Миграция населения

Миграция населения – это перемещение людей за пределы административно-территориальных границ с целью изменения места жительства. В демографии иногда вместо термина «миграция» используются термины: «переселение», «передвижение населения», «механическое движение населения». Тех, кто добровольно или вынуждено покидает прежнее место жительства и выезжает для проживания в другую страну, называют эмигрантами; тех, кто приезжает в другую страну на новое местожительство – иммигрантами; тех, кто возвращается после добровольной эмиграции из-за границы на родину – реэмигрнтами. Людей, добровольно изменивших постоянное место жительство внутри страны, называют переселенцами. Тех, кто вынужден покинуть прежнее место жительства в виду угрозы жизни, называют беженцами; тех, кого принудительно заставляют переселяться на другое место жительства или в другую страну – депортированными; а возвращающихся из вынужденной эмиграции или депортации – репатриантами.

Миграционные процессы влияют на демографическую ситуацию, формирование и конкуренцию рынка труда, на нагрузку инфраструктуры, криминальную обстановку, межнациональные отношения. В прошлые века миграция происходила стихийно в огромных масштабах, как правило, в связи с освоением новых земель или захватом чужих территорий. В настоящее время значительное влияние на миграционные процессы оказывают этнополитические и межэтнические конфликты, низкий уровень экономического развития страны, региона, экологические катастрофы. Для современного мира характерны глобальные миграционные процессы.

По оценкам экспертов, сегодня в мире живут за пределами своих стран до 145 млн. человек, то есть каждый 44-й ее житель планеты. Больше всего (в процентном отношении к жителям страны) иммигрантов в Люксембурге (56,2%), Австралии (24,0%), Франции (20,1%), Швейцарии (19,4%), Канаде (18,5%), Австрии (10,2%) и США (9,3%).

Миграционные процессы неоднородны, в каждой стране имеют свою специфику, изменчивы во времени. По территориальной направленности миграция может быть внешней – за пределы страны, региона и внутренней – в пределах страны, региона, международной – с изменением гражданства. По причинам миграция может быть добровольной, вынужденной и принудительной. Причины добровольной миграции: поиск работы и лучших условий жизни, изменения семейного положения (брак, развод, усыновление, вступление в наследство), на учебу, в связи с назначением на новое место работы, туристический и культурный обмен, из-за неблагоприятных климатических условий, по политическим мотивам, для сокрытия криминального прошлого. Миграционные потоки вынужденной миграции составляют беженцы, а принудительной – депортированные. П о способам миграция может быть официальной и нелегальной, конечной и транзитной, организованной и стихийной, индивидуальной и коллективной. По временным параметрам миграция бывает безвозвратной (окончательная смена постоянного места жительства) и возвратной (временное перемещение на другое место жительства). Возвратная миграция может быть сезонной (перемещение на определенный период, например, в сезон отпусков), эпизодической (деловые и туристские поездки), маятниковой (временные перемещения с места постоянного жительства на место работы или учебы и обратно).

Особо выделяют трудовую миграцию – добровольное перемещение взрослого населения в другую страну или регион с целью поиска заработков. Основные потоки трудовой внешней эмиграции:

· мужчины, в большинстве случаев молодые, безработные, низкооплачиваемые, с низкой квалификацией;

· женщины массовых профессий сферы общественного сервиса и домашних услуг;

· высококвалифицированные специалисты;

Источником данных о миграции населения являются документы текущей регистрации населения по месту жительства и данные переписей, а также документы миграционных ведомств и служб, дипломатических представительств. В России для иностранцев введена специальная миграционная карта, в которой указываются основные данные о мигранте, а также цель его приезда в страну и срок пребывания.

Основные показатели миграции: абсолютное число мигрантов, коэффициент механического прироста населения и сальдо миграции.

Коэффициент механического прироста населения зависит от половозрастной и брачно-семейной структуры населения и свидетельствует о его миграционной подвижности. Повышенной миграционной подвижностью обладает молодежь и мужское несемейное население трудоспособного возраста. Коэффициент механического прироста населения России в 1991 году составлял 1,1 ‰, в 1995 – 3,4 ‰, в 2000 – 1,5 ‰, в 2003 – 0,3 ‰.

Сальдо миграции рассчитывается как разность прибывших и убывших за определенный период времени и может быть нулевым, положительным или отрицательным. Положительное сальдо миграции пока сохраняется со странами СНГ и Балтии, отрицательное – с развитыми странами Европы и США. В 2000 году сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья составило 267 тыс. человек. Более 2/3 мигрантов прибыло в Россию из Казахстана, Украины и Узбекистана.

До 1891 года иммиграция в России превышала эмиграцию. Первый значительный приток мигрантов происходил при Петре I, второй – при Екатерине II. В целом за ХVIII-ХIХ века иммиграция составила 4 млн. человек. Однако решающего значения для формирования состава населения России внешняя миграция не оказала. Эмиграция из СССР имела три волны. Первая волна эмиграции (1917-1938) была политической, признавалась свободной и составила 4 млн. человек. Вторая волна эмиграции (1939-1952) была вынужденной, как следствие Второй мировой войны, и составила до 8 млн. человек. Третья волна эмиграции (1953-1986) – «диссидентская» и составила 700 тыс. человек, в том числе 75% эмигрировали в Израиль. Основные потоки принудительной внутренней миграции в СССР составляли раскулаченные, репрессированные, депортированные, специалисты по направлению и распределению, участники освоения целинных земель и комсомольских строек.

Согласно статистическим данным, за период 1991-2004 годы объем внутренней миграции в России сократился с 3691 тыс. до 2040 тыс. человек. Наибольший отток населения происходил из Дальневосточного федерального округа, откуда, начиная с 1990-х годов, выехало 840 тыс. человек (11% всех жителей), из Чукотского автономного округа и Магаданской области, которые потеряли почти половину своего населения. Уменьшился за этот период приток иммигрантов из стран СНГ с 661 тыс. до 120 тыс. человек. Численность выбывших из России в страны СНГ также сократилась с 313 тыс. до 46 тыс. человек. Сальдо миграционного обмена со странами СНГ за этот период сократилось с 348 тыс. до 74 тыс. человек. Достаточно резко сократились миграционные связи со странами Балтии.

В регионах, куда приезжает наибольшее число мигрантов, происходит замедление процесса старения населения, так как среди мигрантов преобладают молодежь. Обратный эффект наблюдается в регионах, где преобладает отток населения. В тоже время переезд в другую страну или регион может приводить к откладыванию рождений детей. Диспропорция полов, вызванная миграционными процессами, затрудняет заключение браков и создание полноценной семьи. Миграция отрицательно сказывается на здоровье людей в связи с трудностями их адаптации на новом месте жительства.

По статистическим данным, в 2003 году в Россию прибыло 129 тыс. человек, а выбыло – 94 тыс. Среди всех прибывших 93,0% составляли иммигранты из стран СНГ и Балтии, обеспечив некоторую компенсацию естественной убыли населения России. Эмиграция в развитые страны мира усугубляют демографическую ситуацию России. Так в 2003 году из Россию в них убыло – 48,9 тыс. человек, а прибыло из них 9,5 тыс. человек. 9/10 российских эмигрантов выехали на постоянное место жительства в Германию, Израиль, США, Канаду и Финляндию. Негативные последствия легальной миграции: за рубеж – утрата квалифицированных кадров, отток капиталов, сокращение численности населения. Среди тех, кто выехал из России на Запад, более 70% имели высшее техническое образование, а 15% – ученые степени. Доля специалистов среди эмигрантов почти в 19 раз выше, чем среди населения России. По оценкам экспертов, потеря интеллектуального потенциала России из-за эмиграции специалистов за рубеж составляет 400 млрд. долл. США.

Наиболее высокие показатели прибывших из-за рубежа в Калининградской и Белгородской областях, в Республике Северная Осетия-Алания. Самые низкие показатели – в Республиках Ингушетия и Тыва, в Читинской и Амурской областях. В 2002 году в Санкт-Петербурге было зарегистрировано более 9 тыс. иммигрантов, в Ленинградской области – около 3 тыс. Приехавших в Санкт-Петербург с целью работать оказалось 2 тыс. человек, а в Ленинградской области – 1,6 тыс.

В последнее время значительно сократилась численность приезжающих в Россию. При этом, если в 1994 году, когда был зафиксирован максимальный объем миграционного прироста населения в 811 тыс. человек, иммиграция полностью покрывала естественную убыль населения страны, то в настоящее время – только на 24%. Чтобы сохранялась стабильность численности населения России, потребовалось бы в течение пяти лет принимать не менее 500 тыс. мигрантов ежегодно, что оценивается как маловероятный вариант компенсации естественной убыли населения страны. Допускать миграционную экспансию опасно. Сальдо миграции не должно быть более 1,5% от численности населения страны. Серьезной опасностью является концентрация моноэтнического состава мигрантов.

Для внутренней миграции характерно усиление оттока трудоспособного населения из северных, восточных и дальневосточных территорий. Внутренняя миграция меняет численность, состав и социальную структуру населения различных регионов страны, изменяя ситуацию на рынках труда, демографическую нагрузку на занятое население и на инфраструктуру региона. Положительное сальдо внутренней миграции влияет на увеличение численности и плотности населения, на омоложение и частичную компенсацию тенденции постарения нации, стимулирует экономический рост, сокращает дефицит рабочей силы, увеличивает доходную часть государственного бюджета, обеспечивает занятость на низкооплачиваемых рабочих местах, способствует притоку капиталов.

По подсчетам экспертов в России в 2003 году официально зарегистрировано 283 тыс. рабочих, а нелегально трудятся более 1,5 млн. иностранных граждан. Негативные последствия нелегальной внешней миграции: часть заработанных денег переводится за рубеж, увеличивается безработица, усиливается демографическая нагрузка, обостряются этнические конфликты и социально-политическая напряженность, растет преступность. По данным экономистов, ежегодно от неуплаты налогов иностранными гражданами государственный бюджет России теряет до 1 млрд. долл. США.

За последние годы наблюдается сокращение численности населения в северных регионах России. Так, согласно статистическим данным, в 2004 году миграционная убыль населения в Республике Коми составила – 5718 человек, Приморском крае – 5215, Республике Саха (Якутия) – 4383, Архангельской области – 4861, Читинской области – 4383, Республике Бурятия – 3652, Магаданской области – 3434. Из северных регионов миграционные потоки в основном распространяются в пределах Российской Федерации. Во внутренней миграции только около 10% переместились внутри своего региона, остальные выехали в другие регионы. Отток населения из северных регионов в центральные и южные регионы приводит к диспропорциям в региональном развитии. Существенный миграционный прирост произошел только в Ханты-Мансийском (8,9 тыс. человек) и Ямало-Ненецком (2,4 тыс. человек) автономных округах. В них же население увеличилось и за счет естественного прироста.

Международная миграция в северные регионы в основном происходила из стран СНГ, наибольшее число приезжих из Украины и Белоруссии. За пределы России из северных регионов выехали в 2003 году свыше 11 тыс. мигрантов, в том числе в страны СНГ и Балтии 8,4 тыс. человек, в другие страны – 2,7 тыс. человек. Основными причинами выезда за рубеж из северных регионов были причины личного и семейного характера, реэмиграция, выезд на работу и учебу, экологическое неблагополучие, обострение криминальной обстановки и межнациональных отношений. Странами преимущественного выезда из северных регионов являются Украина и Белоруссия. Так, в 2003 году на Украину из Ханты-Мансийского автономного округа выехали 946 человек, в Белоруссию – 327, из Ямало-Ненецкого (соответственно) – 583 и 160, из Мурманской области – 653 и 422, из Республики Коми – 541 и 245.

В 2004 году из зарубежных стран в Мурманскую область приехали – 1133 человек, в Республику Карелия – 570, в Республику Коми – 432, в Ханты-Мансийский автономный округ – 1942, в Ямало-Ненецкий автономный округ – 1067, в Республику (Саха) Якутия – 617, в Магаданскую область – 316. Из развитых западных стран больше всего приезжают в северные регионы жители Германии и Финляндии. В то же время за рубеж из Мурманской области выехали – 1182 человек, из Республики Коми – 1173, из Республики Карелия – 737, из Ханты-Мансийского автономного округа – 1835, из Ямало-Ненецкого автономного округа – 863, из Республики (Саха) Якутия – 695, из Магаданской области – 396.

О качественном составе мигрантов, приехавших в северные регионы, можно судить по двум показателям: возраст и уровень образования. Наибольшее количество мигрантов трудоспособного возраста приехало в Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, и Ненецкий автономные округа. В этих же округах был зафиксирован миграционный прирост групп моложе трудоспособного возраста. В Республике Карелия больше всего было мигрантов старше трудоспособного возраста. В Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, в Республике Тыва преобладают мигранты, имеющие высшее и среднее профессиональное образование. В большинстве северных регионов была зафиксирована миграционная убыль высококлассных специалистов. Так, в 2003 году из Мурманской области выехали 4832 человека с высшим образованием, из Архангельской – 3046.

Доля вынужденных переселенцев и беженцев в северных регионах незначительна. С начала регистрации вынужденных переселенцев и беженцев 1 июля 1992 на 1 января 2004 года в Архангельской области насчитывалось 256 вынужденных мигранта, в Республике Карелия – 620, в Республике Коми – 961, в Мурманской области – 636, в Ханты-Мансийском автономном округе – 2495, в Ямало-Ненецком автономном округе – 880, в Магаданской области – 45, в Республике (Саха) Якутия – 33. Как показывают статистические данные, трудовые мигранты, прибывшие в северные регионы легальным способом, не оказывают существенного влияния на состояние рынка труда и занятости. В основном они работают на строительстве, в сельском и лесном хозяйстве, занимаются коммерческой деятельностью

Для смягчения негативных и стимулирования позитивных последствий воздействий миграционных процессов в современном мире получила широкое распространение практика государственного регулирования внешней и внутренней миграции населения. В ее основе лежат соблюдение законодательно признанных естественных прав личности на свободу перемещения и необходимость защиты национальных интересов страны.

В 1993 году были приняты Федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», в 1996 году – «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В апреле 2001 года Правительство РФ приняло Концепцию Государственной миграционной политики, в 2002 году – Постановления «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности». Во исполнение этих постановлений Министерством труда, Министерством внутренних дел и Министерством экономики были установлены квоты для приглашения иностранных работников с распределением их по регионам. Общий объем квот на 2000 год был установлен в размере 530 тысяч приглашений, из них Центральному Федеральному округу было выделено 240 тысяч приглашений (почти половина), Санкт-Петербургу – 14 тыс., Ханты-Мансийскому автономному округу – 59, Ямало-Ненецкому автономному округу – 29, Приморскому краю – 15. Было также установлено, что работодатель обязан за каждого иностранного работника внести в бюджет государства плату в размере 100 долл. США, что соответствует общепринятой мировой практике. В 2005 году общероссийская квота приглашений иностранных граждан на въезд в нашу страну составила 214 тыс. приглашений. Для северных регионов были установлены следующие квоты: для Сахалинской области – 5800 приглашений, Ямало-Ненецкого автономного округа – 4760, Чукотского автономного округа – 2849, Ханты-Мансийского автономного округа – 1837, Республики (Саха) Якутия – 1075, Республики Тыва – 469, Ненецкого автономного округа – 450, Магаданской области – 400, Республики Коми – 390, Мурманской области – 300, Архангельской области – 250.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: