Текущий учет демографических событий

Перепись 2010.

Вопросы, связанные с другими обследованиями

обычно варьируются от переписи к переписи и полностью определяются задачами текущего момента.

В переписи 2002 г. эти вопросы были связаны с особенностями занятости, источниками доходов и условиями проживания (на них отвечало 25% опрашиваемых).

В 2007 году Федеральной службой государственной статистики с участием территориальных органов государственной статистики разработаны проект программы и Концепция по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года.

Проект Программы прошел тестирование в 15 субъектах Российской Федерации, социологическое изучение восприятия вопросов респондентами в трех субъектах Российской Федерации и будет проверяться при пробной переписи населения, проведение которой запланировано на октябрь 2008 г.

в Петроградском районе г.Санкт-Петербурга, Центральном районе г. Хабаровска и части городского округа Балашиха Московской области.

В ходе пробной переписи предусматривается получение оценок затрат времени и средств для выбора наиболее экономичного и рационального варианта.

Всероссийская перепись населения проведена в 3 этапа:

первый этап – подготовительный период (2007г. – сентябрь 2010г.);

второй этап – проведение переписи населения (октябрь 2010г.);

третий этап – обработка полученных сведений, формирование итогов, их публикация и распространение (ноябрь 2010г. – 2013г).

Единицей наблюдения, как и в большинстве стран, будет домохозяйство, а не семья.

Бланки вопросников, которые будут использоваться переписчиками при проведении всероссийской переписи населения в 2010 году, будут значительно доработаны с тем, чтобы узнать, в каких условиях живут россияне, сколько детей планируют иметь и каков их социальный статус.

В частности, появились вопросы о количестве браков, в которых состоял гражданин, о дате вступления в первый брак, дате рождения первого ребенка, а также о планах по количеству детей в семье.

Другой блок вопросов, претерпевший значительные изменения, касается благоустройства жилого помещения. Переписчики будут спрашивать россиян о типе водопровода и в целом водоснабжения, о типе канализации, наличии ванны или душа, бани или сауны, способе удаления бытовых отходов. Кроме того, переписчики будут интересоваться, есть ли в домохозяйстве отдельная кухня или только часть помещения отведена для приготовления пищи. Кроме того, в вопросник включены пункты о наличии стационарной телефонной связи, телевизионной антенны, интернета и радиоточки.

В соответствии с современным законодательством, переписчики будут спрашивать россиян не только об уровне образования, но и конкретные ступени: бакалавр, специалист или магистр (для высшего образования), кандидат или доктор наук (для послевузовского образования).

Будет использован метод самоисчисления, совметно с опросом. Зарплата перписчиков составит 5,7 тысячи рублей. Общие затраты федерального бюджета на подготовку и проведение всероссийской переписи 2010 года составят 17 миллиардов рублей, включая пробную перепись.

В межпереписной период, который во многих странах составляет 10 лет, сведения о населении получают из текущего учета демографических событий, т.е. регистрации событий по мере их возникновения.

В нашей стране рождения, смерти, браки и разводы регистрируются в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В сельской местности – в администрациях сельских населенных пунктов.

Переезды, т.е. миграция, фиксируются в органах внутренних дел, в случае внешней миграции – в органах пограничной охраны.

Регистрация демографических событий ведется согласно заявительному принципу, т.е. население само должно обращаться в соответствующие органы и сообщать о том или ином событии.

Это создает проблему возможной неполноты учета демографических событий.

Чтобы ее уменьшить или снять совсем, законодательство многих стран устанавливает обязательность регистрации демографических событий в определенные сроки или возлагает ответственность за информирование государственных органов на соответствующие учреждения: родильные дома, похоронные бюро и т.п.

Этой же цели служит и выдача на руки свидетельств о рождении, смерти, о заключении брака и регистрации развода. Эти свидетельства имеют юридическое значение для их получателей, поскольку создают соответствующие права и обязанности. Тем самым повышается мотивация для регистрации демографического события.

Регистрация миграции в СССР, во времена обязательной прописки осуществлялась «автоматически». В настоящее время перемещение населения внутри страны стало более свободным, а учет внутренней миграции – более проблематичным.

Внешняя миграция по-прежнему фиксируется в момент пересечения границы.

Факты рождений, смертей, браков и разводов регистрируются в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 29.04.2002 N 44-ФЗ).

Также к фиксируемым актам гражданского состояния относят: усыновление (удочерение), установление отцовства, перемену имени.

Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка [п. 6 ст. 16 143-ФЗ].

Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего[п.2 ст. 66 143-ФЗ].

Для целей демографического анализа важно не только количество событий, но и перечень признаков, характеризующих лиц, с которыми эти события произошли.

Этот перечень устанавливается законодательно (или правительственными постановлениями) и отражается собственно в акте регистрации.

Запись актов гражданского состояния (регистрация демографических событий) производятся в 2–х экземплярах: 1 остаётся в архиве органов ЗАГС, 2-ой передаётся в статистические органы.

Сведения делятся на 2 части:

1. Сведения административного характера, не интересующие демографов (ФИО, № паспорта, № свидетельства о рождении).

2. Сведения статистического назначения, исследуемые демографией:

· при рождении указываются:

- сведения о ребенке: пол, дата и место рождения, количество одновременно родившихся, живорожденный/мертворожденный, каким по счёту родился;

- сведения о родителях: дата рождения и возраст, гражданство, национальность, место постоянного жительства, где и кем работает (источник средств существования), уровень образования.

· при регистрации брака:

- дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность, место постоянного жительства, семейное положение (в браке не состоял, вдов, разведен), где и кем работает (источник средств существования), уровень образования;

· при регистрации расторжения брака:

- дата и место рождения, гражданство, национальность, место постоянного жительства, где и кем работает, уровень образования, какой по счету брак, возраст на день регистрации брака;

· при регистрации смерти:

- дата и место рождения, последнее место жительства, пол, гражданство, национальность (если сведения указаны в документе, удостоверяющем личность умершего), дата и место смерти, причина смерти.

Такие сведения позволяют вести глубокую и многомерную разработку проблем рождаемости, смертности, брачности и разводимости.

Первоначально потребность регистрации демографических событий возникла у западноевропейской церкви для оформления оплаты верующими совершения обрядов бракосочетания, церковного расторжения брака, крещения новорожденных и погребения умерших.

Постепенно, почти одновременно с проведением первых переписей, интерес к этому стало проявлять государство. Сначала оно просто использовало церковные книги, затем стало устанавливать правила их ведения и контролировать регистрацию. И наконец, в конце XVII и в XIX веке передало эти функции от церковных к гражданским органам.

В России первые попытки ввести церковную регистрацию демографических событий появились в середине XVII в.

Позднее Петр I повелел вести церковный учет рождений и смертей с еженедельным предоставлением ведомостей в Патриарший Духовный приказ. Эта практика сначала установилась в Москве в 1702 году, а в 1722 распространилась повсеместно в отношении православного населения.

Инициативу Петра I его приемники не продолжили.

Регистрация смертей и рождений возобновилась при Екатерине II с 1764 г. и в течение 60-ти лет была распространена на неправославные народы России.

После революции декрет о регистрации рождений, смертей и браков был издан уже через месяц, 18.12.1917, а еще через месяц 23.01.1918 церковь была отделена от государства и регистрационные функции перешли к органам ЗАГС (записей актов гражданского состояния).

Данные текущего учета и переписей населения являются взаимно дополнительными и должны использоваться совместно. Только вместе они позволяют рассчитывать численность населения в межпереписной период и анализировать процессы воспроизводства населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: