов содержат вопросы к опрашиваемым лицам в целях получения сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Формы бланков переписных листов утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Переписные листы и иные документы Всероссийской переписи населения, содержащие сведения о населении, имеют защиту, степень которой определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Порядок хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Гарантии защиты сведений о населении, содержащихся в переписных листах

1. Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению (распространению) и используются в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов.

2. Обработка сведений о населении, содержащихся в переписных листах, осуществляется в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного искажения.

3. Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, а также иные лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имеют доступ к сведениям о населении, содержащимся в переписных листах, и допустили утрату или разглашение этих сведений либо фальсифицировали эти сведения или содействовали их фальсификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность не разглашать конфиденциальную информацию о населении, полученную в ходе проведения переписи населения, должна предусматриваться трудовыми договорами, заключенными с гражданами, привлеченными к работе по проведению переписи населения, а в отношении должностных лиц - нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Статья 9. Лица, осуществляющие сбор сведений о населении, и оплата их труда

1. К работе по сбору сведений о населении привлекаются граждане РФ, прошедшие специальное обучение.

2. Организация обучения и условия оплаты труда лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Подведение итогов Всероссийской переписи населения и их опубликование

1. Подведение итогов Всероссийской переписи населения осуществляется в порядке и в срок, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Итоги Всероссийской переписи населения являются доступными каждому и подлежат официальному опубликованию.

Статья 11. Источники финансирования Всероссийской переписи населения

1. Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением Всероссийской переписи населения, подведением и опубликованием ее итогов, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

2. Финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных подпунктом 3 пунк­та 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах средств, передаваемых соответственно субъектам РФ и муниципальным образованиям из федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ.

3. Правительством РФ определяется порядок передачи бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам средств из федерального бюджета для финансирования расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

"ВАС ПЕРЕПИШУТ БЕЗ ПАСПОРТА"

Начинается массированная рекламная компания по организации переписи 2002 года, проведение которой запланировано на октябрь. Но, как выяснили "Известия", в столичных мегаполисах - Москве и Санкт-Петербурге, пробная перепись идет уже с ноября 2000 года. О том, почему к крупнейшим городам страны такое избирательное внимание, и как вписать себя в реестр России третьего тысячелетия, рассказывает начальник управления переписи населения Госкомстата РФ Ирина ЗБАРСКАЯ.

- Впервые перепись будет проводиться не по высочайшему велению государя-императора, каковой была первая в истории России перепись 1897 года, и не по указу ЦК компартии, каковыми были все остальные переписи, а по федеральному закону. И государство гарантирует: те сведения, которые будут получены в ходе переписи, будут носить конфиденциальный характер и не будут использоваться с целью причинения вреда человеку.

- Что такого конфиденциального я вам должен сообщить?

- Характеристику вашего жилого помещения и источники средств существования. Однако нас интересует не размер вашего дохода, это ваша тайна, а то, что помогает определить структуру общества: ваши доходы от трудовой деятельности, пособия по безработице, частного бизнеса, пенсии или от чего-то иного. Всего в переписном листе указано 12 источников доходов. На эти вопросы будут отвечать все, а на дополнительных шесть вопросов, характеризующих экономическую занятость населения и маятниковую миграцию, свойственную большим городам - каждый четвертый. Грубо говоря, каждая четвертая семья будет выбираться в больших городах, для которых маятниковая миграция - стиль жизни последних лет, еще не изученный нами. Речь идет о Москве и Подмосковье, о Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Проблема, известная всем: люди живут в Московской или даже Тульской, Тверской областях, а на работу ездят в Москву. И наоборот. Нам важно понять механизм и природу этих маятниковых потоков.

- Есть гарантия, что гражданин, который даст вам закрытую информацию о себе, не пострадает оттого, что ею воспользуются фискальные или карательные органы?

- Есть. Мы не будем у участников переписи просить паспорта. Нас они не интересуют в принципе. Наша цель - формирование федеральных информационных ресурсов обезличенного порядка: пол, возраст, образование, формы доходов. Фамилию мы закодировать не можем, но вы можете указать ее на выбор.

- А если я просто не открою дверь?

- К сожалению, столичные города самые трудные в этом смысле. Вопросы переписного листа не таят для человека никакой опасности. Мы не спрашиваем, платите ли вы алименты, судимы или укрываетесь от закона. Наша цель - снять страхи. С этой целью мы осенью 2000 года провели пробную перепись в Преображенском районе Москвы, в Красногорском районе Московской области и в части Фрунзенского района Владивостока. Увы, вопрос "дверей" - едва ли не главный, действительно, люди не открывают. Мы поняли, что нужно выходить на ЖЭК, дружить с охраной и консьержками. Также мы впервые апробировали перепись на стационарных участках, по аналогии с выборами. Плюс перепись по телефону. Таким путем мы рассчитываем переписать до 10 процентов жителей Москвы и Петербурга.

- Между прочим, по данным Фонда "Общественное мнение", если в ноябре 2000 года в переписи планировали принять участие до 75 процентов населения, то в ноябре 2001 года - уже до 89 процентов. Но, к сожалению, именно по Москве и Санкт-Петербургу эта степень доверия ниже - до 65-70 процентов. Степень информированности о правилах переписи в столицах тоже ниже. Причина банальна: перепись организуется регионами, а в столицах, особенно в Москве, жители предпочитают читать, смотреть и слушать федеральные СМИ.

- К разряду какой миграции вы отнесете людей, которые прописаны в России или даже в СНГ, а живут в Москве годами?

- Нас прописка не интересует. Мы переписываем со слов опрашиваемого. Если он в Москве живет и работает больше года, а прописан где-то в другом месте, мы его регистрируем как москвича. Наш критерий - не прописка, а постоянное место проживания.

- Гигантская проблема любого мегаполиса - нелегальные жители. как будет вестись их учет?

- Мы выходим на лидеров диаспор, на самые многочисленные землячества Москвы и Петербурга: азербайджанское, китайское и вьетнамское с тем, чтобы разъяснить - карательных мер для нелегалов не будет. В этом смысле особый город - Петербург. Ведь когда на стол президенту Путину положили записку о том, что в одной квартире Петербурга прописано 420 человек, чиновники умолчали о важной детали - помимо физических лиц в жилых помещениях Петербурга прописывают до сотни юридических лиц в одной квартире. Но проблемы регистрации - не наша компетенция. Наша цель - просто переписать население. В случае с нелегалами - будем переписывать на рынках, стройплощадках, в общежитиях.

- Какой процент погрешности вы допускаете?

- В случае с нелегалами - до 1,5 процентов, в случае с остальным населением - 0,5 -1 процент. Это немного.

Владимир ЕМЕЛЬЯНЕНКО. "Известия", 12 марта 2002 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: