Рассчитайте для населения региона и населения РФ доли трех основных возрастных групп в численности населения и коэффициенты демографической нагрузки

Рассчитайте средний возраст населения региона и населения РФ, отдельно женского и мужского. Рассчитайте средний возраст детского, трудоспособного и пожилого населения. Прокомментируйте полученные результаты.

Проведите сравнительный анализ двух возрастно-половых структур (России в целом и Вашего региона) на основе данных Всероссийской переписи населения 2002 г.

Задание 1. СРАВНЕНИЕ ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫХ СТРУКТУР РЕГИОНА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В течение семестра студент выполняет четыре задания, на каждое из которых отводится две недели. Баллы, набранные за выполнение заданий, учитываются при подведении итогов работы студента в семестре.

Для выполнения каждого задания студенты используют файлы с исходными статистическими материалами по своему региону (или сайты www.gks.ru, www.demoscope.ru, www.cir.ru).

В начале изучаемого курса все студенты должны выбрать один из 83 субъектов Российской Федерации для изучения демографической ситуации.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Методические указания для студентов

Методические рекомендации для преподавателя

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийные средства, компьютерное обеспечение.

Аудиторные занятия по спецкурсу «Демография» включают лекционные, практические и семинарские занятия, встречу работниками Статуправления, деловые игры. Практические занятия посвящены демографическому анализу населенческого потенциала, особенностям политико-административного устройства, территориальной организации населения мира, его регионов, России и экономических районов. В рамках семинаров проводятся занятия по темам наиболее сложным, дискуссионным для студентов. Особое значение придается обучению практическим навыкам работы с географическими картами, периодическими изданиями, энциклопедической литературой и статистическими сборниками.

Требования к лекционным и семинарским занятиям соответствуют классическим подходам, применяемым в педагогике высшей школы.

Вузовская лекция представляет собой ведущее звено дидактического цикла обучения. Е. цель – формирование у студентов ориентировочной базы для последующего усвоения программного материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим требованиям: изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному; логичность, четкость и ясность применяемых формулировок; возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога в целях активизации познавательной деятельности студента; опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления и процессы, статистическую информацию; тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается интонацией лектора. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении целесообразно исходить из того, что восприятие лекционного материала студентами младших и старших курсов существенно отличается по степени готовности и умению.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным темам учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определенной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами, либо между самими студентами.

При проведении аттестации студентов всегда важно помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых базируется контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента требуют учета его индивидуального стиля в реализации учебной деятельности. «Прозрачность» критериев оценки знаний существенно облегчает взаимопонимание преподавателя и студента и способствует активизации познавательного процесса.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Демография» определяется квалификационными характеристиками специалистов с высшим университетским образованием. По завершению изучения соответствующего курса студент должен: иметь представление о характере эволюции и закономерностях демографических процессов, взаимодействий между населением, системой расселения и трудовыми ресурсами; знать об особенностях основных тенденций развития и размещения населения; уметь анализировать специфику территориальной организации населения России и ее регионов; иметь опыт комплексного анализа основных геодемографических элементов, составляющих территориальные социально-экономические системы России и регионов;

иметь навыки применения самых современных методов при характеристике основных тенденций развития народонаселения в мировой и российской рыночной экономической экономике.

В учебном процессе могут использоваться следующие формы самостоятельной работы студентов: составление схем-конспектов по узловым вопросам конкретных тем, подготовка докладов, рефератов, сообщений; разработка сценариев деловых и ролевых игр, создание творческих эссе. Обучающийся должен проводить самостоятельный анализ и систематизацию исходных данных. Целесообразно рекомендовать следующие этапы в выполнении самостоятельной работы:

• изучение специальной научной литературы и другой информации, достижений отечественной и зарубежной науки в области изучения проблем теории и практики народонаселения;

• осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научной и специальной информации по теме исследования;

• выделение основных проблем;

• предложение возможных путей решения этих проблем;

• выполнение картографического сопровождения работы.

По итогам выполненной работы проводится собеседование и (или) тестовый контроль.

Индивидуальная самостоятельная работа (контрольная работа) студентов:

2. По мере изучения разделов курса «Демография» студенты выполняют задания по анализу того ил иного аспекта демографического развития своего региона.

1. Постройте две возрастно-половые пирамиды. Обоснуйте выбор абсолютных или относительных чисел при построении пирамид. Обратите внимание на численность населения в последнем, открытом возрастном интервале, а также на численность группы «возраст неизвестен».

2. Прокомментируйте общую форму пирамид, объясните появление малочисленных и многочисленных поколений, если таковые имеются. Поясните, какие демографические факторы повлияли на форму пирамид. Используйте сведения о рождаемости, смертности и, если необходимо, миграции. Предложите гипотезы относительно того, какие социально-экономические, политические и т.п. факторы повлияли на форму пирамид. Отличается ли возрастно-половая структура региона от структуры населения России в целом и почему?

3. Сравните третичное соотношение полов населения региона и населения РФ. Для этого воспользуйтесь графиком, на который нанесите данные. Прокомментируйте его форму. Обратите внимание на возраст, в котором мужское население по численности становится меньше женского. Чем объясняется величина этого возраста?

6. Каковы возможные последствия сложившихся возрастных структур для социально-экономического развития Вашего региона и России в целом?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: