Тема 3. Источники демографической информации

Тема 2. История демографии

Тема 1. Демография как наука

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Цель учебного курса – дать знания основ демографии как науке о структуре и динамике воспроизводства населения, объяснить закономерности динамики половозрастной и миграционной структур населения, раскрыть особенности современной демографической ситуации в мире и Российской Федерации, рассмотреть экономические, региональные и этнические аспекты воспроизводства населения, проблемы демографического прогнозирования и демографической политики.

В результате изучения курса «Демография» студент должен:

- иметь представление о структуре и динамике воспроизводства населения, о показателях измерения и тенденциях демографических процессов;

- знать состояние современной демографической ситуации в мире и в Российской Федерации, проблемы демографической политики;

- уметь пользоваться статистической информацией о демографических процессах;

- овладеть навыками использования демографических данных в будущей профессиональной деятельности.

Содержание курса «Демография»

Возникновение демографии как отрасли научного знания. Институализация демографии как науки. Значение и место демографии в системе общественных наук. Связь демографии с другими науками. Необходимость специализации демографии. Основные разделы современной демографии: статистика населения, теория воспроизводства населения, демографическая политика. Система демографических наук: историческая демография, описательная демография, экономическая демография, региональная демография, этническая демография.

Объект и предмет демографии.Населениекак главный объект демографии. Демографические процессы и события: рождаемость, смертность, миграция населения, демографическая ситуация, демографический взрыв, демографический кризис. Закономерности и тенденции воспроизводства народонаселения – основной предмет демографии как науки.

Задачи демографии как науки: изучение демографических процессов и событий, разработка демографических прогнозов. Научное и практическое значение демографии для государственного и муниципального управления и для регулирования процессов функционирования национальной экономики. Задачи учебного курса «Демография».

Основные этапы развития демографии. Формирование демографических знаний в ХVII – начале ХIХ века. Демографические открытия Джованни Риччоли, Джона Граунта, Уильяма Петти, Иогана Зюссмильха, Антуана Депарсье, Томаса Мальтуса. Возникновение демографии в России. Демографические воззрения М. В. Ломоносова.

Научные открытия демографии за период второй половины ХIХ – первой половины ХХ века. Развитие демографии в России и СССР. Современные демографические исследования с середины ХХ века.

Виды источников демографической информации: переписи населения, текущий статистический учет, выборочные и специальные исследования. Первичная и вторичная демографическая информация. Требования к демографической информации.

Перепись как основной источник демографической информации. История переписей населения. Группы населения, которые учитываются при переписи: постоянное и наличное население. Принципы проведения переписи населения: всеобщность, одномоментность, поименность, самоопределяемость, конфиденциальность, системность, централизованность. Программа и методы проведения переписи.

Текущий учет демографических событий. Регистры населения. Выборочные демографические исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: