Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

В.В. Гарабцов




Список рекомендуемой литературы.. 15

Введение. 4

Для студентов специальности 061000

По выполнению контрольных работ по дисциплине

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЕМОГРАФИЯ

В.В. Гарабцов

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Семинары

Тема для изучения
Предмет и метод демографии. (2 часа)
Система источников данных о населении. (2 часа)  
Демографические структуры. Балансовое уравнение населения, компоненты изменения численности населения. (2 часа)
Демографическая сетка. Система демографических показателей. Демографические коэффициенты. Стандартизация общих демографических коэффициентов. Самостоятельная работа на расчет стандартизованных коэффициентов. (2 часа)
Демографический анализ смертности. Демографические таблицы. Таблицы смертности. Типовые таблицы смертности. Теория эпидемиологического перехода. Эпидемиологический переход в России (4 часа)  
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 (2 часа)
Демографический анализ рождаемости. Система показателей рождаемости. Самостоятельная работа на показатели рождаемости. (2 часа)
Демографический анализ рождаемости. Модель Бонгаартса. Особенности рождаемости в России. (2 часа)
Демографический анализ брачности и разводимости. (2 часа)  
Демографический анализ миграции. (2 часа)  
Воспроизводство населения. Модели стабильного и стационарного населения. (2 часа) Самостоятельная работа на воспроизводство населения и модель стационарного населения
Демографическое прогнозирование. (2 часа)  
Демографическая политика. (2 часа)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 (2 часа)  
Деловая игра «Закономерности воспроизводства населения. Глобальная демографическая проблема в современном мире» (2 часа)
Итого

 
 


Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

«Менеджмент организации»

Санкт-Петербург


Одобрены на заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление», протокол № 3 от 17.11.05г.

Утверждены Методическим советом ИГМУ, протокол № 3 от 17.11.05г.

Демография. Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине для студентов специальности 061000 заочного отделения – СПб.: Изд-во СПб ГУСЭ, 2006 15 с.

Составитель: канд. геогр. наук, доц. В.В. Гарабцов

Рецензент: ст. преп. Л.М. Зиброва

© Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2006.





ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Курс «Демография» в системе подготовки
специалистов государственного и муниципального управления. 6

2. Контрольные задачи по курсу «Демография» и
указания по их выполнению... 8


Введение

С начала 90-х годов прошлого века развитие России происходит не только в новых политических, социально-экономических, но и демографических условиях. В число реалий нашей жизни прочно вошло новое явление – депопуляция (превышение смертности населения над рождаемостью), охватывающая все большее число регионов страны. В результате общая численность населения Российской Федерации уменьшилась со 148,7 млн. человек в 1992 году (когда впервые была зафиксирована естественная убыль) до 143,8 млн. человек в 2005 году.

Данную тенденцию, особенно в современных условиях, нельзя не признать негативной. Необходимость решения острейших демографических проблем отметил Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию (Российская газета. 26 апреля 2005 г.). Низкая рождаемость была отмечена в Послании как общенациональная проблема. Для ее решения необходимо создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей. С целью увеличения численности населения России предложено разработать осмысленную стратегию иммиграционной политики, направленной на привлечение в первую очередь граждан из стран ближнего зарубежья. В Послании подчеркнуто, что решение таких проблем нельзя откладывать.

Во всех европейских странах проводится активная демографическая политика и тратятся огромные средства на увеличение рождаемости или хотя бы поддержания ее на существующем уровне. Ни одно государство не желает мириться с неизбежностью депопуляции своего народа.



Население составляет важнейший ресурс общества и в известном смысле определяет его экономическое, оборонное и политическое значение. Население – это фактор, средство и условие развития страны. Для России, продолжающей обладать наибольшей территорией в мире, численность проживающего на ее обширном пространстве населения может быть увеличена, даже на европейской части страны, многократно.

Сохранение и желательное увеличение населения России должно стать первейшей целью государственной политики нашей страны и основной задачей федеральных и региональных органов власти и управления.

В 2002 году Правительством РФ была принята к исполнению Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Приоритетными целевыми задачами демографического развития Российской Федерации, решение которых, согласно концепции, должно обеспечить стабилизацию численности населения страны и создание предпосылок его роста, являются:

- укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

- стимулирование рождаемости и укрепление семьи;

- регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения.

Концепция обязывает все органы власти федерации и ее субъектов руководствоваться положениями этого документа при планировании и осуществлении мероприятий в области воспроизводства населения и трудовых ресурсов.

В современных условиях системное решение актуальных проблем демографического развития может более эффективно решаться на региональном уровне, чем на федеральном, так как направленность и интенсивность процессов воспроизводства населения значительно различаются по территории страны.

В настоящее время во многих субъектах федерации проводится работа по оптимизации формирования населения на их территории. Например, в Санкт-Петербурге силами ученых по заданию Правительства города была разработана «Концепция демографического развития Санкт-Петербурга». Она представляет собой совокупность аналитических и прогностических взглядов, положений, принципов, целей и приоритетов в области регулирования процессов воспроизводства населения в условиях современной экономики и с учетом ее совершенствования в будущем. Концепция призвана стать базой демографической политики мегаполиса на период до 2025 года и определяет экономико-правовые, организационные, социально-психологические и иные ориентиры, в рамках которых могут разрабатываться программные документы. В их число, в частности, входят целевые региональные программы по вопросам повышения рождаемости, поддержки материнства и семьи, здоровья и продолжительности жизни, миграции и других аспектов собственно демографического и социально-экономического развития. Сейчас в Петербурге уже реализуются 25 целевых программ, непосредственно (или опосредованно) связанных с демографической проблематикой.

Попытки регулирования демографических процессов предпринимаются и на уровне федеральных округов. Так, в Северо-Западном федеральном округе разработаны «Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 года». В данном документе предложены механизмы совершенствования федеральных и субфедеральных отношений на основе новой идеологии региональной политики. Среди многочисленных задач, стоящих перед регионом, в качестве одной из важнейших поставлено решение проблемы сокращения масштабов, а в дальнейшем и прекращение депопуляции населения Северо-Запада, создание предпосылок, стимулирующих его воспроизводство и рост, улучшение здоровья населения.

В других округах и субъектах федерации также проводится работа по оптимизации демографической обстановки в соответствии с особенностями естественного воспроизводства, миграции и стратегическими целями социально-экономического развития регионов

1. Курс «Демография» в системе подготовки специалистов государственного и муниципального управления

Для успешного решения задач оптимизации процессов естественного движения и миграции населения на любом территориальном уровне требуется дополнительная подготовка квалифицированных кадров, способных грамотно провести анализ демографической ситуации, рассчитать перспективную численность населения и его структуру, определить направления и конкретные меры региональной демографической политики. Кроме того, для повышения эффективности деятельности структур законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, организации оптимальной работы учреждений и предприятий различных хозяйственных сфер, обоснования целесообразных объемов и состава производства товаров и услуг необходимо обладать объективной, достоверной и актуальной информацией о населении. Чрезвычайно важно обеспечить приемлемый уровень демографической грамотности законодателей, политиков, чиновников-управленцев, специалистов-практиков разных отраслей. Потребность в познании азов демографии остро ощущают государственные и муниципальные служащие, экономисты разного профиля, предприниматели, а также работники образования, здравоохранения, культуры и ряда других сфер деятельности.

Изучение курса «Демография» является обязательным в соответствии с федеральным компонентом по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление».

Цель курса «Демография» как учебной дисциплины – овладение теоретическими основами науки, приемами и методами демографического изучения населения, необходимыми для выполнения функций специалиста в системе государственного и муниципального управления.

Практические задачи курса: научить студентов самостоятельно проводить анализ процессов воспроизводства населения и демографических структур, выявлять особенности и тенденции демографической обстановки и факторы, влияющие на нее; освоить основные методы демографического прогноза; определять в зависимости от ситуации направления и меры демографической политики.

Подготовка по данному предмету при заочной форме обучения включает проведение лекций и практических занятий по следующим темам:

1. Предмет и методы демографии.

2. Законы и теории народонаселения.

3. Демографические структуры.

4. Естественное движение населения.

5. Миграции населения.

6. Анализ демографической ситуации.

7. Демографический прогноз.

8. Демографическая политика.

Учебный план по курсу «Демография» предусматривает также выполнение контрольной работы, целью которой является развитие умений и навыков комплексного изучения демографических процессов. Контрольная работа включает пять задач, посвященных анализу различных аспектов формирования населения. Их последовательность соответствует логике проведения демографического исследования при разработке стратегических программ и планов развития регионов.


2. Контрольные задачи по курсу «Демография» и указания по их выполнению

Задача № 1

Имеются следующие данные о численности населения города на начало года: наличного населения – 325 147 человек, в том числе временно присутствующих – 6176 человек, временно отсутствующих – 2065 человек.

В течение года на постоянное жительство прибыло 7927 человека и выбыли из состава постоянного населения данного города на постоянное место жительство в другие населенны пункты 1073 человека.

К концу года количество временно проживающих увеличилось на 203 человека, а временно отсутствующих увеличилось на 92 человека.

При этом числа родившихся и умерших за год оказались равными.

Требуется определить:

1. численность наличного и постоянного населения на конец года;

2. среднегодовую численность населения;

3. абсолютный прирост численности наличного и постоянного населения за год;

4. темпы роста и темпы прироста населения за год.

Указания к выполнению

1. Наличное население – фактическое население, находящееся на территории населенного пункта на определенную дату. В его состав входят постоянно и временно проживающие за исключением временно отсутствующих.

Постоянное население – население, зарегистрированное по месту проживания.

2. Среднегодовая численность населения определяется как среднеарифметическая величина суммы численностей населения на начало и на конец года.

3. Абсолютный прирост (убыль) населения представляет собой алгебраическую разность между численностью населения на начало и на конец года.

4. Темпы роста населения: Кp. = (St: So) х 100 (%), где

St – численность населения на конец года,

So – численность населения на конец года.

Темпы прироста населения: Кпр. = [(So – St): So] х 100 (%)

Задача № 2

Имеются следующие данные о возрастно-половом составе населения Санкт-Петербурга на начало 2004 года:

Возрастные группы, лет Численность населения, тыс. человек
Мужчины женщины
0-4 80,5 75,5
5-9 87,1 83,0
10-14 147,1 140,4
15-19 174,3 170,5
20-24 163,2 165,1
25-29 153,5 160,7
30-34 196,3 157,4
35-39 164,9 180,8
40-44 179,3 218,4
45-49 165,2 215,1
50-54 148,4 201,2
55-59 85,6 115,2
60-64 117,4 177,1
65-69 75,1 131,1
70 и старше 129,2 337,6
Итого 2067,1 2529,1

Требуется:

1. Определить тип возрастной структуры населения.

2. Построить возрастно-половую пирамиду.

3. Рассчитать показатели полового состава населения по возрастным группам и всему населению.

4. Определить возрастные контингенты населения (в абсолютном и относительном исчислении): контингент населения трудоспособного возраста, моложе трудоспособного и старше трудоспособного возраста, контингент репродуктивного населения.

5. Определить общую демографическую нагрузку на трудоспособное население, в том числе пенсионерами и лицами до трудоспособного возраста.

6. Рассчитать уровень демографического старения населения.

7. Дать сравнительную характеристику возрастного состава мужчин и женщин.

Указания к выполнению

1. Используя предложенную таблицу, определите к какому типу относится данная возрастная структура: прогрессивному, стационарному, регрессивному.

Возрастные группы Типы возрастной структуры
прогрессивный (%) стационарный (%) регрессивный (%)
0-14 лет
15-49 лет
50 лет и старше

2. При построении возрастно-половой пирамиды численность (или долю) мужчин каждой возрастной группы следует откладывать слева от оси ординат, а женщин – справа. Форма пирамиды должна отражать тип возрастной структуры.

3. Требуется определить соотношение между мужчинами и женщинами по каждой возрастной группе и населению в целом.

4. Контингент «моложе трудоспособного возраста» составляют дети до 15 лет, «трудоспособный» - женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет, «старше трудоспособного возраста» - женщины от 55 лет, мужчины от 60 лет.

5. Демографическая нагрузка на трудоспособное население рассчитывается как отношение численности населения младше и старше трудоспособного возраста к контингенту населения трудоспособного возраста.

6. Уровень демографического старения рассчитывается как отношение численности населения старше трудоспособного возраста к среднегодовой численности всего населения в процентах, отдельно по мужчинам и женщинам. Оценка уровня старения дается исходя из следующих характеристик: менее 8 % - демографическая молодость, 8 – 10% – преддверие старости, 10 – 12% - собственно старение, 12% и более – демографическая старость.

7. Требуется выделить наибольшие и наименьшие диспропорции в соотношении мужчин и женщин среди представленных в таблице возрастных групп, отдельно выделив группу репродуктивного возраста (15 – 49 лет).

Задача №3

Имеются следующие данные, характеризующие естественное движение населения.

Возрастные группы, лет Число рождений, чел. Численность женщин, тыс. чел.
15-19 67,6
20-24 61,4
25-29 57,7
30-34 52,0
35-39 61,5
40-44 78,1
45-49 76,6

Кроме того, известно, что в данном году умерло – 33,4 тыс. человек; среднегодовая численность всего населения составила 1654,4 тыс. человек, в т.ч. женщин – 887,7 тыс. человек.

Требуется определить:

1. повозрастные коэффициенты рождаемости и общий коэффициент рождаемости;

2. специальный коэффициент рождаемости;

3. коэффициент суммарной рождаемости;

4. общий коэффициент смертности;

5. абсолютный естественный прирост (убыль) населения и коэффициент естественного прироста (убыли) населения;

6. дать оценку общих демографических коэффициентов по соответствующим шкалам оценки показателей естественного движения населения.

Указания к выполнению

1. Повозрастные коэффициенты рождаемости рассчитываются по формуле:

Fx = (Nx: Wx) х 1000 (промилле). где

Nx – число детей, родившихся от женщин определенной возрастной группы (х);

Wx – среднегодовая численность всех женщин.

Общий коэффициент рождаемости:

Крожд. = (N: S) x 10000 (промилле), где

N – общее число родившихся детей;

S – среднегодовая численность всего населения.

2. Специальный коэффициент рождаемости:

F = (N: W15-49) x 1000 (промилле), где

W15-49 – численность женщин в возрасте 15-49 лет.

3. Коэффициент суммарной рождаемости равен сумме возрастных коэффициентов рождаемости, деленной на 1000. Он показывает сколько детей родила бы одна женщина за период от15 до 49 лет при условии неизменности возрастных коэффициентов рождаемости, определенных в расчетном году. Коэффициент суммарной рождаемости выше 4,0 считается высоким, меньше 2,15 – низким. Коэффициент суммарной рождаемости не зависит от возрастно-полового состава населения и поэтому является наиболее точным показателем интенсивности рождений.

4. Общий коэффициент смертности:

Ксм. = (M: S) x 1000 (промилле), где

М – число умерших за год.

5. Абсолютный естественный прирост (убыль) населения равен алгебраической разности между родившимися и умершими. Коэффициент естественного прироста:

Кест. пр.= [(N – M): S] х 1000 (промилле)

6. Оценка общих демографических коэффициентов дается исходя из сложившегося уровня рождаемости, смертности и естественного прироста (убыли) в мире, Европе и России.

Общие коэффициенты Мир в целом Зарубежная Европа Россия
Крожд.
Ксм.
Кест пр. -6

Задача №4

По Ленинградской области процессы миграции представлены следующими данными:

Годы Численность населения на начало года, тыс. человек Прибыло, человек Выбыло, человек
1674,5 41 424 29 703
1670,2 39 734
1667,1 36 093 24 263
1660,3

Требуется определить за каждый год:

1. естественный прирост (убыль) населения;

2. сальдо миграции;

3. оборот миграционных процессов;

4. интенсивность миграционных процессов;

5. количественную результативность (эффективность) миграции;

6. показатель оседлости населения.

Указания к выполнению

1. Для определения естественного прироста сначала необходимо вычислить по каждому году величину общего прироста (убыли) населения, затем, исходя из приведенных в таблице данных – механический прирост и, наконец, путем вычитания из общего прироста его механической составляющей – естественный прирост.

2. Сальдо миграции рассчитывается как алгебраическая разность между прибывшими (V+) и выбывшими (V-).

3. Оборот миграционных процессов равен сумме прибывших и выбывших: (V+) + (V-).

4. Интенсивность миграционных процессов рассчитывается как отношение сальдо миграции к среднегодовому населению:

{[(V+) – (V-)]: S} x 1000 (промилле)

5. Количественная результативность (эффективность) миграции определяется через отношение сальдо к обороту миграционных процессов:

[(V+) – (V-)]: [(V+) + (V-)]

6. Показатель оседлости населения – отношение разности числа прибывших и выбывших за три года к числу выбывших за последний год.


Задача №5

В таблице представлены следующие данные:

Возрастные группы Рабочие, человек Служащие, человек Стандарт (Р), повозрастное распределение населения (в % к итогу)
число живущих число умерших число живущих число умерших
20-29 2 277 2 158 39,2
30-39 2 541 1 237 29,2
40-49 3 014 20,4
50-59 3 118 11,2
Всего 10 950 3 943 100,0

Требуется вычислить стандартизованные коэффициенты смертности для рабочих и служащих.

Указания к выполнению

При сравнении общих коэффициентов смертности по разным странам, регионам, городскому и сельскому населению, различным социальным группам и т. д. следует учитывать зависимость общих коэффициентов в сравниваемых группах от состава населения. В связи с влиянием на общие коэффициенты смертности структурных характеристик населения их сопоставление может привести к неправильному представлению о существующих различиях смертности в сравниваемых группах населения. Особенно часто такая проблема возникает в случае, когда группы значительно отличаются возрастным составом.

Для элиминирования возрастного состава применяю стандартизацию коэффициентов, в результате которой получают стандартизованные коэффициенты, приведенные к одинаковой структуре населения. Стандартизованные показатели (при прямом методе стандартизации) рассчитываются путем взвешивания возрастных показателей смертности сравниваемых групп населения по одним и тем же весам, соответствующим возрастному составу населения, принятому за стандарт.

Расчет производится по формуле:

mстанд. = сумма(Sx x mx), где

mстанд. – средняя из повозрастных показателей mx смертности, перевзвешенная по весам стандарта Sx;

mx – коэффициент повозрастной смертности изучаемой группы;

Sx – доля изучаемой группы в населении, принятом за стандарт.

3. Список рекомендуемой литературы

1. Демография: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2003.

2. Демография: Учебное пособие / Под ред. проф. В.Г. Глушковой. – М.:КНОРУС, 2004.

3. Демографические ежегодники Российской Федерации. – М.:Госкомстат, 1993 – 2003.






Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 1366; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9657 - | 7322 - или читать все...

Читайте также:

 

54.145.45.143 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.016 сек.